Найти в Дзене
Женя Жолтовская

ХРОНИКИ АСДАЛЯ:ПРАВО БЫТЬ ИЗБРАННЫМ

Оглавление

Поговорим про Ынсома, избранного и нечесаного. Посмотрим на обаятельного чужака и лесного эльфа в потертой мантии бога. Не шлемоблещущего, но стрелосвищущего. Быстрого, легкого, не таящего обид, честного и искреннего, в сущности, парня, но в финале сильно уставшего.

-2

Восхитимся Ынсомом, обладающего даром обернутся хоть богом, хоть чертом, хоть своим парнем, хоть тайным любовником. Смотря кто на него смотрит. Сайя, кстати, много этаких свойств приписывает Ынсому, зачастую гипертрофированно отзеркаливая в близнеце свои собственные слабые стороны. Но Ынсомовой вины в этом нет. Потому что Сайе Сайино, а Ынсому Ынсомово. Братья появились на свет, чтобы через разлуку усилиться и соединиться в финале. Да, финала мы не увидим, но логика развития подобных историй говорит о том, что так все и будет.

Трансформация Ынсома из простодушного "кандида" в харизматичного лидера - сложна и интересна. И как минимум, она нетривиальна, благодаря Джунги.
Трансформация Ынсома из простодушного "кандида" в харизматичного лидера - сложна и интересна. И как минимум, она нетривиальна, благодаря Джунги.

Поговорим про загадочного полукровку, отправившегося в путь с распахнутыми глазами и открытым сердцем, но, как водится, изменившегося во время этого пути безвозвратно. Ынсома, принявшего все испытания и цели как должное, но сумевшего оставить свое сердце для себя самого.

Поговорим про Ынсома, которого судьба вела как настоящего чертова героя – через отсутствие смыслов, мутную романтику, отчаянную надежду, глобальный проигрыш, падение на дно, зловещий стук снизу ...и брызги Водопада. Водопад, кстати должен был произойти непременно – всяко выбил из кудрявой головы все иллюзии и составил правильную мозаику мира в фиолетовой радужке.

Поговорим про Ынсома, на самом деле единственного персонажа, изменившего конфигурацию сил континента АС к лучшему. Но разумеется, мало кто захотел это признать.

ПОЧЕМУ ЫНСОМ ТАК РАЗДРАЖАЕТ?

Да, почему?
Да, почему?

А еще давайте поговорим про Ынсома, который после выхода “Меча Арамуна” долгое время оставался чуть ли не самым порицаемым персонажем на этом канале.

С первых же серий просмотра онгоинга, коллективное бессознательное увело некоторую часть зрителей за Сайей, сделав последнего не только “королевой драмы”, но и приписав ему некое золотое, но сокрытое знание, которое даёт разгадку вселенной Асдаля. Я сама попала в эту ловушку, так как сочувствие Сайе, не узнавшего любви, и не нашедшего своих людей - было велико (оно и сейчас не уменьшилось). В свою очередь победный марш окруженного союзниками Ынсома, казался скучным и предсказуемым. Поведенческие паттерны Ынсома достаточно часто рассматривались как противопоставленные мотивам и паттернам Сайи. Можно перечитать предыдущие тексты и комментарии, но у меня стойкое ощущение, что каждое появление Ынсома я воспринимала как повод лишний раз унизить Сайю.

Будто бы других дел у Ынсома и не было.

Причина раздражения была понятна. На протяжении 12 серий второго сезона Ынсом все время одерживал победы, а Сайя раз за разом проигрывал. В моем понимании, это страсть как несправедливо. Сайе не дали вообще никакого шанса отыграться. В компании равноправных “детей пророчества” именно Сайя оказался лишенным каких-либо прав.

Но! Есть одно жирное но.

Если посмотреть «Хроники» с самого начала, то мы с удивлением увидим, что братья попросту меняются испытательными полигонами. В первом сезоне Сайя ровно и достаточно резво восходил к вершине пищевой пирамиды, обучаясь интригам и тренируя цинизм, а Ынсом, в это же самое время проходил, свой путь страданий, который закончил на краю водопада осознанием что “небу так надо”.

