Шура чувствовала, что стареет. Тело подводило внезапно накатывающей не ко времени слабостью. По ночам долго не могла уснуть, а утром с трудом заставляла себя подняться. Сейчас с ней жила только младшенькая Наташа. Сашка с Володькой, с детства неразлучные, словно близнецы, оба теперь учились в Рыбинском речном училище. В школьные годы они пристрастились к чтению и стали завсегдатаями не только школьной, но и районной библиотеки. Особенно нравились им о морских приключениях. Море, которого они ни разу в жизни не видели, манило, как магнит. Отсюда и родилось странное для уроженцев центрального Черноземья желание связать свою жизнь с водной стихией. Сашка, как старший и более бойкий, разузнал про подходящие учебные заведения и остановил свой выбор на Рыбинском училище, как наиболее доступном. Конкурс был небольшим, в отличие от вожделенных мореходок, общежитие и стипендия предоставлялись. А все реки, в конце концов, впадают в море.
Выбор был сделан, документы Сашка отправил по почте. В положенный срок пришел вызов. Через год туда же поступил и Вовка.
География жительства Шуриных детей расширялась. За ненадобностью она перевела скотину, оставив только немного кур и свела к минимуму площадь огорода. Зимой, на целые недели, Шура и вовсе оставалась одна. Наташа жила в райцентре, и хоть старалась каждые выходные приезжать домой, обильные снегопады зачастую вносили свои коррективы и приходилось откладывать поездку еще на неделю. В эти дни вынужденного одиночества, Шура совсем расслаблялась целыми днями лежа на кровати. Тишину нарушало только вечно работающее радио. Иногда заходила Люба, у которой дети тоже по очереди выпархивали из гнезда. Правда у Любы был муж, ради которого приходилось готовить и убирать. Шура же стряхивала лень лишь к приезду детей. Тогда откуда- то вдруг брались силы и, напевая себе под нос, она замешивала тесто, стирала пыль с подоконников, вытряхала и без того чистые половики. С приездом детей, пусть уже и совсем взрослых, дом оживал, наполнялся звуками, запахами, радостью, питал Шуру этим живительным коктейлем, чтобы она могла продолжать жить дальше.
Лена и Галя приехали домой с разницей в несколько дней, обе с ухажерами, слегка одуревшие от любви и своего нового статуса почти жен. Галин жених Шуре понравился. Чем-то отдаленно напоминал он ей Андрея. Она даже спросила, как зовут Шуриного отца, всякое ведь бывало. Но отчество Шуры было другим, отец его был жив и женился еще до войны. Шура в душе немного позавидовала его матери - дождалась мужа и сын при ней. Шурик между тем все время улыбался, сыпал комплиментами Шуриной стряпне, лихо тяпнул стакан самогона чокнувшись с тёщей и с любовью поглядывал на Галю.
Жених Лены произвел на Шуру совершенно иное впечатление, учитывая то, как он поступил с Леной в прошлом. Борис видимо сам понимал это, потому старался не встречаться с матерью любимой взглядом и молчал, пока к нему не обращались.
Понимая, что поступает глупо, ибо обе дочери были в положении, о чем по очереди шепнули на ухо матери, Шура положила молодых спать раздельно. Для Шурика и Бори в углу положила матрац, а девочки улеглись на широкой Шуриной кровати и долго шептались в темноте.
-Смотри, Лена! Однажды предавший...
-Мама, он же не знал! Я ведь рассказала тебе, как все случилось!
-Думай сама, дочка. А мое дело предупредить! - Шура пыталась достучаться до Лены, но та спряталась в свою любовь, как в раковину, не желая слушать голос разума
Устало вздохнув, Шура прекратила свои попытки предостеречь дочь, пусть уж учится на собственных ошибках, раз чужой опыт отвергает. Перед отъездом обе дочери пригласили Шуру к себе погостить и она обещала приехать. "Чтобы и правда, на летние каникулы, не взять Наташу, да и проведать дочек, посмотреть своими глазами, как они живут?!"- размышляла она, одновременно прикидывая во сколько ей обойдется подобный вояж.
Недавно она получила очередной перевод от Павлика вкупе с сухой телеграммой, сообщавшей, что он жив-здоров, как и его домочадцы, чего и ей желает. Уже давно звонки и письма от старшего сына заменили денежные переводы и телеграммы. О приезде к матери и вовсе речи не было. Павел словно отрезал себя от Шуры и остальной семьи, откупался деньгами. Шура продолжала писать, просить приехать, привезти внучек. Старшая ведь Наташе ровесница, старшеклассница уже, а бабку ни разу не видела! Но билась она в глухую стену, о приезде Павлик даже не заикался. А Шура, получив очередной перевод, складывала деньги в сундук, завернутыми в платок, надеясь, что сможет лично отдать их внучкам.
