«Ваша светлость, вы выиграли!». Рассматривая свой лотерейный билет, молодая герцогиня не могла поверить услышанному. Во время своего свадебного путешествия Августа приобрела лотерейный билет государственной лотереи, организованной в благотворительных целях во Франкфурте в 1818 году. И совершенно неожиданно для себя она выиграла главный приз – шкатулку, в которой находилось около 40 прекрасных изумрудов огранки кабошон!
Действительно ли новобрачной сопутствовала удивительная удача, или это все-таки был хитрый ход со стороны гессенских властей, желавших преподнести подарок герцогине Кембриджской, осталось неизвестным. Но эти камни грушевидной и округлой формы впоследствии прозвали Кембриджскими изумрудами, и до сих пор они находятся в собственности британской короны.
Августа Вильгельмина Гессен-Кассельская появилась на свет в июле 1797 года в Касселе. Она была самым младшим, восьмым ребенком немецкого принца и ландграфа Фридриха Гессен-Кассельского и принцессы Каролины Нассау-Узингенской. По линии отца Августа являлась правнучкой британского короля Георга II. Детство принцессы прошло под влиянием строгого немецкого протокола, и уже в юности она понимала, что ей уготован династический брак.
Августа получила неплохое домашнее образование, обожала музыку и театр. Она считалась красавицей и обладала яркой внешностью: у нее были темные волосы, черные брови и стройная фигура. А еще девушка славилась невероятно терпеливым и уравновешенным характером. Неудивительно, что в 1817 году принцесса стала одной из кандидаток на роль невесты британского принца Вильгельма.
Тогда, подыскивая себе жену среди гессенских принцесс, принц попросил своего младшего брата, герцога Адольфа Фредерика Кембриджского, съездить в Кассель, чтобы познакомиться с принцессой и оценить, подходит ли она на роль невесты. Сам Адольф Фредерик был седьмым сыном короля Георга III и по меркам того времени был уже немолод.
Но когда он познакомился с Августой, то был совершенно очарован хорошенькой девушкой. Вернувшись в Великобританию, он в таких восторженных выражениях рассказал брату о немецкой принцессе, что тот сразу понял, что Адольф Фредерик увлекся девушкой, поэтому великодушно предложил брату самому поухаживать за ней, что тот и сделал.
Вскоре герцог Кембриджский сделал предложение Августе, которое было с радостью принято ее семьей, несмотря на большую разницу в возрасте между парой. Вильгельм же вскоре выбрал себе другую немецкую принцессу и женился на ней в том же году, что и младший брат.
Летом 1818 года состоялась пышная свадьба Августы и Адольфа Фредерика. Сначала торжества прошли в Касселе, а потом в Лондоне. Невесте исполнился 21 год, а жениху было уже 44. И хотя брак этот был заключен больше по династическим соображениям, он оказался очень счастливым. Между супругами быстро возникла глубокая привязанность. Кстати, они приходились друг другу троюродными братом и сестрой.
Адольф Фредерик относился к молоденькой жене с особой нежностью и трогательно заботился о ней. Объединяла молодоженов и любовь к музыке и театру. Вскоре после свадьбы герцог увез Августу в Германию, где он занимал пост военного губернатора. Здесь, после Наполеоновских войн, еще в 1814 году, было создано королевство Ганновер.
Адольф Фредерик долгие годы доблестно служил в британской армии, принимал участие в различных войнах и дослужился до звания фельдмаршала. Он был весьма популярен в армейских кругах, поэтому его брат, принц-регент Георг IV, решил назначить его губернатором в Ганновер.
В этом вновь созданном королевстве Адольф Фредерик стал впоследствии вице-королем в 1831 году. Хотя по факту он являлся наместником британских королей и занимал этот пост сначала от имени Георга IV, а потом Вильгельма IV. Именно здесь, в Германии, и родились все дети дружной герцогской четы. Не прошло и года после свадьбы, как Августа подарила мужу сына, принца Георга Уильяма. А еще через несколько лет герцогиня родила дочерей: Августу Каролину и Марию Аделаиду.
«Слава богу, мой дорогой Адольф теперь спокоен за герцогиню Кембриджскую; она подарила ему еще одну маленькую девочку…Она была ужасно встревожена за себя, и это тронуло его, поскольку он обожал ее до такой степени, что чуть не заболел…», — из письма сестры Адольфа Фредерика, принцессы Елизаветы Великобританской в 1833 году («Воспоминания о принцессе Марии Аделаиде Текской» сэра Кинлоха-Кука).
В Ганноверском королевстве Августа была вполне счастлива, став настоящей соратницей для супруга. Герцогиню считали прекрасной собеседницей, она любила читать и всегда интересовалась политическими вопросами. Воспитанная в строгости, она воспринимала свой высокий статус не как привилегию, а как служение. Она легко завоевала расположение местного общества и много сил отдавала благотворительности.
Сам герцог покровительствовал Ганноверскому университету и ремесленным училищам. Августа же была патроном нескольких больниц и сиротских приютов, причем не боялась лично посещать больных даже во время эпидемии холеры в королевстве и помогала семьям заболевших. Как и герцог, она считала, что женщины должны учиться и уметь самостоятельно зарабатывать на хлеб, поэтому открывала школы для девочек и поддерживала организации, обучающие женщин различным ремеслам.
Подкупала подданных и крепкая семья герцогов. Они никогда не были замечены в скандалах, в отличие от других британских монархов. Супруги вместе организовывали праздники и устраивали приемы. Много времени Августа и Адольф Фредерик проводили со своими детьми, играли и гуляли с ними вместе, что было совсем нетипично для королевских особ того времени.
