Первое воспоминание Леры из детства было связано с отцом — вот он большой и сильный, смеясь, подкидывает её, кроху, высоко-высоко, на руках, а потом ловит и она тоже смеётся счастливо!
Последнее же воспоминание, связанное с отцом, было далеко не таким позитивным. В нём Лера, уже постарше — лет двенадцать ей тогда было, захлёбываясь слезами, цепляется за его руку, а мама — дёргает, тянет её обратно в квартиру, крича одновременно о том, что он, то есть отец, уходит от них навсегда и это правильно, так и надо, они без него проживут!
А где-то между этими двумя точками — была жизнь одной маленькой семьи… Родители Леры поженились, когда им было по девятнадцать лет и как верили — по большой любви. Они были тогда студентами — она должна была стать архитектором, а он — инженером-проектировщиком автомобильных дорог.
Через годы, мама Леры однажды и только раз поделилась с дочерью личными воспоминаниями о том времени.
— Мы думали, всё будет просто, что любовь — это всё, что нужно для счастья! — сказала Анна.
Но реальность оказалась не так проста. А дело было всё в том, что Андрей не то, что унаследовал вредный образ жизни от своих родителей, но… В какой-то момент поддался их пагубному влиянию. И тоже начал пить неполезные напитки. На этом фоне, естественно, он быстро скатился в учёбе и был отчислен. Плюс — его уволили из автосервиса, где он, в принципе будучи толковым парнем, подрабатывал уже с шестнадцати лет.
Родители Анны быстро приняли решение — такой зять им не нужен! И приказали дочери — порви с ним! Но, Анна считала иначе.
— Он исправится ради меня, — сказала она шокирующее для своей семьи, — просто нужно, чтобы кто-то в него поверил!
И так они с Андреем поженились. Без белого платья, ресторана и прочих традиционных свадебных атрибутов. А жить стали — с его родителями. Потому что её были категоричны — отказались пускать на порог.
— Первое время казалось, что наша любовь как в сказке какой-то — всё преодолеет! — ещё поделилась воспоминаниями Анна с подросшей уже дочерью.
Андрей снова устроился на работу, стал тратить деньги не на питьё, а на продукты для семьи и самые нужные вещи… Он даже своих родителей тянул в сторону нормальной, приличной жизни! Но, потом сорвался. Затем просил прощения у Анны и умолял дать ещё один шанс! И она ему поверила. Но потом всё повторилось…
И как-то так вышло, что Анну отчислили из ВУЗа — она попросту не успевала учиться, ведь ещё надо было и работать — денег в молодой семье катастрофически не хватало! Что же до её семьи — то родители терпеливо ждали, когда же дочь одумается и разведётся уже с этим недоразумением по имени Андрей…
А потом в непростую жизнь пары пришли по-настоящему сильные перемены — Анна узнала о том, что беременна! И естественно, она сразу же сообщила об этом Андрею. А он…
— Теперь всё будет иначе! Клянусь! — сказал он.
И как тут было не поверить?! Анна с удвоенной силой бросилась делать всё для их общего счастливого будущего! Она снова поступила в институт, но теперь — на педагогический.
— Чтобы позаботиться о своём ребёнке, — объяснила она выбор своим родителям.
Теперь молодая пара, кстати, жила с ними — будущие бабушка и дедушка с ума сходили от радости в ожидании той поры, когда дом огласится лепетом долгожданной внучки или желанного внука!
Потом на свет появилась Лера и в согласии, взаимоуважении и вообще в лучших, какие только можно себе представить, взаимоотношениях, семья провела ещё несколько лет…
Но, всё изменилось с гибелью родителей Андрея. Несмотря на то, какими они были людьми — не интересовались практически судьбой сына, бездумно прогуливали всё, что попадало им в руки, умудрялись вечно ссориться со всеми, кто пытался протянуть им руку помощи — он всё-таки очень их любил! А теперь — утрата подкосила Андрея.
И с тех пор он начал меняться и только к худшему… Вскоре его ничего не заботило кроме возможности загулять с какой-нибудь сомнительной компанией! Он уже не стеснялся того, что все соседи знали — он завёл себе другую женщину. А потом — её бросил и новую завёл! Причём, всё это были особы… не самой хорошей репутации.
