Найти в Дзене
History Dreamer

«Авантюра века»: Никополийский крестовый поход 1396 года.

Османский султан Баязид I Молниеносный, набравший силу после разгрома сербов на Косовом поле (1389), активно наступал на Балканы, угрожая Венгрии и остаткам Византийской империи. Папство и христианские монархи Европы были встревожены. Папа Бонифаций IX провозгласил крестовый поход против османов. Это был шанс объединить раздробленные силы Европы под знаменем креста. Молодой и амбициозный венгерский король Сигизмунд I Люксембург нуждался в помощи для защиты своего королевства и видел в походе возможность укрепить свою власть. Почему это была «Авантюра века»? Поход стал квинтэссенцией авантюризма по нескольким причинам. Армия крестоносцев была невероятно могущественной и интернациональной: рыцари из Франции, Бургундии, Англии, Священной Римской империи, Венгрии, Валахии, рыцари-госпитальеры и др. Франко-бургундский контингент считался цветом европейского рыцарства. Они были закалены в Столетней войне, но абсолютно не знали театра военных действий и тактики противника. Элита армии, особен

Никополийский крестовый поход 1396 года действительно был грандиозной, но катастрофически провальной авантюрой, ставшей последним крупным крестовым походом в его классическом понимании.

Османский султан Баязид I Молниеносный, набравший силу после разгрома сербов на Косовом поле (1389), активно наступал на Балканы, угрожая Венгрии и остаткам Византийской империи. Папство и христианские монархи Европы были встревожены. Папа Бонифаций IX провозгласил крестовый поход против османов. Это был шанс объединить раздробленные силы Европы под знаменем креста. Молодой и амбициозный венгерский король Сигизмунд I Люксембург нуждался в помощи для защиты своего королевства и видел в походе возможность укрепить свою власть.

План битвы при Никополе (1396 г.). Фото из свободных источников в Интернете.
План битвы при Никополе (1396 г.). Фото из свободных источников в Интернете.

Почему это была «Авантюра века»? Поход стал квинтэссенцией авантюризма по нескольким причинам. Армия крестоносцев была невероятно могущественной и интернациональной: рыцари из Франции, Бургундии, Англии, Священной Римской империи, Венгрии, Валахии, рыцари-госпитальеры и др. Франко-бургундский контингент считался цветом европейского рыцарства. Они были закалены в Столетней войне, но абсолютно не знали театра военных действий и тактики противника. Элита армии, особенно французские рыцари во главе с Жаном Бесстрашным (графом де Невер), была настроена крайне самоуверенно. Они рвались в бой, презирая и советы Сигизмунда, и саму мысль о том, что «какие-то турки» могут быть серьезным противником.

Портрет Баязида I Молниеносного. Фото является общественным достоянием.
Портрет Баязида I Молниеносного. Фото является общественным достоянием.

По пути крестоносцы брали мелкие крепости, что лишь разжигало их аппетиты и уверенность в себе. Когда они осадили крепость Никополь (на Дунае), Сигизмунд, который лучше знал османскую армию, предлагал выманить турок в засаду или действовать осторожно. Но французские рыцари обвинили его в трусости. Они хотели славной лобовой атаки. Авантюризм достиг пика.

Миниатюра из «Хроник» Жана Фруассара. Никопольское сражение. Фото является общественным достоянием.
Миниатюра из «Хроник» Жана Фруассара. Никопольское сражение. Фото является общественным достоянием.

Однако, под Никополем (25 сентября 1396 г.) произошла тактическая катастрофа. Когда появилась армия Баязида I, французские рыцари, не дожидаясь построения основных сил Сигизмунда, бросились в яростную атаку в гору. Они смяли первую линию османской пехоты (азапов), но, выдохшись и потеряв лошадей, уперлись в частокол и главные силы — отборных янычар и конницу сипахов. В этот момент Баязид ввел в бой свой главный козырь — фланговую атаку сербской тяжелой конницы Стефана Лазаревича, верного вассала османов. Это был сокрушительный удар по уже уставшим и перемешавшимся крестоносцам. Армия была наголову разгромлена. Рыцари массами гибли или попадали в плен.

Картина "Битва при Никополе". Фото является общественным достоянием.
Картина "Битва при Никополе". Фото является общественным достоянием.

Разъяренный большими потерями со своей стороны, Баязид приказал казнить большинство пленных рыцарей (по разным оценкам, несколько тысяч человек). Выжили лишь самые знатные, за которых можно было получить гигантский выкуп (включая Жана Бесстрашного). Это поражение положило конец идее спасения Византии силами Запада и на время укрепило османское владычество на Балканах.

Всего несколько лет спустя сам Баязид будет наголову разгромлен и пленен Тимуром (Тамерланом) в битве при Анкаре (1402), что ненадолго отсрочило гибель Константинополя. Крестоносцы же не воспользовались этим шансом, так как были обескровлены. Никополийский крестовый поход — это классическая авантюра, построенная на спеси, невежестве и иллюзии легкой славы. Он показал полный тактический и культурный разрыв между западноевропейским рыцарством, жившим романтическими идеалами прошлого, и новой, дисциплинированной и прагматичной военной машиной Османской империи. Это была не битва цивилизаций, а столкновение военного уклада, обреченного уйти в прошлое, с тем, что определяло будущее. Слово «авантюра» здесь подходит идеально.

Ставьте лайки и подписывайтесь на канал History Dreamer. Впереди много интересного.
Если вам понравилась данная статья и вы хотите оказать финансовую поддержку для развития канала, то нажмите кнопку "Поддержать", что находится ниже.