Друзья, давно хотела изучить систему образования Китая. Я неплохо знакома с IB, с A-level, с некоторыми национальными системами (европейскими в основном), с американской, конечно же. В связи актуальным в России трендом смотреть на восток, решила познакомиться с китайской. Правда, есть нюанс. Если вышеперечисленные системы я изучала как по документам, исследованиям, так и на местах, в реальных школах, то в Китае я была последний раз в 2015 и никаких связей с их школами у меня нет. Честно призна́юсь, весь материал основан на изучении книг, документов, исследований, а также данных от китаистов (самая большая благодарность Ксении Вадимовне Мироновой). Поэтому, если вы точно знаете, что какая-то информация из публикации неверна и у вас есть этому доказательная ссылка из надёжного источника, смело присылайте в комментариях, будем исправлять неточности.
Итак, основные факты про школьную систему образования Китая, в том числе те, которые меня удивили (последние я пометила):
1. Школа длится 12 лет и состоит из 3 ступеней. Поступают дети в школу в 6 лет. Первая ступень (начальная) длится от 6 до 11 лет, вторая (неполная средняя) от 12 до 14. Третья (полная средняя или старшая) не является обязательной и длится три года от 15 до 18 лет.
2. Удивило! Только в 2008 году было учреждено бесплатное обязательное 9-летнее образование в школе. А старшая ступень до сих пор является платной. Вузы тоже платные, но есть гранты и стипендии.
3. Девизом китайских школ является высказывание Конфуция «Учиться и постоянно повторять изученное, разве это не приятно?»
4. Есть у китайцев сформулированная образовательная философия:
- усердие и трудолюбие – успех зависит от упорного труда
- коллективизм – в школе всё делается вместе, очень много групповой работы, кстати китайские учителя любят моё любимое Кооперативное обучение; очень много хоровых ответов, в классах не менее 40 учеников, поэтому без хора и без постоянных приёмов Кооперативного обучения никак. Также все хором делают зарядку, в том числе зарядку для глаз (в Китае остро стоит проблема падения зрения из-за тяжёлого школьного режима), хором спят в середине дня.
- соревновательность – учеников, школы и учителей постоянно и публично сравнивают и ранжируют
- сыновняя почтительность – обязанность учится хорошо приравнивается к почтению родителей
- культура сохранения лица – если ученик плохо учится, это позор для семьи
- «концепция горького учения» - образование должно доставаться с трудом.
5. Школы очень унифицированы. Единый учебник, единые формы и методы. Есть практика записи или проведения онлайн-трансляций уроков от лучших учителей, которые все учителя смотрят. Школа – основной способ поддержания идентичности и идеологии.
6. Удивило! Факт, который удивил, тесно связан с предыдущим, но вынесла его отдельно. В Китае три ключевых предмета, над которыми государство осуществляет тотальный контроль: 1) Словесность, 2) История и 3) Политика и идеология. Все три предмета должны насаждать приоритеты партии, само собой, и идентичность китайца, которая важна партии. Так вот, в предмете Словесность, например, крайне мало книг из русской классики, как и из английской и американской. Почему? Потому что там вечно мечется главный герой, у него какие-то кризисы, сомнения. Китайцу не надо вот это всё, точнее, ему это строго воспрещено. Вот эти все «быть или не быть?», «тварь ли я дрожащая или право имею?» Нет, у китайца есть чёткий путь и видение, выданные партией. Метания – это лишнее.
7. В Китае очень серьёзный разрыв между сельскими и городскими школами (первые сильно хуже), а также между регионами. Вы наверняка знаете, что в 2009 году китайские ученики показали хорошие результаты в тесте PISA, и с тех пор регулярно их повторяют. Так вот, в первую очередь, это были результаты Шанхайских учеников.
8. В Китае есть как государственные, так и частные школы. Но старшая ступень в любом случае всегда платная. Также все школы, как государственные, так и частные делятся на обычные и образцовые (или ключевые). В образцовых приоритетное финансирование, лучшие учителя, отобранные ученики и большие шансы, что после старшей школы дети сдадут гаокао (аналог нашего ЕГЭ), а это малодоступная мечта каждого китайца.
9. Когда мы слышим о том, как китайские абитуриенты штурмуют самые лучшие мировые вузы (это и правда так, в ТОП-вузах мира их очень много, мой сын летом в летней школе Columbia university обнаружил примерно треть ребят из Китая), надо понимать, что, скорее всего, родители сделали невозможное. Например, отдали ребёнка в дорогущую IB или A-level школу. Официально китайцам запрещено учиться не в национальных школах, но есть способы это обойти. Другой вариант - ребёнок учится в престижной китайской школе, но отдельно обложен репетиторами из США или Англии онлайн, а также постоянно выезжает из Китая куда-то поучиться.
