Найти в Дзене
киНоНостальгия

Пенсионер Джеки Чан возвращается в строй и дает всем прикурить в "Охоте за тенью" (2025).

Посмотрел намедни интервью популярного, сильно распиаренного критика, где он, завсегдатай каннского, берлинского и венецианского фестивалей, походя дал понять, что среди его интересов азиатское mainstream кино не числится. По совпадению недавно увидел беседу с весьма интеллигентным литератором, который в разговоре бросил небрежную фразу "Болливуд какой-то", имея в виду низкое качество и плохой вкус. Мне было обидно. Ладно пожилой писатель - его замшелые представления сформированы древними индийскими мелодрамами советского проката. Но без остановки колесящий по миру модный критик должен знать, на каком техническом уровне снимаются сегодня лучшие ленты Индии, Китая, Южной Кореи, даже Индонезии или Филиппин. Так что это? Некомпетентность? Или эстетское высокомерие? Я тоже смотрю Бергмана и Тарковского, Феллини и Антониони, Годара и Трюффо, фон Триера и Каурисмяки, актуальные авторские произведения и фестивальные хиты, но искренне ненавижу высоколобый снобизм якобы интеллектуалов, которы

Посмотрел намедни интервью популярного, сильно распиаренного критика, где он, завсегдатай каннского, берлинского и венецианского фестивалей, походя дал понять, что среди его интересов азиатское mainstream кино не числится. По совпадению недавно увидел беседу с весьма интеллигентным литератором, который в разговоре бросил небрежную фразу "Болливуд какой-то", имея в виду низкое качество и плохой вкус.

Мне было обидно. Ладно пожилой писатель - его замшелые представления сформированы древними индийскими мелодрамами советского проката. Но без остановки колесящий по миру модный критик должен знать, на каком техническом уровне снимаются сегодня лучшие ленты Индии, Китая, Южной Кореи, даже Индонезии или Филиппин. Так что это? Некомпетентность? Или эстетское высокомерие?

Я тоже смотрю Бергмана и Тарковского, Феллини и Антониони, Годара и Трюффо, фон Триера и Каурисмяки, актуальные авторские произведения и фестивальные хиты, но искренне ненавижу высоколобый снобизм якобы интеллектуалов, которые, захлебываясь слюной, расхваливают артхаус-фильм какого-нибудь шведского "самородка" и высокомерно отмахиваются от гигантской киноиндустрии с миллиардной аудиторией.

На днях посмотрели с женой свежий блокбастер режиссера Ларри Яна и "звезды" Джеки Чана "Охота за тенью" (Shadow's Edge), несколько недель возглавлявший китайский бокс-офис, и пусть эта публикация послужит моим личным скромным знаком протеста против несправедливого пренебрежения и игнорирования самого существования современных азиатских жанровых образцов, которые дадут прикурить иным голливудским блокбастерам.

Наше с женой первое впечатление было схожим. Когда по экрану поплыли финальные титры, мы переглянулись: "Ничего себе! Такого брутального, жесткого и кровавого фильма с участием старины Чана мы еще не видели! "Пенсионер" семидесяти одного года от роду сумел удивить!".

Меня же, как старого завзятого любителя боевиков, впечатлила своеобразная эклектика ленты. У меня сложилось ощущение, что авторы словно задались целью продемонстрировать мастерство владения сразу несколькими популярными поджанрами action-триллера и боевика. Не знаю, было ли это намеренно или нет, главное - микс получился в хорошем смысле взрывным, стили разных направлений органично сложились в отличное развлечение.

"Охота за тенью" начинается как фильм об ограблении (так называемый heist или caper movie) стильный хай-тек триллер в сочетании с отличной action-хореографией, которой издавна славится азиатское кино. В духе времени в Макао группа молодых людей похищает ноутбуки с доступом к криптовалютному счету местного миллиардера. Ограбление идеально рассчитано по минутам, им дистанционно управляет компьютерный гений, который попутно водит за нос полицию с ее супер-современным оборудованием, вездесущими камерами и аналитикой искусственного интеллекта. Молодых преступников поддерживает некий старик, приходящий им на помощь в сложные моменты операции.

Полиция Макао посрамлена, хваленые технологии оказались бессильны против подкованных грабителей-виртуозов. Шеф разводит руками: "Как раньше полицейские вообще боролись с преступностью?" - и решает призвать на помощь отставника, легенду сыска Дэчжуна (Джеки Чан). Возвратясь на службу, Дэчжун в изумлении узнает, что, всецело полагаясь на кибер-методы, полиция утратила практические навыки старой доброй оперативной работы - сопоставление данных и самостоятельный анализ без помощи ИИ, маскировку, скрытое наблюдение, слежку, незаметное преследование цели. Дэчжун берется за формирование собственного юнита молодых оперативников - и "Охота..." переходит на сюжетные рельсы фильма о наставнике-менторе (mentor или tutorship movie).

Выясняется, что бандой грабителей руководит легендарный преступник по прозвищу Тень. Порядок Тень поддерживает железной рукой, но несмотря на все меры предосторожности, благодаря своеволию его подопечных, он впервые за десятилетия попадает в объективы камер. Дэчжун и его команда начинают планомерную, нудную работу по патрулированию улиц, и в результате удача улыбается им - они "засекают" человека, похожего на Тень.

Тут "Охота..." поворачивается к зрителю еще одной гранью криминального кино - игрой в "кошки-мышки" между главными героями. Дэчжун и его молодая помощница знакомятся с тихим старичком, изображая живущих по соседству дедушку и внучку. Их задача - не спугнуть Тень (если они не ошиблись), а матерый преступник, в всою очередь, пытается подловить "соседей" на какой-нибудь нестыковке или неточности. Дуэт Джеки Чана и Тони Люн Ка-Фая в ролях опытных профи, изображающих простачков-пенсионеров, радует и игрой актеров-ветеранов, и отлично прописанными сценарными поворотами, где каждое слово и каждая реплика могут привести к роковой ошибке.

