Найти в Дзене
Валерий Грачиков

Как маляр Слободчиков помог Сталину устроить «День Индустриализации» вместо праздника Преображения Господня

Конечно, официально все случилось по инициативе «ленинградских рабочих». В Стране Советов пчелы же всегда были против меда, то есть рабочие сами придумывали, как бы им поработать в выходной день забесплатно или на третий займ индустриализации скинуться по одной-две зарплаты. Начальство всегда оказывалось ни при чем, оно просто поддерживало правильно поданные «инициативы снизу». Это был сарказм. Конечно, такие важные моменты, как атака на привычный уклад, а введение «Дня Индустриализации» вместо церковного праздника Преображения Господня как раз и являлось такой атакой, не могло обойтись без санкции высшего начальства, как и последовавшее вскоре введение «непрерывки» и отмена большей части выходных дней. Но реализовали все это через инициативу снизу, от простого маляра из Ленинграда. Во-первых, шел второй год Первой пятилетки и советское начальство, подгоняемое великим вождем, уже начало пересмотр первоначальных реальных планов в сторону увеличения и одновременную гонку «пятилетку в чет
Оглавление

Конечно, официально все случилось по инициативе «ленинградских рабочих». В Стране Советов пчелы же всегда были против меда, то есть рабочие сами придумывали, как бы им поработать в выходной день забесплатно или на третий займ индустриализации скинуться по одной-две зарплаты. Начальство всегда оказывалось ни при чем, оно просто поддерживало правильно поданные «инициативы снизу».

Это был сарказм. Конечно, такие важные моменты, как атака на привычный уклад, а введение «Дня Индустриализации» вместо церковного праздника Преображения Господня как раз и являлось такой атакой, не могло обойтись без санкции высшего начальства, как и последовавшее вскоре введение «непрерывки» и отмена большей части выходных дней. Но реализовали все это через инициативу снизу, от простого маляра из Ленинграда.

Для начала давайте немного поясню контекст происходившего в августе 1929 года

Во-первых, шел второй год Первой пятилетки и советское начальство, подгоняемое великим вождем, уже начало пересмотр первоначальных реальных планов в сторону увеличения и одновременную гонку «пятилетку в четыре года». Как правильно написал потом в своей книге Джон Скотт, поучаствовавший в этой ударной гонке на строительстве Магнитки:

«…Начиная с 1931 года, Советский Союз тоже вел войну, и люди проливали пот, кровь и слезы... Я мог бы побиться об заклад, что только одна битва русских за создание черной металлургии повлекла за собой больше жертв, чем битва на Марне. В 30-е годы русские постоянно воевали…»

Так и подмывает добавить «сами с собой», как поет в одной знаменитой песне один знаменитый иноагент. Потому что именно это подразумевается в книге Джона Скотта. Кстати, удивительно хорошая книга, в которой честно описано все: начиная от энтузиазма и заканчивая поисками врагов.

-2

Так вот, во-первых, в 1929 году в стране началась индустриализация.

Во-вторых, страна пока еще жила НЭПом. Причем это отражалось не только в концессиях и уже загибавшемся «угаре НЭПа», но и в такой повседневной и незаметной вещи (пока она не меняется) как трудовой календарь. По утвержденному календарю на 1929 год в СССР являлись официальными выходными днями как советские праздники вроде дня Октябрьской революции, Первомая и Дня парижской коммуны, но и Пасха, Рождество и Преображение Господне.

-3

В-третьих, гонения на церковь с каждым днем только усиливались. Церкви закрывали и в лучшем случае перепрофилировали под другие задачи, например, под клубы. В худшем – взрывали, как храм Христа Спасителя (взорван в 1931 году) или собор Архистратига Михаила в Кремле, в Чудовом монастыре в Кремле.

Какие уж тут могут быть выходные в церковные праздники!

Началось все с того, что 9 июня 1929 года в «Ленинградской правде» появилась статья, автором которой значился маляр Пролетарского паровозоремонтного завода Петр Никитович Слободчиков:

«За пять лет Советская страна должна выйти на широкую дорогу промышленного и сельскохозяйственного строительства. Каждый трудящийся, рабочий или работница, крестьянин или служащий, должен сделать все, что может, чтобы выполнить пятилетний план полностью, на все 100 процентов. День индустриализации будет лучшим памятником великому вождю рабочего класса В.И. Ленину...
Вызываю откликнуться на мое предложение рабочих других фабрик и заводов…»
Портрет товарища Слободчикова
Портрет товарища Слободчикова

Как вы понимаете, на предложение Слободчикова тут же, почти моментально, откликнулись все газеты, радиостанции и даже утюги Советского Союза, а на городское заседание профсоюзного актива, в день обсуждения инициативы маляра, пригласили самую «тяжелую артиллерию» из «пишущей братии» - самого Максима Горького! И после решения президиума ВЦСПС (угадайте, каким же оно было?!), провести 6 августа 1929 года вместо праздника Преображения Господня, воскресник на всех предприятиях, в экстренном выпуске «Ленинградской правды» появилась статья Горького: «Слободчиков – застрельщик. Слободчиковых – миллионы», с рассуждениями о величии страны, в которой рабочий стал хозяином жизни и предложил такую прекрасную идею как «День индустриализации»…

И правда, какая прекрасная идея – поработать даром вместо выходного…

Когда стало приближаться 6 августа 1929 года, призывы не тратить время на праздник «мракобесия», а ударно потрудиться понеслись буквально из всех утюгов:

«…Творческий порыв и инициатива пролетарских масс Советского Союза превратили день религиозного праздника 6 августа в рабочий день, день индустриализации.
В ответ на обострение военной опасности и трудности, стоящие на пути разрешения задачи догнать и перегнать передовую технику капиталистических стран, великий почин рабочих масс укрепляет фонды индустриализации…»

сообщила советским гражданам «Красная звезда» 4 августа 1929 года.

-5

И, конечно, энтузиасты вызывали других на соревнование, а то как же без него в Стране Советов:

«Москвошвеевцы вызывают
Рабочие и работницы фабрики Москвошвей No 10 им. Клары Цеткин предлагают установить 6 августа рабочим днем, заменив день «преображения» днем индустриализации.
Предлагают после работы устроить массовые вечера, спектакли, митинги, а также всевозможные бесплатные зрелища, посвященные индустриализации нашей страны.
Вызываем последовать всех рабочих нашей фабрики, а также всех фабрик Москвошвей…»

Источник: «Московская правда» за 27 июня 1929 года.

-6

Само собой, такие призывы, да еще во всех газетах не могли остаться без внимания.

Тем более, что и ВЦСПС решил – воскреснику быть!

Поэтому 6 августа заводы и фабрики дружно отчитывались в газетах о том, как они ударно вышли потрудиться. Вот, например, как это было у нас в Рязани:

«Тяга работает
Все рабочие Казанки явились на работу без опозданий. На одного прогульщика и опоздавшего не было. По месткому № 2 рабочне вышли на работу полностью. В конторе занятия производятся. По месткому № 3 ни одного прогульщика. Явка на работу - 100 процентов…
Кондитеры, швейники
Кондитеры фабрики «Прогресс» явились без опозданий и полностью отрабатывают полный рабочий день.
Вместо положенных 6 часов, они отрабатывают рабочий день.
100 чел. швейников мастерских Рязпайторга на 100 проц. решили б августа внести свой труд в фонд индустриализации…»

Источник: «Рабочий клич» за 6 августа 1929 года

-7

И только отдельные нехорошие личности не оценили всеобщего энтузиазма. Их в «Вечерней Москве» тут же назвали дезертирами:

«…Вчера в день индустриализации, когда все фабрики, заводы, учреждения работали с гораздо большей энергией, чем в обычные дни контора Большого театра была закрыта. На дверях висел большой черный замок…»

Интересно, что могла сделать контора Большого театра в выходной день?! Ударнее репетировать балеты?!

Но зато ленинградцы потрудились на славу. «Правда» от 7 августа 1929 года рассказала о городе на Неве так:

«День индустриализации в Ленинграде прошел как подлинно революционный праздник труда. Рабочие кварталы, фабрики и заводы расцвечены флагами и плакатами. К заводам рабочие подходили стройными колоннами с песнями и музыкой. У ворот их встречали представители партийных и профессиональных организаций. Заводские дворы заполнены задолго до первого гудка.
На гигантах «Красном Путиловце», «Треугольнике» и других нет ни одного опоздания. Организуются летучие митинги.
День индустриализации был действительно образцовым по высокой производительности труда и большому выпуску доброкачественной продукции. В этот день не было ни одного бездействующего станка. Цехи и отдельные рабочие соревновались в подъеме выработки, и, например, электролитейный цех Балтийского завода выпустил вместо нормы в 6 тонн 8 тонн стали…»

А заодно в эти дни рабочим активно предлагали радостно подписаться на третий заем индустриализации. Конечно, в такой день, не обошлось без ударной подписки:

«…На «Красном Путиловце», «Электросиле», заводе им. Ленина и других подписка достигла 50 проц. зарплаты. Отдельные рабочие подписались на 2-х и 3-месячную зарплату. По неполным данным подписка в Ленинграде с 9 млн. руб. поднялась до 11 млн. руб…»

Интересно, на что потом жили те энтузиасты, которые подписывались на две, а то и три зарплаты?! Сколько «благодарностей» неслось им в спину от коллег, которых активисты профкомов и парткомов, пользуясь вот такими инициативами, тоже загоняли подписаться на похожие суммы?!

А ну и самое главное!

-8

25 декабря 1929 года прошел второй день индустриализации. Потому что по мнению советского начальства в Рождество тоже лучше поработать, а не устраивать вертепы. И вообще, проведя такую успешную «пробу пера» в августе 1929 года советское начальство с 1 октября 1929 года ввело в СССР «непрерывку», которой отменяли почти все праздники кроме 22 января, 1 и 2 мая и 7 и 8 ноября. Все остальное поделили на несколько цветов, пять рабочих и один выходной. А чего не отменить, если все сами рвутся поработать! Вон, газеты почитайте!

Главное в этой затее с непрерывкой, по моему скромному мнению, был одновременный слом привычного уклада и увеличение загрузки работников под речи об оптимизации загрузки оборудования. Но все это оказалось насколько запутанно, что я вам расскажу о «непрерывке» в отдельной статье. Тем более, что авторы затеи сами сломали об нее головы и частично отказались от непрерывки уже через два сумасшедших года. И если я сейчас начну объяснять еще и что такое "непрерывка", то у вас тоже голова пойдет кругом.

Понятно, что если бы не было маляра Слободчикова, нашелся бы другой инициативный товарищ. Но так уж получилось, что "застрельщиком" "Дня индустриализации", с которого начался слом привычного календаря и переход к непрерывке стал именно он.

День индустриализации проводили еще на Рождество 1929 года для "тех, кто не перешел на непрерывку" и в 1930-31 годах в августе, по старой памяти. Потом надобность в нем отпала, все равно календарь радикально изменился и заменять церковные праздники ударным трудом на воскреснике необходимости не стало. Все и так ударно трудились на великих стройках или в колхозах.

Ну а товарищ Слободчиков стал мелким начальником. В 1930 году его назначили заведующим бюро рационализации Севзапгосторга, а потом отправили учиться в Промакадемию. Больше «застрельщик «Дня индустриализации» ничем не прославился.