Найти в Дзене
Genokarta.ru

Загар, полученный в солярии, старит кожу на молекулярном уровне

Исследователи выяснили, что УФ-излучение в солярии приводит к возникновению множества мутаций в клетках кожи, тем самым вдвое ускоряя ее старение и повышая риск развития меланомы. Люди, которые когда-либо загорали в солярии, имеют более высокий риск развития меланомы в течение всей жизни, причем чем больше было сеансов загара, тем выше этот риск. Как правило, меланомы у любителей соляриев появляются в более раннем возрасте, чем у тех, кто не пользовался искусственными источниками ультрафиолетового излучения. Рост заболеваемости меланомой у молодых женщин удивительным образом совпадает с ростом популярности соляриев, ведь именно эта категория людей является целевой аудиторией индустрии загара. На сегодняшний день Всемирная организация здравоохранения классифицирует лампы для загара как канцероген группы 1. В эту группу входят вещества, производственные процессы и факторы окружающей среды, в отношении которых есть достоверные сведения о канцерогенности для человека, например, радиоактивн
TomKatoo // shutterstock.com
TomKatoo // shutterstock.com

Исследователи выяснили, что УФ-излучение в солярии приводит к возникновению множества мутаций в клетках кожи, тем самым вдвое ускоряя ее старение и повышая риск развития меланомы.

Люди, которые когда-либо загорали в солярии, имеют более высокий риск развития меланомы в течение всей жизни, причем чем больше было сеансов загара, тем выше этот риск. Как правило, меланомы у любителей соляриев появляются в более раннем возрасте, чем у тех, кто не пользовался искусственными источниками ультрафиолетового излучения. Рост заболеваемости меланомой у молодых женщин удивительным образом совпадает с ростом популярности соляриев, ведь именно эта категория людей является целевой аудиторией индустрии загара. На сегодняшний день Всемирная организация здравоохранения классифицирует лампы для загара как канцероген группы 1. В эту группу входят вещества, производственные процессы и факторы окружающей среды, в отношении которых есть достоверные сведения о канцерогенности для человека, например, радиоактивное излучение, асбест и курение табака. В Бразилии и Австралии солярии запрещены полностью, а во многих странах, в том числе и в России (СанПин 2.1.2.2631-10), разрешены к посещению только с 18 лет.

Учитывая высокую опасность воздействия ламп для загара, необходимы исследования для выяснения механизмов влияния их излучения на клетки кожи. С этой целью ученые сравнили состояния здоровья людей с историей использования соляриев и без нее, а также провели молекулярный анализ клеток кожи. Для этого были изучены медицинские карты более чем 32 000 пациентов, обращавшихся за медицинской помощью к дерматологам, особо обращая внимание на информацию об использовании ими соляриев, истории солнечных ожогов и семейном анамнезе меланомы. Также были секвенированы геномы и транскриптомы 182 отдельных меланоцитов, полученных от 26 доноров.

Частота выявления меланомы в группе пациентов, посещавших солярий, составила 5,1%, что вдвое выше, чем в группе тех, кто не прибегал к искусственному загару, причем между количеством посещений солярия и относительным риском развития меланомы наблюдалась достоверная зависимость «доза-эффект». Интересно также отметить, что у поклонников соляриев меланомы чаще встречалась на нехарактерных участках тела, которые обычно мало подвергаются воздействию ультрафиолетовых лучей. Также у тех, кто загорает, чаще развивались первично множественные синхронные и метахронные меланомы.

На основании этих фактов исследователи предположили, что воздействие ламп для загара вызывает практически тот же эффект, что и носительство герминальных мутаций предрасположенности к меланоме (например, в гене CDKN2A).

Секвенирование генома меланоцитов показало, что мутационная нагрузка в клетках пользователей соляриев была почти вдвое выше, чем у контрольной группы. У любителей загара в возрасте 30-40 лет мутаций оказалось даже больше, чем у людей 70-80 лет, никогда не посещавших солярий. Причем в клетках посетителей соляриев были обнаружены не только мутации, характерные для меланомы, но и специфические изменения экспрессии генов. Например, у них была выявлена повышенная активность гена APOBEC3B, которая также обнаруживается при раке. Анализ мутационных сигнатур de novo показал, что они похожи на сигнатуры, характерные для воздействия ультрафиолетового излучения и для старения.

К сожалению, невозможно обратить вспять воздействие ультрафиолета на геном меланоцитов, поэтому нужно стараться ограничивать накопление мутаций за счет избегания воздействия не только прямых солнечных лучей, но и ламп для загара.

Источник: P. Gerami et al. Molecular effects of indoor tanning. Science Advances (2025). DOI: 10.1126/sciadv.ady4878