В горной деревушке давно потушили лучины, закрыли ставни, и только печь пыхтела тёплым красным светом. Ночь такая глухая, что снегопад гасит любые звуки — даже испуганное дыхание девчушки под одеялом. Где-то далеко снова звякнули колокольцы — и сразу стало тревожно, по спине пробежала стайка ледяных мурашек. Неужто... зря она пряла?!
Бряцанье приближалось медленно, неотвратимо. Это точно не сбежавшая коза. И даже не запоздалый родич из ближнего села: те давно спали на лавках по соседству. Суровая зимняя гостья, которой не нужно разрешение — она всегда является без спроса.
Так в альпийском фольклоре рассказывают о Перхте (Perchta, Berchta, Frau Percht) — персонаже не славянском по происхождению, но очень близким славянским пограничным регионам, особенно чехам и словенцам Каринтии, где её знают как Пехтру/бабу Пехту (Pehtra, teta Pehta) и вплетают в свои пугающие сюжеты.
Кто такая Перхта — и где она обитает? 🎄🌒
Пе́рхта (чеш. Perechta, морав. Sperechta, словен. Pehtra baba) — мифическое создание и изображающий его ряженый персонаж рождественского и масленичного (мясопустного) периодов. Известна народам Южных Альп и прилегающих регионов: баварцам, австрийцам, швейцарцам, а также славянам: преимущественно чехам и словенцам.
Её можно отнести к целому пласту святочной нечистой силы: Перхта является не на конкретную дату, а в течении зимнего коридора между Рождеством и Богоявлением (так называемые двенадцать ночей — Rauhnächte). Это время в европейском фольклоре вообще «дырявое»: граница между мирами тонкая, нельзя шуметь, нарушать запреты, заниматься определёнными домашними делами…
Перхта в этой системе — не просто страшилка для детей, а олицетворение порядка:
- она следит за соблюдением обычаев,
- за трудом (особенно женским — прядением шерсти, льна, конопли),
- за правильным поведением в праздники.
И главное: у неё почти всегда двойной образ:
- светлая/красивая Перхта (молодая красавица, иногда — в белых одеяниях, праздничная, благословляющая),
- и тёмная/страшная Перхта (карающая старуха с огромной гусиной ногой, “зимняя ведьма”).
Такой контраст — ключ: Перхта вовсе не злобная карга, а справедливая судья (пусть и строгая, жестокая).
Откуда взялся образ: пережиток язычества или страшилка от священнослужителей? 🧶🔥
Ещё в XIX веке (после работ Якоба Гримма) Перхту часто связывали с более древними представлениями о женских духах, которые управляли годовым циклом, прядильным ремеслом, домашним хозяйством в целом.
Чаще всего Перхту "роднят" с германской богиней Хольдой. Хольда соединяла в себе большое число функций: покровительствовала зимней стуже, прядению, защищала невинных детей… и участвовала в Дикой Охоте. Менялась и внешность: порой она являлась то юной девой, то древней старухой.
Неизменной фишкой оставались волосы Хольды, белые или серебристые. В «старушечьем» облике ей приписывают длинный нос, кривые зубы и разную величину ступней (мол, от вечной работы за прялкой). На поясе у неё звенят ключи — знак хозяйки дома.
По сути Хольда — покровительница домашнего труда: прядения, готовки, чистоты, заботы о детях. Она ценит усердие, награждает прилежных и наказывает ленивых, но к уставшим относится по-матерински: в легендах Хольда даже может покачать колыбель вместо заснувшей от изнеможения женщины.
Эта память о богине живёт в сказке о фрау Холле (Госпоже Метелице): трудолюбивая девушка попадает в иной мир, помогает всем и наводит порядок у старухи — за это её награждают чудом, и при каждом слове у неё появляются золотые слитки. Ленивая сестра повторяет путь, но всем отказывает в помощи — и получает обратный «дар»: вместо золота изо рта при словах выскакивают жабы.
Гримм и позднейшие исследователи обсуждали родство Хольды с Перхтой. В таком взгляде Перхта — остаток дохристианского слоя, который пережил религиозную смену (примерно то же, по мнению части исследователей, случилось и с Мокошью: она разделилась на Святую Параскеву-Пятницу и старуху Бабу Ягу).
Но есть нюанс: прямого документального доказательства, что Перхта была именно богиней Хольдой с культом, святилищами и жрецами, нет. Против этой версии и география: рождественский дух живёт в южных Альпах, а Хольда упоминается в Центральной Германии и северной Швабии, уходит дальше в Скандинавию.
Перхта сохранила в себе часть внешних атрибутов и функций Хольды, однако и её “статус”, и имя поменялись. Поэтому говорить о чётком превращении одной мифологической фигуры в другую нельзя (похожая тема затрагивалась в статье про происхождение Снегурочки).
Зато отлично виден механизм того, как персонаж эволюционировал:
- раньше — “хозяйка зимнего времени/порядка”,
- позже — “ночная ведьма/демон”,
- ещё позже — “маска/персонаж зимних обрядов”.
Как христианство изменило Перхту ✝️🕯️
После укрепления христианства зимние персонажи-”ревизоры” в народной культуре не исчезли. Они стали заложниками “двойной бухгалтерии”:
- официальной церковной линией запрещались, считались демонами, нечистью;
- народной линией по-прежнему чтились, становились частью праздничных обрядов и фольклора, но обрастали новой, христианской составляющей.
Перхта идеально вписалась в эту схему. В средневековых описаниях и источниках раннего Нового Времени её порой могли демонизировать: мол, грешный народ оставляет ей еду, боится её гнева, соблюдает странные запреты. В итоге светлая хозяйка превратилась в карательницу.
