Наткнулся еще в прошлые январские праздники на необычный исторический источник в виде поэмы, точнее элегии [но это к филологам, я как-то в этих жанрах большой разницы не вижу] под названием «Скорбные элегии». Сочинил её римский поэт Публий Овидий Назон (Publius Ovidius Nasō). Более известный под именем Овидий. Честно говоря, сам являюсь не большим любителем поэзии, особенно поэзии пустой и бессмысленной. Однако данное произведение является рифменным описанием впечатлений и наблюдений очевидца 1 века нашей эры, вынуждено оказавшегося и долгое время проживавшего на самой окраине Римской империи. Окраина империи была беспокойным в военном плане местом, а также районом с преобладающим неримским населением.
Немного об авторе. Публий Овидий Назон был сослан в 8 году н.э. Октавианом Августом из Рима в город Томы, находившийся в западном Причерноморье на берегу Понта Эвксинского (Черного моря). Сейчас город называется Констанца и расположен в Румынии. Город был переименован императором Константином I Великим (306-337 гг.) в честь своей сводной сестры Констанции.
Причины ссылки Овидия не известны, хотя существует несколько гипотетических несколько версий.
Скорее всего, причины ссылки можно найти в следующих стихах (Скорбные элегии. Книга II):
«Две погубили меня причины: стихи и оплошность,
Мне невозможно назвать эту вторую вину.
Я не таков, чтобы вновь бередить твои раны, о Цезарь!
Слишком довольно, что раз боль я тебе причинил.
Но остается упрек, что я непристойной поэмой
Как бы учителем стал прелюбодейной любви».
Похоже сам Овидий считал, что ссылка была вызвана неправильно понятой Октавианом (по принципу: «не читано, но осуждаю») поэмой «Наука любви»:
«Времени нет у тебя шалости наши читать?
Ах, когда бы ты мог на час оказаться свободным,
Знаю, в «Науке» моей ты не нашел бы вреда.
Книга моя, признаюсь, не отмечена строгостью важной
И не достойна тобой, принцепс, прочитанной быть.
Все же не стоит считать, что она, противно законам,
Римских женщин могла б низким вещам обучать».
Поэма «Наука любви» в тот период получила большую популярность в Риме. Считается что она имеет завуалированное эротическое содержание [через аллегории Овидии все не совсем понятно, о чем идет речь]. Поэтому основная версия ссылки Овидия Октавианом Августом, чтобы не развращал жителей Рима.
В ссылке в городе Томы Овидий находился до самой своей смерти, произошедшей в 17 или в 18 году н.э. Весь период ссылки он надеялся убедить Октавиана Августа вернуть его обратно в Рим. С этой целью написаны «Скорбные элегии», чтобы показать, как он тут страдает. С той же целью он ведет обширную переписку со знакомыми сановниками и приближенными императора в Риме (изданную сейчас как «Письма с Понта»).
Общий жалобный настрой предает фраза элегий: «Здесь, где у моря живу, что прозвано лживо Евксинским*, Скифским прибрежьем пленен, истинно мрачной землей?» (*Понт Эвксинский – с греческого «Гостеприимным море»).
Район у города Томы был захвачен римлянами лишь в 29 году до н.э., т.е. за 37 лет до ссылки сюда Публия Овидия Назона. Территория имела историческое название «Малая Скифия». Область получила такое название в средине III века н.э., когда держава скифов в северном Причерноморье была разгромлена сарматами (савроматами) и небольшая часть их пресекла Дунай (Истр) и поселилась на данных землях. За прошедшие к тому моменту 2,5 века скифы полностью растворились (ассимилировались) среди местного фракийского населения, но название осталось.
Побережье Черного моря было еще за столетия до прибытия туда Овидия колонизировано греками и город Томы основан в качестве форпоста выходцами из Милета в VII веке до н.э. К III веку до н.э. город стал независимым полисом. Этот факт и отвечает в своих элегиях Овидий:
«Да, здесь есть города с населеньем – кто бы поверил? –
Греческим, в тесном кольце варварских диких племен.
Некогда даже сюда поселенцы зашли из Милета,
Стали меж гетов свои сооружать очаги».
Города в иноэтничном окружении зачастую не могли оставаться независимыми. Тот же город Томы в I веке до н.э. сначала был завоёван Римом в 79 году до н.э., а затем с 60 года до н.э. перешел в подчинение державы гето-дакийского царя Буребисты. Кроме города Томы (Томис) Буребиста подчинил и другие греческие полисы черноморского побережья.
В период независимого полиса в городе Томы (Томис) чеканились собственные бронзовые монеты – «драхмы». Особенно разнообразные варианты относятся к III и II векам до н.э. На нумизматических сайтах можно встретить целую линейку серебряных монет III – I веков до н.э. Представлены по крайней мере монеты трех весовых номиналов ( 11,59 г. 7,71 г. и 2,43 г.), чеканившийся в городе в III веке до н.э.
Чеканка монет в Томах продолжалась и при Римской империи в I – III веков н.э. В конце 1 века (81-96 гг. н.э.) в городе Томы чеканили серебрянные монеты с профилем императора Домициана. В III веке (в 238-244 гг. н.э.) выпускали монету весом 11,34 г. с профилем императора Гордиана III. Это только то что удалось найти. Скорее всего, чеканка монет была и при других римских императорах. Вообще наличии чеканки монет это уже показатель экономической, политической и культурной значимости города. Так что зря Овидий на Томы наговаривал.
Продолжение «Жизнь на «курорте» (недалеко от устья Дуная) в 1 веке н.э.». (дооформлю к 12:00 1 января 2026 года)