Шура получала небольшую пенсию за Игната, как вдова героя. Она прикинула в уме от чего может безболезненно отказаться. В общем то тратила она мало, обходясь необходимым. Наташе сестры отдавали вещи, почти новые. Девочке и носить то их было некуда. "К лету как раз накоплю на дорогу!" - решила Шура.
Галя родила в июле, девочку. Шурик, как и положено забрал ее с дочкой из родильного дома. Войдя в дом Галя увидела, что в их маленьком жилище было прибрано, на плитке стояли свежесваренный суп и каша с мясом.
-Это ты что ли все сделал? - удивилась Галя.
- А что, думаешь я не могу? - хохотнул Шура в своей манере и тут же добавил, - Мама приходила. Надеюсь ты не против?
-Конечно нет! - искренне ответила Галя, - Ехала домой и представляла, что надо готовить, а сил, если честно, нет!
-Я мать с отцом пригласил к нам вечером, на внучку посмотреть!
-Хорошо!
Галя посмотрела на дочку. Может малютке удастся смягчить сердце свекра? Тот ни в какую не желал принимать Галю в семью. "Без росписи она мне чужая!"- твердил он, не стесняясь и самой Гали. При встрече он неизменно вежливо здоровался, принимал ее в доме, как гостью, но любые попытки жены, сына, и самой Гали перевести отношения в русло свекр - невестка, вызывали в нем бурный, но вежливый, протест. Отец Шурика вообще был не склонен к буйству. Это был сдержанный человек, привыкший высказывать собственное мнение спокойно, но твердо и четко. Переубедить его в том, что он считал не правильным, было возможно только доказательством обратного.
Мать Шурика пришла одна.
-Не пошел! - посетовала она, виновато глядя на Галю, - Это не моя внучка говорит, и все тут. Мол и фамилия у нее не наша будет!
- Это еще почему? - удивился Шурик, - Дочку я на свое имя записал, да еще и имя отца ей дал!
- Что ты его не знаешь? Его же не переубедишь! - вздохнула свекровь и взяла протянутую ей чашку чая.
Скоро приехали Шура с Наташей. Шурик на время их визита перебрался ночевать к родителям.
- Я как раз дочку старшую возьму на пару дней, поживет со мной! - сказал он и ушел.
Шура видела, как исказилось лицо Гали. Она отвела дочь в сторону.
-Ты чего скуксилась?
-Там значит дочка, а мы? - начала было Галя свой трагический монолог, но Шура ее перебила.
- Раз старшее дитя не бросает, значит и твое не бросит! А ты промежь отца и ребенка не становись, не бери грех душу! Ты теперь и сама мать, не лишай отца ту девочку.
Слова матери глубоко запали в душу Гале. Она посмотрела на свою крошечную дочурку и решала, что это был первый и последний раз, когда она приревновала Шурика к старшей дочери.
Через три месяца после рождения дочки, Шура предложил:
-Давай распишемся!
- Почему вдруг? - удивилась Галя.
- Знаешь, я наблюдал за отцом. Он отводит глаза от малышки, сторонится ее, отказывается брать на руки и называть внучкой, но в глазах у него такая тоска... Мне в самом деле все равно, женаты мы будем на бумаге или нет, но я хочу попробовать. Этого ради нее, ради отца и ради тебя!
Они пошли в сельский совет и расписались. Просто, без свидетелей, никому не сказав. Тем же вечером все новоиспеченное семейство явилось к родителям Шурика. Он молча положил на стол свидетельство о браке. Отец поднял бумагу дрожащей рукой, прочитал и на глазах его выступили слезы.
- Вот теперь ты моя дочка! - сказал он, шагнул к Гале и обнял ее.
Потом повернулся к коляске, где лежала малышка, взял девочку на руки и весь вечер не отпускал, прижимая к груди и внимательно разглядывая.
Галя почувствовала, что теперь ее счастье огромное и полное, такое, что даже трудно дышать...
Дорогие подписчики! Если вам нравится канал, расскажите о нем друзьям и знакомым! Это поможет каналу развиваться и держаться на плаву! Подписывайтесь на мой Телеграмм канал, что бы быть не пропустить новые публикации. Также на канале публикуются материалы, в том числе о жизни автора.
Поддержать автора (при желании) можно переводом на карту:
Сбербанк: 2202 2067 5653 0312