И страшные детали легенд (вроде наказаний “за лень” и нарушения запретов) — это как раз след этой эпохи: мораль становилась телесной, чтобы табу соблюдались наверняка.
Посудите, чего вы будете бояться больше: месяца постоянных, усердных молитв за проступок или наглухо зашитого нитками рта?
Поверья и запреты вокруг Перхты 🧂🧹
Содержание воспрещений в разных местностях варьировалось, но в них прослеживается общая суть:
✅ Что надо делать,чтобы не прогневать Перхту
- Навести порядок в доме перед “опасными ночами”: чистота = защита.
- Отложить работу, особенно связанную с пряжей и льном.
- Не поддаваться чревоугодию и не жадничать, раздавать милостыню: щедрость в праздники “покупает” удачу.
⛔️ И, наоборот, привлечь её внимание
- Во многих версиях нельзя прясть/мотать/работать с нитями в определённые ночи: это священное время для молитв, его нельзя превращать в рутину.
- Нельзя лениться и демонстративно нарушать порядок праздника: Перхта выступает за тщательное соблюдение обычаев, а не излишнее трудолюбие и суету.
💰 🧶 Кнут и Пряник по-перхтовски
По народным поверьям, Перхта заглядывает в дома и «проверяет», какими были дети в прошедшем году — старательными или ленивыми. Послушным и знающим золотую середину в работе она могла оставить утром маленький подарок: серебряную монету в обуви или в ведёрке. А к лентяям и чрезмерно трудолюбивым в священный период она поистине безжалостна: детишек пугали рассказами, будто Перхта распарывает им живот и набивает нутро соломой да камнями. Особенно она радовалась девицам, которые успели перепрясть весь лен или шерсть в запрещённое время.
🍲 Еда для Перхты
В ряде областей в эти ночи оставляли угощение (простую кашу, рыбу, альпийские “пельмени”: шлутцкрапфены, казунцеи…). Смысл не в “кормлении нечисти”, а в старинных поверьях: дом делится с духом пищей — а тот делится с семьёй удачей.
Перхта и Крампус: одно время активности — и разные функции 😈🎅
В Чехии и Словении, помимо Перхты, часто присутствует ещё один жуткий персонаж околорождественской мифологии — Крампус. Порой даже жители этих стран их путают, потому что на современных фестивалях и гуляниях образы смешиваются, взаимопроникают один в другой.
Но исходно герои это совершенно разные:
- Крампус/чёрт почти всегда привязан к Николаю: святой мученик награждает детишек, чёрт пугает и стыдит. Это понятная визуализация дуальной педагогики, хороший и плохой полицейский: “примерно ведущим себя ребятишкам — сладкое, хулиганам — уголёк и розги”.
- Перхта же осуществляет проверку зимнего порядка в целом, чаще в коридоре т.н. “двенадцати ночей”. Её интересуют не только дети, но и вся семья: дом, труд, уважение к запретам и традициям.
Если объяснять совсем кратко:
Крампус — это ужас для ребёнка. Перхта — страх для всего хозяйства, от младенца до старика.
Почему Перхта сегодня снова популярна (и почему её легко переизобрести) 📷✨
Перхта идеальный персонаж для современных медиа:
- у неё яркая визуальность (маски, гусиная нога, белые волосы, колокольцы),
- у неё понятная функция и архетип (“зимний проверяющий”, “ведьма”),
- и она отлично ложится на крайне популярный тренд тёмного Рождества.
После многочисленных переиначиваний злодеев в антигероев (диснеевская “Малефисена”...) и ретеллингов старых сказок на новый лад (комиксы Fables, сериал “Однажды в сказке” и др.), поменялась и Перхта. Она выступает то как трагичная невинная девица, превращённая в старуху по воле рока; то справедливая мстительница и боевитая… апологетка феминизма.
Такие новые прочтения обогащают культурный пласт, открывая персонажа с новых, неожиданных сторон, и одновременно ставят под угрозу уникальность, индивидуальность альпийской карги: ведь всё чаще её образ смешивается с Крампусом, скандинавской Хель, обычной ведьмой или даже Бабой Ягой.
Будем надеяться, что пугающая и притягательная Перхта не повторит судьбу Дядо Коледы, не выдержавшего конкуренцию с Дедом Морозом и Санта Клаусом.
Вопрос к читателям 🎄
А какого персонажа напоминает вам Перхта? Были ли у вашего региона схожие жуткие мифические создания?
Источники 📚
- Grimm, Jacob. Deutsche Mythologie. 4. Aufl. Berlin: Ferd. Dümmlers Verlagsbuchhandlung, 1875.
- Timm, Erika. Frau Holle, Frau Percht und verwandte Gestalten… Stuttgart: S. Hirzel Verlag, 2010.
- Smith, John B. “Perchta the Belly-Slitter and Her Kin…” // Folklore. Vol. 115. London: Taylor & Francis, 2004.
- Motz, Lotte. “The Winter Goddess: Percht, Holda, and Related Figures.” // Folklore. Vol. 95, No. 2, 1984.
- Kuret, Niko. Praznično leto Slovencev. Ljubljana: Družina, 1989.
- Ridenour, Al. The Krampus and the Old, Dark Christmas: Roots and Rebirth of the Folkloric Devil. Port Townsend: Feral House, 2016.
7. Raedisch, Linda. The Old Magic of Christmas: Yuletide Traditions for the Darkest Days of the Year. Woodbury, MN: Llewellyn Publications, 2013.