Ынсом, которому не прощают его избранности
Ынсом, которому не прощают его избранности

Ынсому тут накидали (я тоже кидала, каюсь) целую бочку арестантов различных негативных качеств, которые ну никак с настоящем героем не вяжутся.

Главный камень в огород Ынсома – он отказался от себя. Это тезис повторяют довольно часто, но никак не развивают. Мол отказался и все. Занялся не своими делами. Вахан пытается спасти, хотя им этого не требуется. За Аго вписывается на 8 долгих лет, хотя они ему нет никто. Идет на поводу у поглощенной властью жрицы, требующей от него стать новым Арамуном, так как со старым она разошлась идеологически. Что ещё? Ынсом лишен эмпатии. Ынсом не думает о людях. Помимо этого, Ынсом предает Сайю, не слушает Сайю, не спасает Сайю, предлагает Сайе стать предателем, не понимает тонкой натуры Сайи..ну вы поняли. Ты виноват уж в том, что я родился Сайей…

Вы все виноваты!
Вы все виноваты!

Что-то в этом слишком много проекций, но мало логики. Понятно,что не мы читаем текст, но текст читает нас...Однако все реплики Джунги, объясняющие характер Ынсома указывали на то, что этот герой ему по-настоящему дорог, он с ним на одной позитивно-конструктивной волне и многое в Ынсоме бьётся с самим Джунги. Хотя бы ради этого стоит присмотрется к герою пристальнее и выйти за рамки сценария. Джунги ведь по-обыкновению так и поступает?

Плюс, конечно, злую шутку сыграло и подспудное восприятие сильных целеустремленных людей как выскочек. Нищасных котиков в дораме ценят больше, страдания облагораживают и проч. Поэтому мне очень хочется поблагодарить Анну, которая одна из первых подняла руку за Ынсома и предприняла несколько попыток реабилитации этого персонажа. За это мы с ней огребли от саейпоклонников, но как водится, ни о чем не жалеем. Тот кто выдержал спор с су-полконниками, и для сайеполокнников найдет пачку аргументов (шутка, если что, Сайю мы ценим не меньше).

Попробую доказать, что путь Ынсома, как путь героя, достоин своей эпической Песни, хоть он сам себе в таком литературном продолжении жизни и отказывал.

ПУТЬ ГЕРОЯ

Итак, кто такой Ынсом и почему вокруг него все вертится? Ответ на этот вопрос прост. Ынсом - герой и он двигает сюжет. Если вы думаете, что сюжет двигают Тагон,Таня, Сайя или Тэарха - вы ошибаетесь. Именно последовательное преодоление порогов Ынсомом должно привести к изменениями не только политическую систему Асдаля, но и установить новые правила игры на континенте. Кстати, в финале второго сезона эта инициаива переходит к Сайе, но в рамках заданной исторрии Тагон, Сайя, Тэарха, а впоследствии и Таня продвинуть ситуацию не в силах, так как они находятся внутри системы, которая может дать трещину, лишь получив удар извне.

Нанести этот удар может только Ынсом.

Путь Ынсома по Воглеру. Герой проходит все этапы, которые должен пройти. Он выходит из обыкновенного мира и постепенно продвигается в мир приключений, где его ожидают испытания. Все испытания - для чего-то или для кого-то. Чаще всего - для себя любимого.
Путь Ынсома по Воглеру. Герой проходит все этапы, которые должен пройти. Он выходит из обыкновенного мира и постепенно продвигается в мир приключений, где его ожидают испытания. Все испытания - для чего-то или для кого-то. Чаще всего - для себя любимого.

Все перипетии Ынсома полностью укладываются в воглеровскую концепцию пути героя. Если кто не знает про методичку Воглера для сценаристов, то буквально пара слов.

Теория Кристофера Воглера — это концепция «путешествия героя», которая представляет собой схему повествования, разбитую на 12 отдельных этапов. Каждый этап имеет свою цель и помогает продвижению сюжета. Правила эти Воглер вывел в книге "Путешествие писателя" после того, как прочел пространный труд Джозефа Кэмпбелла о мономифе - “Тысячеликий герой”. Методичка внезапно возымела успех у голливудских сценаистов, после того как Воглер последовательно разобрал "Звёздные войны" с опорой на свою теорию. Была конечно и и критика, но в целом концепция пути героя стала золотым стандартом. “Путевая” структура повествования позволяет не только двигать сюжет вперед, но и показывает внутреннюю трансформацию героя.

