Найти в Дзене

Китай. Наблюдения

У вас ведь тоже есть вещи, которые вы не любите, несмотря на всеобщее восхищение? Только не кидайте тапки, но я так и не смогла заставить себя посмотреть от начала до конца ни «Звёздные войны», ни «Поттериаду». Давала шанс несколько раз — не заходит. Или вот ещё один для меня загадочный феномен — «Шантарам». Единственная книга, с которой я была той самой мышью: кололась, плакала и всё же дочитала. Есть у меня и страны такие. От которых все вокруг в восторге, а я — нет. Индия и Китай. Ещё лет пятнадцать назад в моём окружении это было модно — задолго до официального «поворота на Восток». Раз в год обязательно ездить в индийский ашрам. Вроде бы Греф задал этот тренд, но это не точно. Параллельно было принято восхищаться китайским чудом и ездить в туры по монастырям. Сейчас всё это стало более массовым. Мне же и в Индии, и в Китае всегда было максимально некомфортно, невкусно и грязно. Простите, фанаты. С Индией у меня до сих пор не сложилась химия. А вот Китаю в этом году я решила снова
Хайнань мне однозначно понравился
Хайнань мне однозначно понравился

У вас ведь тоже есть вещи, которые вы не любите, несмотря на всеобщее восхищение? Только не кидайте тапки, но я так и не смогла заставить себя посмотреть от начала до конца ни «Звёздные войны», ни «Поттериаду». Давала шанс несколько раз — не заходит. Или вот ещё один для меня загадочный феномен — «Шантарам». Единственная книга, с которой я была той самой мышью: кололась, плакала и всё же дочитала.

Есть у меня и страны такие. От которых все вокруг в восторге, а я — нет. Индия и Китай.

Ещё лет пятнадцать назад в моём окружении это было модно — задолго до официального «поворота на Восток». Раз в год обязательно ездить в индийский ашрам. Вроде бы Греф задал этот тренд, но это не точно. Параллельно было принято восхищаться китайским чудом и ездить в туры по монастырям. Сейчас всё это стало более массовым.

Мне же и в Индии, и в Китае всегда было максимально некомфортно, невкусно и грязно. Простите, фанаты.

С Индией у меня до сих пор не сложилась химия. А вот Китаю в этом году я решила снова дать шанс — после десятилетнего перерыва. Подумала, что за это время многое должно было измениться. Плюс, сын очень увлечён Китаем, ему многое там нравится.

Но решающим стало другое.

Из личного архива
Из личного архива

Я, грешным делом, люблю хорошие дорогие машины. Такие, чтобы «дрр-дрр-дрр», пятка в пол — и рвануть. И внутри как в космическом шатле и при этом маняще пахло кожей, и идеальный звук До 2022 года у меня было снобское убеждение: «Только немцы умеют». А потом в России случилось то, что случилось. Москва заполнилась китайским автопромом. Хорошие дорогие машины стали, во-первых, гораздо дороже, во-вторых, заметно лучше они давно не становятся, а с доставкой запчастей теперь и вовсе беда.

Скрепя сердце попробовала «китайца». И неожиданно была приятно удивлена. Признаю: китайцы очень достойно делают и аналоги люкса, и массовые автомобили.

Окончательно меня добили их успехи в сфере ИИ. DeepSeek, конечно, пока сыроват, а вот Qwen вполне решает мои задачи. Других-то лидеров в нейросетях сейчас всё равно нет: американцы и китайцы.

Китай стал мне интересен.

Как вы могли заметить, я в последнее время погрузилсь в их систему образования. К тому же Китай активно вкладывается в образовательные и психологические исследования. За последние пару лет работ оттуда выходит столько же, сколько из США и Европы, а по некоторым направлениям — даже больше. В общем, решила съездить.

Из личного архива
Из личного архива

Но есть нюанс.

До 2015 года я довольно плотно работала с Китаем, сначала когда из роли HR в международной корпорации. У нас были офисы в Пекине и Шанхае. Все «прелести» работы с китайским персоналом — совместные решения, внедрение управленческих процедур — я прошла тогда. Это было очень, очень непросто. До сих пор слёзы наворачиваются, когда вспоминаю внедрение международной финансовой отчётности.

Потом я занялась детскими музеями науки и в Китай ездила не туристом — только на выставки и в поисках производителей экспонатов для научных музеев. А в этот раз мы поехали всей семьёй, именно как туристы. Понимаю, что эта роль могла смягчить впечатления. Но всё же признаю: многое мне понравилось. Страна действительно меняется.

Про достопримечательности писать не буду — это не тема канала. Мне гораздо интереснее люди и то, каким будет их молодое поколение. Смогут ли они в перспективе действительно составить конкуренцию гегемону — вот что меня занимает.

Из личного архива
Из личного архива

Что понравилось

Люди

Больше всего — люди. Точнее, то, как они изменились. Или, правильнее сказать, естественным образом обновились. Просто удалось разглядеть молодёжь.