Но зрителю рано расслабляться. Поиграв в поединок профессионализма, находчивости и хладнокровия антагонистов, "Охота..." взрывается высокооктановым действием в традициях Джона Ву и Ринго Лэма с пальбой, взрывами, разлетающимися в стороны телами, разбитыми стёклами и кувыркающимися автомобилями.

Один из эпизодов производит особенное впечатление. Это рукопашная схватка в лучших традициях "Олдбоя", по-азиатски виртуозная и кровавая сцена, заставляющая голливудские боевики выглядеть бледной имитацией подлинной ярости и жестокости.

Поражает, что это происходит в фильме с участием Джеки Чана. Мы давно знаем (и сам актер это не раз подчеркивал в своих интервью), что Джеки всегда старался минимизировать жесткость и натурализм в своих лентах. Даже там, где Чан отходил от присущей ему тональности комического боевика и на экране драматично гибли люди (скажем, в "Кто я?", "Новой полицейской истории" или "Иностранце"), авторы всегда стремились воздерживаться от обильной демонстрации крови.

"Охота", похоже, сняла это добровольное табу. Старина Джеки, кажется, больше не опасается "вредного", неправильного воздействия на молодую и семейную аудиторию. Во второй половине "Охоты..." кровь брызжет, хлещет и льется так щедро, как будто "звезда" позитивных фильмов с неизменно комедийным оттенком на старости лет решила оторваться по полной, компенсируя брутальной кровавостью годы "вегетарианского воздержания".

Мы с женой едины во мнении: "новый старый" Джеки Чан - своевременная и органичная эволюция его action-амплуа. Даже неунывающий Чан стареет, и безумные трюки должны уступить место суровой реалистичности. Боевые сцены с 71-летним актером больше не выглядят бесшабашно рискованными action-феериями. Зато теперь они обретают весомость (в хорошем смысле слова), бешеную энергию и прыгающий пульс по-настоящему жестоких, не на жизнь, а на смерть схваток.

Подобно тому, как Бельмондо не хотел, по собственному выражению, "превратиться в летающего дедушку французского кино", так и легендарный исполнитель сумасшедших трюков естественно и эффективно переходит в новое качество. Безбашенный трюкач становится закаленным жизнью и умудренным опытом бойцом.

"Охоту..." следует похвалить не только за адреналиновые сцены действия, боевую хореографию, эффектную пиротехнику, но и за отменное чувство стиля режиссера Ларри Яна и его команды. "Охота..." отлично снята. Местами кажется, что Ян нарочито пижонит, дразня разборчивых зрителей: "Мол, смотрите, могу снимать кадры a la Стенли Кубрик с фокусом на центральную точку идеально выверенной композиции. Могу красиво стилизовать насилие в духе раннего Бессона и Джона Ву 80-90-х. Могу подобрать эстетски сдержанную цветовую гамму - прямо как Жан-Пьер Мельвиль в классических экзистенциальных триллерах. Могу снимать холодный хай-тек не хуже Вачовски времен "Матрицы" или Спилберга и его "Особого мнения". Все могу, все умею".

Есть еще один важнейший момент, о котором мне хотелось бы отдельно сказать. В "Охоте..." чувствуется энергетика, дыхание, биение пульса, течение крови (во всех смыслах слова). Ее героям сопереживаешь, испытываешь к ним пресловутую эмпатию. Сложные отношения связывают Тень и его банду "приемных детей", непросто Джэчуну строить отношения с девушкой-полицейским, дочерью погибшего по его вине напарника.

Драматургия фильма построена уверенно и эффективно. Начинаясь как легкий триллер об ограблении, "Охота..." дает нам втянуться в сюжет, характеры героев, их взаимодействие, чтобы потом взвинтить напряжение до взрывного развития и кровавой развязки. Да, это не психология уровня Чехова и не глубина Достоевского, ну так мы и смотрим полицейский боевик, а не спектакль в МХАТе.

В предыдущей публикации я писал о новой версии "Бегущего человека" (2025) и особо подчеркивал, насколько, простите мой французский, наплевать на всех его героев. "Охота..." - ровно тот случай, когда сегодняшнему Голливуду стоит поучиться драматургии не только у собственных классиков, но и у современников с другого континента.

"Охота на тень" пользовалась заслуженным успехом в прокате Китая и многих других стран - преимущественно того же региона. Сцена после титров прямо намекает на грядущий сиквел. Так что мы с женой ждем второй части с нетерпением, хотя и с легкой тревогой - первый фильм задал высокую планку. Впрочем, надеемся, что старина Джеки не подкачает. Энергии "пенсионеру" не занимать, и разбивать своим телом окна, выбивать двери и крушить мебель он по-прежнему умеет как никто другой. А более сдержанная манера игры пошла повзрослевшему актеру на пользу. Так что ждем новой встречи!

P.S.

Возвращаясь к началу публикации, подчеркну еще раз свою позицию. Любовь к классике, шедеврам и авторскому кино, на мой взгляд, не должна означать пренебрежение качественной продукцией массового, развлекательного кино. В конце концов, отлично сделанный боевик способен доставить куда больше удовольствия, чем бездарный артхаус с претензией. Лично я делю фильмы только на хорошие и плохие, независимо от их принадлежности к "престижным" или "низким" жанрам. И отменный боевик Джеки Чана, думаю, для зрителя куда ценнее, чем неудачный опус иного auteur, согласны?

-16