Очень прикольно объяснил эту концепцию Оксимирон (кажется теперь уже иноагент.

Во всех мифологиях, всех религиях сколько найти

И в основе любой истории есть один и тот же мотив:

Кто-то слышит далекий голос, он выходит из дома один.

Он идет по дороге из города в темный лес, где полно паутин.

На пути он встречает монстров, бьется с ними он так же один.

Он пока не герой, он боится всего, но он все продолжает идти.

И в конце - он приходит к логову, будет сложно, но он победит.

И дракона убив, он вернется домой, но уже не тем, кто уходил.

Он поспит немного, базару ноль - и опять в путь дорогу заново.

И на этом построены комиксы, сериалы, культуры, посты,

…трипы и антиутопии, сказки, басни, скульптуры и сны

Узнаете путь Ынсома? (Скайукера, Гарри Поттера, Золушки, принца Ван Со, наконец!). Очевидно. Но не все так просто. Безусловно, Ынсом пройдет свой путь, потому что такова его задача. А задача актера - доказать, что этот путь не оказался дорогой в никуда. В случае с Ынсомом многие задаются вопросом - зачем он шел, зачем вписался во все свои приключения и к чему пришел. Мои расклады слишком длинные, поэтому придется разбивать этот текст на несколько кусков, но я постараюсь сделать так, чтобы каждый из них объяснял не только целесообразность, но и несомненную праведность Большого похода Ынсома на Асдаль. В конце-концов, он же этим походом искупает свой грех

А какой грех?

ЫНСОМ СОНА. ИСПЫТАНИЕ УЯЗВИМОСТЬЮ И ОБРЕТЕНИЕ ЦЕЛИ

Ынсом хоть и кажется жизнерадостным, но на самом деле не может избавиться от мыслей о последних словах матери, что он проклят. Мать - важна для Ынсома, ее завету "жить среди людей" он интуитивно следует всю свою жизнь.
Ынсом хоть и кажется жизнерадостным, но на самом деле не может избавиться от мыслей о последних словах матери, что он проклят. Мать - важна для Ынсома, ее завету "жить среди людей" он интуитивно следует всю свою жизнь.

Критики пишут, что непрерывность повествования в “Асдале” не была выдержана в полной мере из-за развала производственных команд и замены актерского состава. Но посмотрев с лупой первый сезон, я вполне бесшовно перебралась во второй.

Джунги проделал большую работу, чтобы "сшить" Ынсома первого сезона с Ынсомом восемь лет спустя. Видно, что к работе Сона он отнесся бережно  и с уважением. И понял его концепцию.
Джунги проделал большую работу, чтобы "сшить" Ынсома первого сезона с Ынсомом восемь лет спустя. Видно, что к работе Сона он отнесся бережно и с уважением. И понял его концепцию.

Тридцатилетний Ынсом, сверкающий глазами из-под мешковины, в которую его закутали ради маскировки, реагирует коротким мальчишеским смехом, когда его выводит на чистую воду старый знакомец, в прошлом бывший надсмотрщик над рабами, а ныне ушлый купец Шорджагин. Зрители, которые помнили юного Ынсома, вероятно вычислили этот веселый и заливистый смех. Да и мешковина нам тоже известна. Ынсом в ней встречался с Тагоном, когда пытался вытащить вахан и метался по темным закоулкам Асдаля…

-10

Смехом и блеском глаз Джунги изящно бросает мостик от молодого Ынсома ко взрослой его версии. Но скидывая маскировку, он предстает уже сильно изменившимся - худощавым, молодым мужчиной с обветренным и веснушчатым лицом и спутанными, завязанными в хвост волосами. И никаких вам романтических кудрей и детской чёлки. Лоб Ынсома открыт, глаза быстро наливаются жесткостью, а реакции настолько стремительны, что у зрителя не остается сомнений кто здесь лидер.

Про Сон Джун Ки, первого Ынсома, часто пишут, что не дотянул, не справился и сыграл какого-то дурачка. Совершенно невозможно понять как из этой вот рохли появился Ынсом-Джунги. Нет, я знаю, что в мире поклонников Сона так не думают, но я даже и не появлялась в этом мире. Я вошла в историю “Асдаля” со второго сезона и мне было с кем сравнивать.