Анна и её родители, естественно, пытались Андрея образумить. Взывали к его совести и умоляли подумать о будущем дочери! Но, он будто бы сошел с ума — отмахивался от всех. Сама Лера этот период жизни — когда был рядом отец, помнила смутно… Будто бы само её сознание однажды взбунтовалось — и как ластиком волшебным подчистило память! Она, кстати, быстро покорилась приказу мамы — не спрашивать о непутёвом отце, который однажды просто собрал вещи и куда-то сбежал. И более того — если кто-то из родственников или друзей семьи однажды заговаривал с Лерой об отце, то она отвечала практически как по кальке со слов своей матери.
— Он нам теперь чужой. Как осиротели! Без него будет лучше.
А время, оно летело вперёд… И вскоре жизнь, подростковый расцвет, закрутили Леру, захватили. Она окончила школу, потом — поступила в институт, выбрав к удивлению семьи профессию такую, какой прежде ни у кого в их роду не было — Лера решила стать ветеринаром. Впрочем, её выбор одобрили.
— Человек, который любит зверей, — сказала однажды бабушка, — и к своим родным хорошо относиться будет!
Бабушка с дедушкой, кстати, не дожили совсем немного до того дня, как Лера получила диплом. Так что привкуса праздника у этого события не было.
И снова полетела вперёд жизнь! Мать и дочь продолжали делить квартиру, но теперь — у каждой было по отдельной комнате.
И в целом, Валерию всё устраивало. Они с мамой почти не спорили по мелочам, реже редкого ссорились и жили по однажды заведённому и практически не менявшемуся распорядку. Иногда, правда, Леру тянуло на какие-нибудь перемены в жизни!
Она, например, вдруг начинала заниматься верховой ездой или планировала съехать на съёмную квартиру… Но потом всё это оставляла и возвращалась к уютной рутине. И так время шло… И вот уже Валерия отпраздновала своё двадцатипятилетие.
— Мама, — сказала она накануне Дня рождения, — ты не против, если к нам в гости придёт один молодой человек? Это… — она смутилась, — мой парень!
— Приводи, — кивнула мама, — давно пора!
— А я думала, как тебе сказать, — выдохнула Валерия.
— Что же я, по-твоему, родной дочери счастья не желаю, — усмехнулась Анна, — только… Он ведь хороший человек?
— Самый лучший! — воскликнула Лера.
Знакомство с человеком, которого её дочь, судя по всему, в будущем видела своим мужем, прошло для Анны хорошо — Игнат оказался не только в целом приятным юношей, но и был сыном её дальних знакомых ещё с институтских времён. В общем, Анна выбор дочери всецело одобрила!
И так уж вышло, что эти трое — хозяйки квартиры с Игнатом задержались за праздничным столом, когда все гости уже разошлись. И тут раздался звонок в дверь.
— Сейчас гляну, кто там, — сказала Анна и встала из-за стола.
Пришла их соседка — престарелая женщина по имени Клавдия, жившая на той же площадке.
— Аннушка, — в своей мягкой манере обратилась она к матери Леры, — ты же знаешь — у меня до сих пор стоит старый телефон… Так вот, мне звонили из больницы!
— Кто заболел? — с сочувствием спросила Анна, — могу я чем-нибудь помочь? Ох, Лера же недавно машину купила! Давай она отвезёт тебя! Сейчас я её позову…
— Нет, ты не поняла! — затрясла головой Клавдия, — видимо, он запомнил мой номер, помнил его все эти годы… Ты же помнишь — своего телефона у вас тогда не было и все — и знакомые, и по работе иногда, мне звонили, а я — вас звала… Ну, твой-то сотовый ему откуда знать! А мой-то номер…
— Подожди, — нахмурилась Анна, — ничего не понимаю! Кто запомнил? Кто звонил?!
— Муж твой, — поджала губы соседка, — Андрей этот непутёвый!
Не выйди Лера в коридор — поинтересоваться, что так задержало её маму, Анна бы так и сползла по косяку — но, дочь поддержала. И так они узнали о том, что Андрей в городе и в беде. Он просил приехать к нему.
— Мне кажется, я сплю, — пробормотала сквозь слёзы Анна, — через столько лет?! Что ему нужно?! Нет, никуда не поеду!