Дом герцогини был образцом уюта и немецкого порядка: она сама управляла всем домашним хозяйством и старалась никогда не сидеть без дела, занимаясь то рукоделием, то садом. Но в 1837 году на британский престол взошла королева Виктория, после чего новым королем Ганновера стал ее дядя и еще один старший брат Адольфа Фредерика - Эрнст Август, герцог Камберлендский.
Дело в том, что в Германии действовал салический закон, который не позволял женщинам становиться правящими монархами. Поэтому личная уния между двумя королевствами перестала существовать, и престол Ганновера перешел не к Виктории, а к следующему по старшинству наследнику по мужской линии.
Вот так жизнь сделала неожиданный поворот, и герцогам Кембриджским, прожившим в Ганновере почти 20 лет, пришлось вернуться в Великобританию. Свое своеобразное изгнание Августа и Адольф Фредерик восприняли достаточно спокойно. Они отправились вместе с детьми в Лондон, где поселились в Кембридж-хаусе, а лето проводили во дворце Кью. Августа и здесь продолжала демонстрировать любовь к традиционным ценностям и определенный консерватизм.
Во дворце Кью она много времени посвящала своим детям и уходу за растениями. Так, она привезла из Касселя несколько кустов сирени и посадила их в дворцовом саду. Дом герцогов Кембриджских быстро прославился своим гостеприимством и теплой атмосферой, супруги постоянно принимали множество гостей.
В Великобритании герцог с женой стали президентами сразу нескольких благотворительных обществ, уделяя пристальное внимание больницам для бедных и школам для детей. Причем помогали они больше как частные лица, стараясь избегать публичности. Вместе эта дружная чета прожила 32 года.
Герцог скончался в 1850 году в возрасте 76 лет. После его смерти новым герцогом Кембриджским стал его сын – Георг Уильям. Смерть горячо любимого мужа сильно подкосила Августу. Она облачилась в траур и до конца жизни носила только черное в память об Адольфе Фредерике.
Теперь вся ее энергия была посвящена заботе о детях и внуках. Особенно Августа переживала за свою младшую дочь, добродушную Марию Аделаиду, которой долго не удавалось вступить в брак из-за лишнего веса. И когда в 1866 году Мария Аделаида наконец вышла замуж за Франца Текского, сердце матери успокоилось. В этом браке и родилась будущая британская королева Мария Текская.
Герцогиня Кембриджская была невероятно привязана к внучке и оказала на девочку большое влияние. Говорят, что именно от бабушки королева Мария унаследовала любовь к дисциплине, терпение и выдержку. Несмотря на долгие годы жизни в Великобритании, Августа так и осталась немкой по духу и привычкам.
«Старая герцогиня Кембриджская была одной из гостей в Эгертон Лодж, и она очень любезно предложила позаботиться обо мне во время моей поездки в Лондон, поскольку мы обе уезжали в один и тот же день. Мы ехали вместе, и как только поезд тронулся, герцогиня открыла большой ридикюль и достала немецкую колбасу, которую съела с большим удовольствием, отрезая от нее ломтики серебряным ножом и отправляя их в рот», — Аделина де Хорси, графиня Кардиган («Мои воспоминания», 1824-1915 гг.).
Кстати, именно младшей дочери Августа завещала те самые изумруды, которые она выиграла в лотерею. Тогда часть из этих камней герцогиня использовала для различных ювелирных украшений: колье, браслетов и брошей. А впоследствии изумруды использовались для нескольких знаковых украшений британской королевской семьи. Например, они стали съемными подвесками в знаменитой Владимирской тиаре, которую так любила королева Елизавета II.
Когда Августе исполнилось 78 лет, она стала практически инвалидом из-за проблем с ногами. Поэтому с тех пор она в основном передвигалась на специальном кресле, которое катали слуги. Это кресло герцогине подарила сама королева Виктория, которая уважала свою троюродную тетку. Хотя эту любезную старушку любили и родственники, и друзья, постоянно навещавшие ее.
Герцогиня Кембриджская прожила долгую жизнь, дожив до 91 года. Она ушла в мир иной в апреле 1889 года. Таким образом, Августа поставила своеобразный рекорд, прожив дольше всех невесток короля Георга III. Судьба ее не была отмечена ни скандалами, ни изменами, ни борьбой за власть. Всю свою жизнь Августа прожила достаточно незаметно, она никогда не была яркой публичной персоной, но всегда вела себя с большим достоинством.
Жаль, что она совсем немного не дожила до момента, когда ее любимая внучка Мария Текская в 1893 году вышла замуж за наследника британского престола – принца Георга. Современники считали, что будущая королева была похожа на бабушку не только характером, но и внешне. Ну а изучив внимательно портреты Августы, можно заметить и изрядное сходство с ее прапраправнуком, действующим королем Великобритании Карлом III. Все-таки кровь – великое дело…
Любопытно, что единственный сын Августы, герцог Георг Уильям, вступил в морганатический (неравный) брак с актрисой. От этого союза родилось 3 сына, но так как герцог не получил согласия королевы, то брак был признан недействительным, а его дети – незаконнорожденными. Поэтому после смерти герцога Кембриджского его титул отошел к короне. И только в 2011 году королева Елизавета II пожаловала титул герцога Кембриджского своему внуку Уильяму в честь его свадьбы с красавицей Кэтрин Миддлтон.
С вами Марина Берёзина, подписывайтесь на мой канал! Благодарю вас за лайки 👍