Сон отлично сыграл сложную историю "испытания уязвимостью". Его герой, еще совсем не герой. Ему предстоит падать, падать и падать. Собственно, Ынсом переживет все то, что восемь лет спустя придется пережить Сайе.
Сон отлично сыграл сложную историю "испытания уязвимостью". Его герой, еще совсем не герой. Ему предстоит падать, падать и падать. Собственно, Ынсом переживет все то, что восемь лет спустя придется пережить Сайе.

Тем не менее, посмотрев первую часть, прихожу к выводу, что Сон справился хорошо, а местами даже блестяще. В конце-концов, он играл самый серьезный этап в жизни героя - его становление. Джунги вошел в эту историю уже сложившейся легендой - богом Инаишинги, предводителем команчей, легендой, воспетой в песнях…

Ничего такого Сону не выпало.

Н ведь юному герою положено быть немного нелепым, спотыкающимся, сомневающемся (прежде всего в себе самом) и колеблющимся. Именно таким мы видим Ынсома в первой части. Да, после жесткого закабаления вахан его темперамента и куража хватает, чтобы оседлать коня и прорваться сквозь когорту воинов дэкхан, он довольно резво прихватывает за горло Сануна, но краткосрочная удача после этого отворачивается от него надолго. Актерский вызов Сона - сыграть то, что принято называть испытанием уязвимостью.

Все самые сильные свои метаморфозы Ынсом претерпевает в рабстве. И это очень трудное испытание. Пожалуй, самое мучительное в короткой биографии Ынсома.

Рабство - самое страшное и трудное испытание Ынсома. Но я не склонна думать, что он ломается и исчезает как личность. Скорее,Ынсом застывает в стазисе и пребывает в нем ровно до тех пор, пока не вырвавшись из сна не задаст себе вопрос - а в чем же, собственно, его вина. Любопытно, что Сайя позже тоже будет задаваться таким же вопросом (по рассказам Джунги)
Рабство - самое страшное и трудное испытание Ынсома. Но я не склонна думать, что он ломается и исчезает как личность. Скорее,Ынсом застывает в стазисе и пребывает в нем ровно до тех пор, пока не вырвавшись из сна не задаст себе вопрос - а в чем же, собственно, его вина. Любопытно, что Сайя позже тоже будет задаваться таким же вопросом (по рассказам Джунги)

Сон Джун Ки сыграет слабого Ынсома - человека, который как тростник гнется под ветром, безуспешно пытается сохранить достоинство в ситуациях, когда сохранить его совершенно невозможно, уходит в глубокую депрессию, почти немеет и фактически стирает свою личность из своей же памяти.

Любопытно, что из стазиса его возвращает сон, где он глазами Сайи смотрит на Таню. Ынсом подпрыгивает во своей яме и пытается понять, почему ему так тошно от чувства вины.

Сатник - это такой асдальский Платон Каратаев. Именно он вселяет в Ынсома уверенность, что любую слабость можно преодолеть. Но у каждого для этого свой путь. Ипсэн, например, преодолевает ее жизнелюбием на грани фола. Ынсом же определив слабость как грех (который он уже совершил), будет в дальнейшем из кожи вон лезть, чтобы не осуждать за нее других. Оригинальное, но в целом, объяснимое решение. Если простил себя, прости и других.
Сатник - это такой асдальский Платон Каратаев. Именно он вселяет в Ынсома уверенность, что любую слабость можно преодолеть. Но у каждого для этого свой путь. Ипсэн, например, преодолевает ее жизнелюбием на грани фола. Ынсом же определив слабость как грех (который он уже совершил), будет в дальнейшем из кожи вон лезть, чтобы не осуждать за нее других. Оригинальное, но в целом, объяснимое решение. Если простил себя, прости и других.