В этот раз мы были на Хайнане — курортном острове. Видимо, за время, что я не была в Китае, подросли и сформировались те, кто 10 лет назад еще учились в школах и вузах. И именно это поколение дало мне совершенно другое ощущение Китая.

Привычный образ «громкого китайца» — орущего в театре, ресторане или на детской площадке, сморкающегося, харкающего и чихающего без всякого стеснения — явно уходит в прошлое. Если такое и встречается, то это, скорее, будет человек возраста 50+.

Молодёжь — тихая, вежливая, не толкается в очередях, не тычет руками в лицо. И очень доброжелательная. Много улыбаются — что, кстати, тоже отличает их от старшего поколения. Видимо, глобальная мода на «нетоксичность», «приятность» и личные границы добралась и до Китая.

Из личного архива
Из личного архива

Интеграция в мир

Хайнань — это более 5000 отелей, и почти все приличные отели на первой береговой линии принадлежат американским сетям. То же самое с брендами: есть буквально всё. Конкуренция конкуренцией, а американцы, европейцы и прочие в Китае работают по полной.

Интернет

Никаких проблем. Для нейросетей, научных статей и «вражеских» соцсетей VPN включать не приходилось. Да, для Telegram — нужен, как и для большинства российских сайтов. Но в целом сейчас в России с доступом на всякие нужные для работы мировые платформы в разы хуже.

Миграционная ситуация

Точнее, отсутствие миграционной «ситуации» как таковой. Китай берёт только «мозги». Никаких мигрантов для низкоквалифицированной работы. Теперь у меня два кумира в этой сфере — с совершенно разными подходами:ОАЭ (90% населения — мигранты, зато максимально законопослушные) и Китай (мигрантов почти нет, а если есть — то это особо ценные).

Из личного архива
Из личного архива

Чистота

Наконец-то мне было чисто. Везде, а не только в пределах отеля, как в Индонезии, например. Говорят, даже Пекин серьёзно привели в порядок к Олимпиаде 2022 года. Если так — искренне рада. Мне в нём было особенно грязно. По чистоте городов и работе коммунальных служб многое можно сказать о благополучии страны.

Сам Хайнань

Приятный песок, чистый океан, мягкий зимний климат без изнуряющей жары, океанский ветер и море экзотических фруктов — приятный бонус.

Из личного архива
Из личного архива

Что по-прежнему не понравилось

Люди как персонал

Ирония в том, что больше всего не понравилось то же, что больше всего понравилось, — люди. Но не сами по себе, а люди как персонал. У меня профессиональная деформация, я, когда получаю какую-то услугу, бессознательно смотрю на человека глазами работодателя. Меня, как владельца, устроил бы такой сотрудник?

После каждого контакта ловила себя на мысли: «Была бы боссом — давно бы уволила». Как было тяжело работать с китайским персоналом 10 лет назад, так, похоже, мало что изменилось. Все знакомые, кто сейчас ведёт бизнес с Китаем, это подтверждают.

В этот раз я, конечно, не внедряла процедуры и не обсуждала качество продукции, как 10 лет назад. Но как пользователь сервиса прочувствовала всё сполна. Для нас, жителей крупных городов России, такой уровень неэффективности, конечно, уже непривычен. Даже в Сочи к 2014 году сферу сервиса смогли хоть немного «перепрошить».

Из личного архива
Из личного архива

Китайский сотрудник — это алгоритм. И тут мне стало особенно понятно, почему Си Цзиньпин так обеспокоен образованием молодёжи. Я уже писала об этом в статье про китайское образование: ключевая проблема — шаблонность мышления и отсутствие гибкости. Массовая школа выпускает отличных исполнителей, но плохо учит выходить за рамки.

Если консьерж заказывает вам такси, даёт карточку с номером машины, показывает точку посадки и пишет на бумажке время ожидания (пишет, потому что по-английски не говорит никто) — это уже почти подвиг. Когда на восьмой день общения с персоналом (а турист вынужден общаться постоянно с официантами, с консьержем, с гидами, с продавцами) один молодой сотрудник сделал именно так — мы были готовы его расцеловать: «Мальчик, ты далеко пойдёшь».

Мне раньше казалось, что главные «люди-алгоритмы» — это немцы. Но у немцев, как правило, есть кризис-алгоритмы на случай нестандартных ситуаций. У китайского сотрудника — один. Поэтому как они что-то копируют, мне понятно. А вот как у них появились неплохие нейросети — вопрос.

Чжао Юн, о котором я уже писала, в своих аналитиках китайского образования и науки объясняет это просто: китайцев очень много, и чисто статистически среди них неизбежно появляется небольшая доля выдающихся людей — вот из них и вырастают китайские Джэки Ма. Но для глобальной конкуренции этого мало. Поэтому пока я не вижу той экзистенциальной угрозы США, о которой последние два года буквально стонут колумнисты Foreign Affairs в каждом выпуске. Разве что Китай радикально поменяет школьную систему.

Из личного архива (мои крошки)
Из личного архива (мои крошки)

Английский язык

Его нет. Как не было и 10 лет назад. Это меня искренне удивило. На Хайнане — просто катастрофа: ни в отелях любого уровня, ни в дорогих ресторанах, ни в крупнейшем торговом duty free центре (CDF, где заведомо предполагается общение с иностранцами) персонал не знает даже базовых двух-трёх слов.

И это при том, что Хайнань позиционируется как международный курорт.

Как они выкручиваются? Все ходят с электронными переводчиками, наговорят текст — и суют тебе под ухо слушать. Работает это плохо, особенно в русско-китайской связке. И даже англо-китайские переводы очень плохи, если диалог сложнее, чем «как пройти в библиотеку».

В итоге на просьбу «Пожалуйста, найдите и верните футболку, которую уборщица случайно унесла вместе с простынёй» вы получаете такое на английском «Вы можете отдыхать в своей комнате, а мы устроим вечеринку, чтобы найти вашу одежду».

Мы были в Renaissance, Westin, Atlantis — ни в одном английский не существует как рабочий коммуникационныйинструмент. При том что у американских сетей по всему миру жёсткие стандарты. Как китайцам удаётся их обходить — загадка.

Мы с мужем объехали полмира — от Шпицбергена до Острова Пасхи. Бывали и в самых разных «дырах». Но такого тотального отсутствия английского не видели нигде. Даже в Иране в хороших отелях есть базовый уровень языка.

Забавно, что в китайских исследованиях образования сейчас две самые хайповые темы — школьный климат и методы эффективного обучения английскому. Программ много, технологии интересные. Но либо всё это пока не вышло за пределы лабораторий, либо эффект мы увидим только у следующего поколения. Хотя, честно говоря, я сомневаюсь. Когда у тебя всегда под рукой переводчик, мозг учиться не хочет. Всё, что я знаю про мозг, говорит мне, что заставить мозг трудиться и изучать язык, когда есть такие простые способы обхода, пусть и не очень рабочие, очень сложно. Я не верю в прорыв в английском у китайцев. Ну, посмотрим, могу и ошибаться.

Это мое любимое, я собрала целую коллекцию переводов табличек. Ну почему-почему нельзя нанять носителя языка (русского), чтобы он исправил ошибки? Кстати, на английском таюлички нормально составлены, ошибок не так много
Это мое любимое, я собрала целую коллекцию переводов табличек. Ну почему-почему нельзя нанять носителя языка (русского), чтобы он исправил ошибки? Кстати, на английском таюлички нормально составлены, ошибок не так много

Алкоголь

Я впервые была в Китае, как отдыхающий. Насмотрелась сполна на китайцев, празднующих три дня наш Новый год. Да, буквально с 31 декабря до 2 января, каждую ночь все отели организовывали одно и то же повторяющееся празднование. Мы сходили только один раз, и хотя это был приличный отель, у меня было полное ощущение, что я на курорте Краснодарского края среди отдыхающих нефтяников (прошу прощения и у Краснодара, и у представителей нефтяной сферы, ну, это такое известное российское клише, что уж там). Там было всё: и принесённое с собой в пакетах, и «до поросячего визга», и бытовые конфликты (назовём это мягко) и обязательно всё это в присутствии детей, конечно же. В остальные ночи мы не участвовали, но судя по звукам китайцам по-прежнему было хорошо.

Внутренний интернет

Китайские сайты неудобны, нелогичны и отражают общее состояние бизнес-процессов. Если процесс кривой — цифровизация будет такой же. Пример: регистрация на рейс — максимум три пассажира. Четвёртый? Тупик. Поля просто не существует. Поэтому, если вы семья и вас больше трёх, вы просто не можете регистрироваться. И так — во всём.

Дети и гаджеты

Дети в Китае в гаджетах всегда и везде: в ресторанах, на пляже, в аэропортах, в колясках в торговых центрах. В Европе, к примеру, такое уже редкость, а если и увидишь, то это будет, скорее всего, ребёнок из русскоговорящей или турецкой семьи.

Я читала, что в Китае есть ограничения на игровое время для детей и контролируется государством по распознаванию лиц. Не очень понимаю, как это в реальности работает, потому что дети в экранах постоянно.

Дети и гаджеты
Дети и гаджеты

Вот такие наблюдения. Вполне допускаю, что в каких-то моментах просто так сложился наш опыт и именно в эти недели именно на Хайнане что-то происходило так, как я описала, а обычно совсем иначе. Возможно. Ясно одно, я точно пересмотрела свое отношение к Китаю. И хоть мне по-прежнему там нечего есть 🥲, я вернусь, чтобы исследовать другие части Китая и буду дальше наблюдать, смогут ли они сдвинуть систему образования. А там, глядишь, и Поттериаду осилю 😂

Про книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно узнать тут.

Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе».