Посмотрела дораму “Винченцо”. Внезапно на одном дыхании, внезапно осталась довольна, внезапно готова сказать спасибо Сону за доставленное, так сказать, удовольствие. Но не могу написать об этой работе в отрыве от основной темы канала. В конце-концов, и за просмотр взялась не просто так, а с целью сравнения "Винченцо" с "Беззаконным Адвокатом".
Сама попытка сравнения — не прихоть. Оно родилось не у меня в голове, а в многочисленных зрительских обсуждениях. Джунги и Сона вообще достаточно много сравнивали, хотя конечно они совершенно разные актёры. Но тут “спасибо” стоит говорить не столько “Адвокату” с “Винченцо”, сколько “Хроникам Асдаля”. Ну и плюс, Джунина Again My Life имеет некоторые общие сюжетные ходы с “Младшем сыном семьи чеболей”, где Сону снова повезло с рейтингами.
Однако “Адвокат” и “Винченцо” были первыми. Вернее первым был именно "Адвокат", дорама 2018 года. "Винченцо" вышел в 2021-м. "Винченцо" при этом считается абсолютым хитом. В течение долгого времени "Винченцо" держался в десятке топ-дорам Нетфликса. Сериал стартовал с рейтингом в 7,7% по AGB В Южной Корее и завершился на 14,6%, войдя в двадцатку самых рейтинговых кабельных дорам и в топ‑6 по истории tvN.
"Беззаконный адвокат", в свою очередь, держался в диапазоне примерно 5–7% с пиком около 7,1%, что считается очень хорошим показателем, но ощутимо ниже финальных цифр "Винченцо". Один из вопросов, который меня интересует, почему "Винченцо" стал "супер-ивентом", а "Беззаконный адвокат" остался скореее нишевой жемчужиной.
Почему еще имеет смысл сравнить? Во-первых, слишком много внешних совпадений, чтобы их не заметить. Два адвоката с криминальным бэкграундом, у обоих подружки-адвокатессы, у обоих страсть к дорогим костюмам. У сериалов невозможно не заметить общие визуальные коды (проходки героев, город как арена силового конфликта и проч) . На поверхности порой кажется, что визуально “Адвокат” и “Винченцо” почти зеркала (хотя зал суда там, на счастье, различается). Но я все равно считаю, что поверхностность этих совпадений делает сравнение дорам полезным. При ближайшем рассмотрении становится ясно, что речь идёт о двух принципиально разных типах героев, разных представлениях о морали и методах, да и специфике конфликта, в конце-концов. Ну и о разных типах актерского вызова.
Общее у этих дорам — эстетика. Правда в "Винченцо", кажется, съемки дороже и разнообразнее. Но и у "Адвоката" много красивого. Например, сцены у моря, весь экшн Джунги. Да и в целом, гангстерский стиль, напор, эффектная подача главного героя как фигуры, которая контролирует окружающее пространство. Санпиль и Винченцо заняты примерно одним и тем же — выводят на чистую воду буржуев-капиталистов, психопатов, коррупционеров и прочих злодеев, но мотивация у них разная. Бон Сан Пиль идет от личной драмы и травмы (Ли Джун Ги трейд марк), а Винченцо приезжает в Корею со шкурным интересом — прибрать к рукам ставшее внезапно бесхозным золото китайского магната.
Примечательно, что оба героя, провоцируя внешние конфликты, решают и свои внутренние задачи. Санпиль в финале кажется удовлетворён результатами мести, а Винченцо грамотно инвестирует золото и покупает себе остров в Средиземном море. Примечательно, что у обоих остаются и подвешенные вопросы. Санпиль не совсем понимает куда дальше (после мести), а Винченцо очень хорошо понимает, что дальше некуда, но это тоже не финал. То есть драматургически все четко в сценариях.
Понятно, что “Адвокат” и “Винченцо” не выглядят взаимным цитированием. Если так рассуждать, то мы можем сказать, что все дорамы одного сюжетного профиля похожи. На уровне формы они действительно родственники, но на уровне смыслов — нет.
Что можно сказать про героев?
Бон Сан Пиль — человек действия. Он сам является инициатором и эпицентром землетрясения, в которое попадает город Кисон. В сюжете Санпиль функционально незаменим. Несмотря на свое бандитское воспитание, он по-настоящему вкалывает как юрист. Он вступает в прямые конфликты, давит, бьёт, рискует, и ошибается. Если присмотреться, видно, что Санпиль живет в рамках некой фронтальной логики — выигрывает или проигрывает здесь и сейчас. Его сцены почти всегда пограничны. Он дерётся, садится в тюрьму, нарывается, подставляется под удар — то есть всеми правдами и неправдами двигает сюжет вперед.
Винченцо Кассано устроен иначе. Внешне он слишком меланхоличен, чтобы толкать историю вперед. За него это скорее делают партнёрша и злодей Чан Хан Сок (он же О Тэ Кён) Формально Винченцо тоже адвокат, но юридическая практика для него - лишь один из инструментов. Да и в целом, судебным тонкостям в "Винченцо" практически не уделяется пристального внимания.