Слабость Ынсома - ключевой инструмент его будущей трансформации. Можно сказать - она его внутренний ресурс. Через нее он, например, заполучил своего первого друга - Сатника. Брат по несчастью, попавший в рабство выходец из народа момо, обращает внимание на Ынсома в момент его пробуждения. Сатник не жилец (плюс момо, а они там все философы) . Такие как он всегда видят некую истину и стараются сообщить ее, прежде чем уйдут в лучший мир. В частности, Ынсому Сатник рассказывает (секретно на ухо), что слабость греховна. Но почему он говорит ою этом именно Ынсому? Почему, в конце-концов, не озвучит эту нехитрую мысль всем своим собратьям по яме? Именно потому что собратья виной не мучаются. Каждый из рабов мутит что-то свое, но только Ынсом пытается разобраться что и где он сделал не так. Слова Сатника не только подталкивают его к осмысленному действию, но и заставляют признать собственную слабость как точку опоры. Плюс я убеждена, что смерть Сатника приводит Ынсома к мысли, что не все должны за эти грехи расплачиваться. Отсюда впоследствии прорастут и корни его будущей, так сказать, политической платформы - дать слабым то же право, что и сильным. То есть - право на жизнь.

Ынсом решил усиливаться через людей. В бронзовом веке этот парень понял что люди - "это новая нефть" Завовоёвывать сердца, чтобы иметь опорную жизненную систему. По мне так отличное решеие вопроса самоидентификации. В каком месте Ынсом здесь от себя отказывается? Да он приходит к себе! И гораздо быстрее всех остальных кукловодов.
Ынсом решил усиливаться через людей. В бронзовом веке этот парень понял что люди - "это новая нефть" Завовоёвывать сердца, чтобы иметь опорную жизненную систему. По мне так отличное решеие вопроса самоидентификации. В каком месте Ынсом здесь от себя отказывается? Да он приходит к себе! И гораздо быстрее всех остальных кукловодов.

С мыслью о том, что слабость грех - Ынсом выбирается из ямы и отправляется в свой путь, задавшись малопонятной пока для него целью, привлечь к себе как можно больше людей. Признавая в себе слабость, принимая ее и видимо внутренне анализируя, Ынсом постепенно обретает союзников. Благодаря своей искренности и открытости, он конце-концов оказывается связан глубоким отношениям с окружающими. Он начинает воздействовать на них, а они на него. Вместе они находят точки контакта и становятся друг другу полезны.

Нет, совершенно не согласна с мнением, что вписавшись в проект “Инаишинги” Ынсом в чем-то от себя отказался. Он преодолел первый порог - за которым обретение цели. Почему эта цель некоторыми называется ложной и чужой? Совсем нет. Если уж совсем обобщать, то Ынсом всего лишь следует завету своей мамы - жить среди людей. Откуда взялся этот наказ и почему ему надо следовать - вопрос второй (и ответ на него лежит на поверхности).

А кто сказал, что жить нужно неприменно среди вахан и ради вахан?

Вспомните, как было дело. До определенного момента в жизни Ынсома присутствует только Таня, ее образ и данное ей обещание спасти ее племя (от которого осталось кажется человек восемь). При этом самих вахан сложно назвать друзьями Ынсома, повязан он с ними исключительно через Таню. Все его попытки обозначить себя как вахана неубедительны. Они , в первую очередь, вызывают у Ынсома вопросы к себе самому.

Но иногда формальность важна. Если ты не вахан, то кто? Никто?

Найти путь к сердцу Ипсэна сложный и филиграный труд, я вам скажу. Но Ынсом справился, дальше будет проще.
Найти путь к сердцу Ипсэна сложный и филиграный труд, я вам скажу. Но Ынсом справился, дальше будет проще.

Путь Ынсома к самому себе приводит его в мир компромисных, но довльно глубоких отношений с куда более сложными людьми чем ваханы. Примитивное общество не дало никаких подсказок как жить в мире людей. Оно скорее запутало и ввело Ынсома в грех. Пройдя испытание Водопадом и бросив вызов своей слабости, Ынсом обретает удивительную способность покорять сердца не ложью и страхом (Таня, Тагон), и не отказом от сложных коммуникаций (Сайя). Ынсом - единственный герой этой истории, который именно, что строит свои отношения с людьми, тогда как другие их пытаются купить - оптом и со скидкой.

И это не последний текст про Ынсома. Так-то у меня на компе с десяток файлов, но я все-таки решила начать ))

продолжение здесь