10. Всего двое каникул: месяц зимой и полтора месяца летом.
11. Удивило! Расписание – это жесть. Если вам всё ещё кажется, что у нас тяжело с нагрузкой, то посмотрите на расписание китайских школ.
Вот это расписание в начальной школе:
Вот это расписание 9-го класса:
А вот так выглядит расписание одной из образцовых школ для старших классов. Да, дети в этой школе живут:
12. Удивило! Высшее образование в Китае является социальным лифтом. Рабочие профессии малооплачиваемы, и к ним в целом, в стране относятся свысока. Считается, что, если ты смог поступить в вуз (а для этого надо сдать гаокао), то твоя жизнь состоялась. Например, был вот такой популярный мем о том, как может не хватить всего несколько баллов до того, чтобы получить путёвку в жизнь.
Старшие классы доступны не всем, в том числе потому, что они платные. Конечно же, мечтой является поступление в престижные вузы, к их выпускникам в стране особое отношение. Даже стало распространённой практикой у работников государственных предприятий и администраций открыто отказывать в устройстве на работу подавшим заявления и отбраковывать их только на основании того, какое учебное заведение они окончили. В объявлениях о трудовых вакансиях как базовая квалификация открыто указывается степень бакалавра университетов, входящих в списки проектов 985 и 211, — небольшой группы университетов, маркированных центральной властью. Этот вид дискриминации расцвёл таким пышным цветом и вызвал такое социальное неприятие, что китайскому министерству образования пришлось запретить его специальным приказом (22 Liu L., Shi W. Jiedu jiaoyubu youguan ‘Xianding 985, 211 gaoxiao biyesheng jiuye zhaoping’ jinling), правда, приказ повлиял незначительно.
В итоге, родители в последние 3 года школы вкладываются максимально. Особо престижным считается отправить ребёнка в образцовую школу, в такую, после которой он гарантированно сдаст гаокао. Вот, например, такая известная школа в посёлке Маотчан (или Маочжун). Её называют фабрикой гаокао. Фактически школа является градообразующим предприятием, вся экономика посёлка крутится вокруг неё. В 2017 году ученики платили около 48 тыс. юаней за один год обучения. Это примерно сумма, равная среднему годовому доходу жителей Шанхая, самого богатого города Китая; она в два раза превышает средний годовой доход жителей городов и в семь раз — доход жителей сел. Сколько платят сейчас – я не нашла, к сожалению.
Чтобы ничто не отвлекало учеников от занятий, в посёлке запрещено открывать любые увеселительные заведения. В результате здесь никогда не было интернет-кафе, в принципе, запрещены видеоигры, нет бильярдных салонов, которые популярны во многих городках, расположенных в сельской местности. На каждом перекрёстке камеры видеонаблюдения следят за тем, чтобы школьники не общались с кем попало. Весь город затихает в 22:30 вечера, чтобы дать ученикам спокойно заниматься и отдыхать. Такой режим даёт результат - в 2025 году в вузы поступили 10176 выпускников Маотчан (95,7 %, что на 12 % больше, чем в 2024). Туда мечтает попасть каждый. В целом по стране в 2025 году поступили 30% абитуриентов, самый высокий процент поступления из Шанхая – 85,7%.
13. Удивило! Уже писала выше, что образование в китайских семьях очень желаемо. Это проявляется не только в том, что китайцы готовы отдавать любые деньги на школы, на взятки (до сих пор очень высокий уровень коррупции в образовании), до недавнего времени – на репетиторов (с недавних пор китайским учителям официально запрещено заниматься репетиторством для созданий условий равенства, хотя учителя находят всякие левые способы). Гаокао сдаётся 2-3 дня, длится 9 часов в общей сложности. Причем, день экзамена – это настоящее испытание. Например, в первый день может быть словесность с 9.00 до 11.30, а с 15.00 до 17.00 уже математика. Уже на следующий день также утром гуманитарные науки, вечером – иностранный (английский в основном). В эти дни Китай замирает. Недалеко от школ нельзя сигналить машинам. А над школой в легендарном Маотчан летают дроны с камерами, чтобы всей стране показать, как элитные китайские дети пошли в элитном Маотчан сдавать экзамен.
14. Удивило! В данный момент чиновников от образования и родителей волнует вопрос перегрузки детей. Уже писала выше про зрение. Всех учеников обязали делать зарядку. Стоит задача снизить уровень су**идов. Есть проблема высокого уровня су**идов среди китайских подростков, и цифры всегда растут после гаокао. Также цифры растут с годами, например, с 2018 по 2021 годы установлен рост в 20%.
