Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

Стиль датского художника Вильгельма Хаммерсхёя в драме “Сентиментальная ценность” (2025)

Мне тут на днях открылось, что визуальный стиль драмы “Сентиментальная ценность” Йоакима Триера перекликается с художественным почерком датского художника Вильгельма Хаммерсхёя (Vilhelm Hammershøi). Удивительного в этом ничего нет – скандинавская лаконичность художника и режиссера прекрасно соединяются. В драме Триера исследуется семейная травма через дом, а в творчестве Хаммерсхёя прослеживается изучение внутреннего мира его жены. Для картин художника и для фильма “Сентиментальная ценность” характерны приглушенные монохроматические палитры, что создает именно “сентиментальное” ощущение северной уютности и тишины. Пусть Хаммерсхёй работал в XIX веке, но его стиль идеально перекликается с минималистской психологической эстетикой ограниченного пространства в драме Йоакима Триера. Общее настроение навязчивой изоляции и нежной ностальгии – общие черты творчества художника и драмы Триера. Вильгельм Хаммерсхёй – один из самых известных датских художников XIX века. Он прославился картинами дв

Мне тут на днях открылось, что визуальный стиль драмы “Сентиментальная ценность” Йоакима Триера перекликается с художественным почерком датского художника Вильгельма Хаммерсхёя (Vilhelm Hammershøi).

Удивительного в этом ничего нет – скандинавская лаконичность художника и режиссера прекрасно соединяются. В драме Триера исследуется семейная травма через дом, а в творчестве Хаммерсхёя прослеживается изучение внутреннего мира его жены.

кадры из драмы “Сентиментальная ценность” | коллаж автора
кадры из драмы “Сентиментальная ценность” | коллаж автора
картины Вильгельма Хаммерсхёя
картины Вильгельма Хаммерсхёя

Для картин художника и для фильма “Сентиментальная ценность” характерны приглушенные монохроматические палитры, что создает именно “сентиментальное” ощущение северной уютности и тишины. Пусть Хаммерсхёй работал в XIX веке, но его стиль идеально перекликается с минималистской психологической эстетикой ограниченного пространства в драме Йоакима Триера. Общее настроение навязчивой изоляции и нежной ностальгии – общие черты творчества художника и драмы Триера.

кадры из драмы “Сентиментальная ценность” | коллаж автора
кадры из драмы “Сентиментальная ценность” | коллаж автора
картины Вильгельма Хаммерсхёя
картины Вильгельма Хаммерсхёя

Вильгельм Хаммерсхёй – один из самых известных датских художников XIX века. Он прославился картинами двух типов: на одних он изображал в основном пустые комнаты, в которых спокойствие чередуется с меланхолией, на других – его жену.

По мнению исследователей, он был предшественником американского художника Эдварда Хоппера.

Хаммерсхёй предстает как созерцательный искусный художник, чей стиль сформировался под влиянием Яна Вермеера, при этом у Хаммерсхёя имеется свой собственный почерк. Если голландские мастера обычно изображали лица моделей, позволяя зрителю ‘прочитать’ их эмоциональное состояние и отождествить себя с ними, то Хаммерсхёй поворачивал свою единственную модель спиной к зрителю, заявляя этим самым загадку. А личная жизнь Иды и Вильгельма была действительно закрытой.

Критики утверждали, что Хаммерсхёй был “неврастеником”, как многие его коллеги в Дании.

Для картин он использовал строго ограниченную палитру – спокойные тона белого и серого, ненасыщенные тона желто-коричневого и красновато-коричневого с обязательным присутствием света. В его картинах сильно ощущение, что время остановилось.

Его фирменным сюжетом на ранних работах является изображение жены Иды Илстед – часто именно со спины. У Иды были психологические проблемы, связанные с ее матерью, потому фигура женщины всегда кажется отстраненной. По скудным данным, Ида родилась в богатой купеческой копенгагенской семье, а брак с Вильгельмом стал для нее спасением. Она сбежала от матери, которая была “настолько безумна, насколько это возможно”.

В архивах Королевской библиотеки Дании хранятся документы, согласно которым у матери Иды Илстед была диагностирована “истерия”. Врачи отмечали, что женщина была умной и вспыльчивой, и что “она несколько раз выписывалась вопреки рекомендациям врачей”.

Вильгельм вел более активный образ жизни – он путешествовал по Европе, чтобы найти работу, но в Копенгагене с Идой они жили в самоизоляции.

Хаммерсхёй написал последнюю картину с фигурой Иды в 1907году, когда она страдала от нервного потрясения после того, как они оба были арестованы вовремя поездки в Рим(причиной ареста стало использование фальшивых денег).

Исследователи считают, что, если сравнивать картины 1888 года “Фигура женщины” и 1901 года “Интерьер с женщиной на Страндгейт, 30” (в названии картины использован адрес пары в Копенгагене в районе Кристиансхавн) с более поздней картиной “Открытые двери” (1905), то можно прийти к довольно резкому выводу – на поздней картине фигура Иды была бы лишней. Они считают, что удаление ее фигуры принесло художнику облегчение. Это словно путь к отступлению, Ида больше не нужна.

Визуальный стиль “Сентиментальной ценности” утонченный и ностальгический, что достигается благодаря съемке на 35- и 16-мм пленки. Жизни добавляет естественный мерцающий свет. А центральным символом является дом с красной остроконечной крышей.

Дом всегда был неидеальным, немного косым, потому по одной стене шла трещина. Эта трещина стала метафорой и для семьи Борг – вечно отсутствующий отец, от чего дочери испытывают дискомфорт в жизни.

Старшая дочь – театральная актриса Нора в начале фильма впадает в панику перед выходом на сцену. Она жалуется на платье, которое царапает ее и душит, от чего она пытается его сорвать с себя. Она его деформирует, и техперсонал пытается скрыть нарушенную целостность платья с помощью скотча. В этой сцене фигура Норы соотносится с домом ее детства и трещиной на стене.

Младшая дочь – Агнес, хотя ей и удалось создать собственную семью, внутри она не ощущает себя абсолютно счастливой, потому что она не уверена, любит ли ее отец. За всю жизнь полноценно она провела с ним время только в детстве, когда он взял ее на роль в своем фильме.

Если Хаммерсхёй удалил со своих картин фигуру Иды, то в драме “Сентиментальная ценность” семья Борг вышла за пределы дома, чьи стены стали для них практически ограничением для общения, и выход стал тоже освобождением.

****