Сцены в суде нужны для того, чтобы показать зрелищный балаган. Например, натравить на продажного судью шершней. В “Адвокате” такие приемы тоже на месте , когда команда Санпиля начинает поливать всех вокруг пеной из огнетушителя. Но все-таки главные жемчужины судейских эпизодов — это выступления-обличения Санпиля. То есть мини-бенифисы самого Ли Джун Ги.
Винченцо, в свою очередь, рот предпочитает лишний раз не открывать. За эмоции и витальность тут отвечает его дева-адвокат . Сам же Винченцо в первую очередь — стратег. Он не столько участвует в битве, сколько её планирует. Не столько побеждает врагов, сколько организует для них среду, в которой они начинают пожирать друг друга. Если Санпиль — боец на ринге, то Винченцо — человек, который заранее отключил свет и сменил замки в помещении.
Отсюда и разница в ощущении ставок. В "Беззаконном адвокате" герой чаще выглядит сильным, почти неуязвимым. Это придает сериалу драйв, но иногда снижает тревожность, ведь мы же знаем, что наш Джуня — непобедим. В "Винченцо" складывается другая ситуация. Герой холоден и расчётлив, но ощущение угрозы и градус инфернального зла тут сильно выше. Винченцо и его сотратики регулярно оказываются загнанными в угол и довольно часто возникает чувство, что зло действительно может победить. Ну и финал расправы Винченцо над главными гадами — прямо мороз по коже. Санпиль, при всех его травмах и бандитском прошлом, парень глубоко человечный, cопереживающий и эмоциональный. Винченцо, который вскормлен не кем-нибудь, а целой итальянской мафией, четко отделяет зерна от плевел, работу от рефлексии. В этом смысле он больше подходит на роль катка по уничтожению зла.
Отдельного внимания заслуживает Сон Джун Ки в роли Винченцо. Именно здесь он, на мой взгляд, впервые максимально точно использует свой актёрский диапазон. Его герой — жёсткий, сдержанный, и при этом внутренне надломленный персонаж. Однако печаль в нём не рвётся наружу, она скорее фоновая, почти бытовая. Это печаль мальчика, которого однажды оставили, и который с тех пор не позволяет себе быть слабым и ранимым.
Самое интересное в этом образе — не мафиозная линия, а попытки героя встроиться в Корею как в родину, которую потерял. Эта линия — по-настоящему удачна, а Сон Джун Ки ее отлично вел все 20 серий. Начиная с его воплей “Долбаная Корея” на автобусной остановке, до дальнейшего погружения в местную специфику — все выглядит убедительно и любопытно. Я втянулась наблюдать за тем как Винченцо потихоньку привыкает к растворимому кофе вместо эспрессо, к макколи вместо вина, учится отвешивать поклоны вместо рукопожатий. Все эти детали работают не просто как гэги. Они создают образ “своего чужака”, позволяя сериалу соединить преобладающий в “Винченцо” чёрный "тарантиновский" юмор с едва уловимой тонкой лирикой и ироничным взглядом на национальные привычки без особого морализаторства или умиления (в дорамах и такое бывает)
Главная заслуга Сона в том, что его фирменная меланхоличность здесь наконец совпала с драматургией. Она не размывает персонажа, а, напротив, придаёт ему цельность. Он не расширил свой актёрский диапазон, но выжал из него максимум. И этого оказалось достаточно, чтобы попасть в яблочко. Однозначно — это его роль, возможно и лучшая. Скажем так. В “сахарного спецназовца” из “Потомков Солнца” не не верила ни одной минуты. Винченцо же оказался вполне зримым и реальным персонажем, невзирая на некоторую фантасмагоричность и водевильность самого сценария.
На фоне “Винченцо” особенно ясно видны различия между Соном и Ли Джун Ги. Джунги всегда играет внутренний конфликт. Это кажется для него непреложный закон. Какой бы сценарий он не выбрал, герой вытянет его своей собственной историей. Даже когда герой Джунги внешне собран и силён, внутри него всегда идёт какая-то болезненная война, которую внимательный зритель считывает сразу, а невнимательному приходится объяснять.
Нацеленность на внутренний конфликт делает персонажей Джунги сложнее, но и менее удобными для массового восприятия.
Сон, напротив, умело играет дистанцию. Его герои страдают аккуратно, дозировано, не разрушая жанровый баланс и особенно не выбивая нерв. Жанровый баланс — очень важен для успеха кино. "Винченцо" в этом смысле попадает в яблоко благодаря "чернушной", почти танантиновской эстетике. Джунги же, по моим многолетним наблюдениям, часто достаются сценарии, где жанровый баланс может пойти вразнос. И тогда самому Джунги приходится становиться историей. В этом, вероятно, и кроется ответ на вопрос, почему проекты Сона чаще оказываются рейтинговыми. Он проще масштабируется, легче считывается, лучше вписывается в крупные сценарные конструкции. Ли Джун Ги всегда — актёр риска. Сон Джун Ки скорее — актёр точного попадания.