Но не только результаты гаокао ведут к плачевным последствиям. Так как учеников постоянно публично ранжируют, нередки случаи с**цидов после изменения рейтинга. Так, вся страна обсуждала, случай мальчика по имени Цян Цян, 14-летнего ученика школы города Хухэ-Хото, который совершил с**цид из боязни быть отчисленным из «реактивного класса» (класс с ускоренным курсом обучения), так как его рейтинг в классе понизился с 290 до примерно 600. Низкоранговых учеников помечают, например, могут заставлять носить зелёные шарфы в отличие от красных шарфов школьников с высокими баллами или просят их проходить тестирование за пределами класса.
Проблемами невероятного стресса и давления в школе недавно заинтересовалась власть. Это, кстати, стало очень заметно по корпусу международных исследований. Вот тут я уже писала статью о том, как за последние несколько лет заметно выросло количество китайских исследований, посвящённых благополучию в школах, в том числе травле и высмеиванию.
Заговорили о благополучии и на самом высоком уровне. Так, в 2020 году Си Цзинпин высказал свои опасения на Всекитайской конференции по вопросам образования, что школа стала гонкой:
только бы получить хорошие баллы, только бы перейти в следующий класс, только бы получить диплом.
В итоге, это превращается в погню за рейтингами и в формальную конкуренцию (часто коррумпированную), что сдерживает развитие школ, рост преподавателей и всестороннее развитие учеников. А экзаменационный стресс передаётся всему обществу и ведёт к коллективной иррациональной тревоге родителей. Лидер поставил задачу это менять. Но вроде бы пока это только так и осталось, как красивая задача.
Об этой же проблеме – гонке, часто не за реальными навыками, а за красивым дипломом любой ценой пишет Чжао Юн в книге «Кто боится большого злого дракона? Почему в Китай лучшая (и худшая) система образования в мире».
Среди огромного количества книг, восхваляющих китайскую систему (эти книги в основном написаны либо самими китайцами, либо, как ни странно, англосакскими экспертами образования), книга Чжао Юн стоит особняком. Приведу здесь некоторые тезисы (правда, сделаем отсылку, что книга написана в 2017 году, какие-то вещи могли устареть).
Чжао Юн крайне удивлён тем, как многие эксперты в области образования в США и в мире восхищаются и предлагают копировать китайскую систему. Он считает её совсем не лучшей, а худшей в мире. По его мнению, она является фабрикой учеников, готовых для сдачи экзаменов, но экзамены представляют собой репродуктивную систему, для сдачи ученика можно натаскать. При этом в гонке за зазубриванием совершенно не развиваются навыки, необходимые не для копирования и работы по алгоритму, а критические для создания инноваций. Вот его цитата об этом:
Китай — одно из самых совершенных воплощений авторитарного образования — сформировал превосходных «сдатчиков экзаменов»… Китай … обеспечивает лучшие в мире результаты тестирования ценой утраты разнообразных творческих и инновационных дарований… Она (система) не вырастила нобелевских лауреатов в науке, авторов перевернувших мир технологических изобретений или сотрясающих основы научных открытий в количестве, пропорциональном численности населения. Большинство китайских патентов и научных статей, несмотря на их впечатляющее количество, имеют относительно низкое качество… Китайские школьники очень хороши в решении уже поставленных проблем. То есть пока они знают, что им нужно делать, чтобы удовлетворить ожидания, и у них есть примеры, которым нужно следовать, у них всё получается. Но в ситуациях меньшей определённости, без привычных алгоритмов и формул, на которые можно было бы опереться, у них возникают большие затруднения.
Причём это не проблема коммунистического Китая. Наоборот, текущий режим при разработке экзамена гаокао взял за основу экзамен имперских времён – кэцзюй, созданный, в первую очередь, для обучения послушных чиновников. Вот, что пишет Чжан Юно о кэцзюй:
Благодаря непреодолимой привлекательности кэцзюй император владел мощным и экономически эффективным инструментом социального контроля. Посредством экзаменов он мог направлять мышление людей, которые тратили все свои ресурсы на изучение нужного для него материала: конфуцианских текстов, проповедовавших покорность, уважение к порядку и гармонию. В течение 13 столетий китайские императоры получали для себя однородную и послушную нацию.
Почему же в мире бытует мнение, что китайское образование лучшее в мире? Чжао Юн объясняет, что восхищение мира главным образом основывается на упрощённом понимании качества образования, когда критерием являются тесты и экзамены. Но как же PISA, спросите вы? На это у Чжао Юн тоже есть ответ. Он в принципе не считает PISA лучшим инструментом, к тесту также есть претензии о том, что на вопросы можно натаскать. Ещё для меня, как человека, изучающего сейчас углублённо психометрику, было интересно почитать отсылки Чжао Юн на психометристов, которые видят в PISA изъяны в плане валидности.
Ну как, захотелось вам импортировать китайскую систему образования к нам в Россию? Что больше всего удивило вас?
Про книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно узнать тут.
Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе».