Представьте, что вы каким-то чудом оказались в Константинополе века эдак десятого. Стоите на улице, глазеете на купола, на мрамор, на толпу. Видите местного жителя — с виду приличного, в тунике, борода аккуратная, взгляд надменный. Подходите и говорите: «Уважаемый византиец, не подскажете, как пройти к Святой Софии?»
Он вас не поймёт. Переспросит. Наморщит лоб. А потом, скорее всего, и обидится. Или решит, что вы издеваетесь.
Какой ещё византиец? Он — ромей. Римлянин. Гражданин Римской империи, единственной настоящей империи на этой земле. А вы, судя по всему, не шибко умный варвар с дикого запада, раз такие странные слова употребляете в адрес уважаемых людей.
А всё почему? Потому что в наших учебниках написано «Византия». А в их реальности было «Романия» — страна римлян. Мы используем имя, которого не существовало при жизни этого государства. Никогда. Ни в одном их документе. Почему же так вышло? Где что-то пошло не так?
Ответ лежит не только в летописях. Верите, нет, но он лежит на моём столе. Да, без шуток. Маленькая бронзовая монетка — молчаливый свидетель того момента, когда Рим переехал на Восток. Монета, отчеканенная тем самым Константином Великим в честь основания новой столицы. И монете этой почти тысяча семьсот лет.
«Я — ромей»
Жители Восточной империи называли себя ромеями. По-гречески — Rhomaioi. Римляне, то есть. И точка.
Для них не было никакого «падения Рима» в 476 году. Ну да, сместили какого-то мальчишку-императора на западе, Ромула Августула. Но ведь варвары даже прислали императорские регалии обратно в Константинополь! Для ромеев это выглядело не как крах, а как восстановление единства: теперь император снова один, и он сидит здесь, на Босфоре. Государство продолжало жить. Просто центр силы сместился туда, где богаче, безопаснее и стратегически выгоднее. Законы издаются. Налоги собираются. Армия воюет. Какое ещё падение?
А слово «Византия»? Это условность. Шестнадцатого века. Чистая политтехнология.
В 1557 году немецкий историк Иероним Вольф выпустил труд под названием «Corpus Historiae Byzantinae». И ввёл в оборот термин «византийцы». Зачем? Затем, что нужно было идеологически отделить этих «неправильных» греков от «настоящей» Священной Римской империи. Которую тогда косплеила Германия.
Европе было удобно называть восточных соседей «греками» или «византийцами», а не римлянами. Потому что если они римляне — тогда кто такой Карл Великий с его короной? И кто такие все эти германские императоры после него? Политика, одним словом. Как обычно.
Сами ромеи знали про себя две вещи. Первая: мы — римляне, граждане Империи. Вторая: мы — христиане. Этим отличаемся от варваров-язычников и от мусульман, которые напирают с юга. Двойная идентичность. Политическая и религиозная. Работала тысячу лет.
Монета основателя
Чтобы понять, как древний городишко Византий стал Новым Римом, возьмём в руки монету, про которую я рассказывал в самом начале. Монету Константина Великого. 335–336 годы нашей эры. Бронза, потёртая временем, но вполне читаемая.
На аверсе — женская голова в шлеме. Строгий профиль, скипетр за плечом. И надпись по кругу: CONSTANTINOPOLIS.
Это вовсе не императрица, как может показаться нумизмату, который антики не касался. И даже не богиня в привычном смысле. Это персонификация города. Дева-Константинополь. Покровительница новой столицы. Как у греков была Афина для Афин, как у римлян была Рома для Рима — так теперь появилась она. Равная им. Не младшая сестра, не провинциальная родственница — равная.
Константин заявил это прямым текстом. Отчеканил в металле и раздал народу. Чтобы все видели и понимали.
Переворачиваем монету. Вот на реверсе уже богиня — крылатая Виктория. Богиня победы. Стоит на носу боевого корабля — галеры с тараном. Опирается на щит и придерживает копье. Классическая поза. Виктория на носу галеры.
А почему именно корабль на этой монете? Это отсылка к конкретному событию, которое все современники прекрасно помнили.
В 324 году флот Константина под командованием его сына Криспа разгромил флот соперника Лициния в битве при Геллеспонте. Это был пролив, где Европа почти касается Азии. Морская победа открыла дорогу к Византию. После неё Константин стал единоличным властителем империи. И решил: вот здесь, на этом месте, будет новая столица. Отсюда буду править миром.
Виктория на корабле — это памятник той победе. Каждый, кто брал монету в руки, понимал: вот почему мы здесь. Вот откуда всё началось.
И ещё важный момент. На монете нет портрета императора. Потому что это так называемая « коммеморативная» серия. Говоря по-простому, - юбилейка. Которую Константин выпустил парой: одна монета — VRBS ROMA, с волчицей, в честь старого Рима. Другая — CONSTANTINOPOLIS, с Викторией, в честь нового. Две сестры, две столицы, равные.
Лингвистический детектив
Вот ирония истории. Жирная такая ирония.
Мы называем их «византийцами» — по имени древнего греческого города Византий. Который стоял на этом месте до Константина. Основали его греки из Мегары в седьмом веке до нашей эры. Рыбацкий городок на проливе. Удобная гавань, хороший улов. Ничего особенного. Тысячу лет простоял в тени больших соседей.
А потом пришёл Константин. Посмотрел на карту, посмотрел на пролив, посмотрел на стены городка — и решил: сносим. Строим заново. Будет столица мира.
Снёс, построил, назвал Константинополем. Официально «перезаписал» старое имя.
Сами ромеи использовали слово «Византий» изредка. В высоком стиле. В стихах. Когда хотели блеснуть архаикой. Примерно как мы иногда говорим «Петроград» или «Ленинград» про Санкт-Петербург — для колорита, для ностальгии. Но государство «Византийской империей» они не называли никогда. И называть их «византийцами», как в сценке из начала рассказа, — некорректно.
Минутка нумизмата
Для тех, кто хочет такую монету себе — у меня хорошие новости. Монета вполне доступная по цене. Тиражи были огромными — Константин буквально наводнил ими империю. Сегодня приличный экземпляр стоит пять-шесть тысяч рублей. Билет в четвёртый век по цене ужина в ресторане.
А подзатёртую в песке из Сирии — можно и за полторы тысячи найти на известным всем площадкам. Одно скажу — ищите к Виктории сразу пару, «волчицу» URBS ROMA. В коллекции они должны быть вместе.
Надеюсь, вам было интересно! Если так, то ставьте лайк, делайте репост друзьям, -- поддержите автора, и подписывайтесь на канал, будет еще много интересного!