Приватизация 2.0 готовится, маховик уже раскручивается, скоро будет запущен в работу — приходится слышать такое мнение. Например, на прошлой неделе Юрий Пронько в эфире прямо спросил о такой возможности.
Аргументация у тех, кто такую версию высказывает, вполне разумная: у государства в руках на данный момент сосредоточено немало активов. Эти достаточно «жирные» куски российской экономики давно не дают покоя тем, кто либо сам поучаствовал в 90-е годы в распиле страны, либо вырос на сладостных рассказах участников о том, как это было прекрасно.
После того, как я грандиозно ошибся с вероятностью отмены декларации о доходах для чиновников, не могу утверждать с железобетонной уверенностью, но есть ощущение, что планы на повторение приватизации так и останутся мечтами.
Да, естественно, есть желание Минфина получить деньги в бюджет таким проверенным путём. Да, есть серьёзное желание бизнеса (как олигархического, так и обычного) взять значительные куски госсобственности (особенно, если опять за это можно будет заплатить копейки).
Уязвимость
Первая (и, наверное, главная): сегодня собственность — это уязвимость. Даже для очень серьёзного бизнеса.
Когда бизнес берёт какое-то предприятие, то он сегодня отлично понимает: завтра это предприятие может стать убыточным. Причём не только в силу изменения ветров в международной экономике. Это могут обеспечить те же самые люди, которые сегодня с радостью в глазах будут передавать ключи от новой собственности.
Где гарантия, что уже завтра их сумрачный гений не придумает новый «налоговый манёвр», который сделает убыточным самый прибыльный бизнес? Если такое удалось сделать даже с нефтепереработкой, то вообще никакая отрасль не может считаться безопасной.
Если что-то такое начнут исполнять люди в хороших костюмах и на должностях в министерстве, то им иногда достаточно поменять одну запятую в законах и всё. Даст Бог — новоиспечённый собственник успеет убежать, а его менеджеров не посадят.
Сложность
Второй фактор административно-психологический.
Приватизация — это же сложно. Это же нужно что-то делать. И делать людям, у которых уже и так всё хорошо. Так зачем же они будут что-то делать, если можно не делать ничего?
Каждый чиновник в нашем государстве выполняет процедуры (безумно сложные, между прочим). И его главная задача — не решить какую-то проблему, не сделать что-то содержательное, а правильно выполнить процедуры. При этом желательно не ввязавшись в блуд реальных дел.
Приватизация — это реальное дело. Максимально реальное: собственность на огромные деньги переходит из одних рук в другие. Если тут допустить ошибку, то бесполезно укрываться за фразами «я всё сделал по инструкции». Спрашивать придут люди, которые этот язык не разумеют.
А ошибиться очень даже можно: однозначной выверенной процедуры нет. То есть придётся проявлять творческую инициативу, живость ума, брать на себя ответственность за решения.
Зачем это всё, если всё и так хорошо? А станет нехорошо — налоги повысим да штрафы задерём вверх.
Так что нет, я бы сказал, что, скорее, второго издания приватизации в ближайшее время не будет.