— А я — поеду! — решительно сказала Лера, — это же папа…
— Ха! — вскинула подбородок мать, — годами ни слуху, ни духу… Глупости всё это!
— Поеду, — упрямо повторила Лера.
Игнат вызвался сопровождать её. Он вообще был таким парнем — считал, что всё, что касается его любимой, относится и к нему.
И вот, затаив дыхание, Лера вошла в палату к отцу. И не узнала его! И тут же поняла — это естественно, ведь… да почти пятнадцать лет уже прошло! Плюс, судя по всему, жизнь у отца была нелёгкая.
— Привет, — бесцветным голосом произнесла она.
Он смотрел на неё долго и без единого слова. А потом заговорил. Сбивчиво, заикаясь от волнения он признавал, как был неправ, когда бросил её и маму, их семью. Он то ругал себя, то — принимался оправдываться, что запутался тогда, испугался ответственности и бежал, как трус, но, не потому, что действительно так хотел, а потому что ещё раньше, с подачи собственных родителей — как будто имел тягу к тому, чтобы разрушать свою жизнь…
Лера же — слушала отца внимательно, не перебивая. И так она узнала, что он хотел вернуться, но… Боялся! Что в очередной раз его уже не простят. Тем более — Анна запрещала.
— Но, как?! — ахнула Лера, — мама мне не говорила, что ты… Приезжал в город!
— Она только сказала, что подарок от меня передаст — белого медвежонка и книжку со стихами — ты ведь всегда любила поэзию, — сквозь слёзы пояснил отец.
Валерия кивнула. Она поверила ему. Потому что мама, ох, стоило признать, была на такое способна.
— Я и алименты присылал, — добавил отец.
— Мама и этого не говорила, — вздохнула Лера.
— Значит, я ей совсем не нужен, — он отвёл взгляд.
— Давай, пожалуйста, сейчас не будем об этом! — попросила Лера, — но, скажи… Почему ты не попытался встретиться со мной, когда мне уже исполнилось восемнадцать?
— Боялся, — честно ответил Андрей, — что ты скажешь, что такой отец тебе не нужен!
— Но, ты позвонил нам сейчас… — Лера нахмурилась — она немного запуталась.
— Мне было страшно… Что не успею и я решил, — он тяжело сглотнул, — что должен попробовать…
— И чего же ты хочешь?! — она повысила голос и закусила губу — боялась заплакать, чувствуя, что тогда уже не сможет остановиться и ясно соображать.
— Просто увидеть тебя, — часто заморгал он, — ты не думай, я не пытаюсь разжалобить! У меня есть где жить — квартира от родителей… Я и работаю сейчас. И ничего такого… Веришь?! Просто, я бы хотел, если можно… Пообещай мне, что однажды, когда-нибудь, попытаешься простить своего старика, а?
Валерия замерла. Всё происходило так быстро, стремительно, а у неё, похоже, даже не было времени как следует всё осознать и обдумать! И что же мне сказать, спросила она себя — бросить, что ему надо было раньше думать над своими поступками?! Или солгать, что уже простила?! Но… Нет, поняла она, это будет всё не то! И тогда она решила сказать правду.
— Мне потребуется время на прощение за все годы, — начала она, — но, я не хочу тебя бросать. Я хочу… Говорить с тобой! Узнать тебя… Снова, как отца! И хочу чтобы в будущем… Мы были как бы семьёй, насколько возможно! Это… Не будет просто, точно знаю! Но, что-то будет… Если ты согласен, папа…
— Доченька! — протянул он к ней руку, — спасибо, родная!
Лера взяла его за руку и улыбнулась. А потом, в тот же день, она поговорила с мамой. И каково же было её изумление, когда Анна — согласилась разделить этот выбор дочери! А потом…
Где-то через год Андрей вернулся в семью. Он был прощён двумя самыми важными людьми в своей жизни. И в этот раз он использовал свой последний шанс так, как нужно. И постепенно доверие и любовь в этой семье становились крепче и крепче…
А потом, когда Лера вышла замуж и родила от Игната сына — у малыша с первых дней и ещё в течение многих лет рядом был любящий и заботливый дедушка. О котором никто в их семье никогда больше не говорил и не вспоминал ничего плохого!