Таганская улица обладает невеликой длиной, немногим больше одного километра. Зародилась она как дорога из Москвы через Таганские ворота. Была и Семеновской в девятнадцатом веке, и Советской в двадцатом, и просто Таганкой. Многие знают ее как дорогу к Покровскому женскому монастырю.
Но все ли, шагая по ней, смотрят по сторонам и все ли ее красоты памятны москвичам?
Свою очередную заметку я хочу посвятить особняку, стоящему в глубине от красной линии улицы и известному как…
…Палаты Гребенщиковых
Сегодня он больше похож на яркого представителя эпохи московской эклектики, вобрав в себя детали барокко и классицизма. Именно такой облик этот дом получил в девятнадцатом веке. Но в его основе действительно лежат белокаменные палаты, возникшие здесь на рубеже семнадцатого-восемнадцатого столетий.
Дом этот – древнейшая из всех сохранившихся доныне каменных гражданских построек Таганской улицы, а быть может, и ее окрестностей.
Палаты многократно перестраивали, при заключительной масштабной реконструкции полторы сотни лет назад как раз и придав им нынешний эклектический облик и обновив изначальный декор. При этом под слоями штукатурки до сих пор сохранились остатки той, самой первой лепнины в стиле барокко.
Скажу более. Гуляя по Таганке и повернувшись лицом к этому компактному, уютному особнячку или рассматривая прямо сейчас его фотографии на экране, вы смотрите не просто на одну из множества городских усадеб и уж тем более не на рядовой флигель.
Эта эклектическая красота, невзирая на свои весьма скромные размеры…
…Являлась когда-то самым настоящим фабричным зданием
Давший палатам свое имя купец и талантливый гончар Афанасий Кириллович Гребенщиков открыл здесь в 1724 году фабрику по производству курительных трубок, используя для производства глину, что добывали в Гжельской волости. И глина та была весьма хороша, и царь Петр Алексеевич привил русскому народу вредную привычку.
Позади каменных палат, что сохранились до сего дня, пусть и в обновленном виде, имелись мастерские корпуса, которые до нас не дошли, а в самих палатах жила семья мастера и размещалась контора.
Неподалеку отсюда, за Таганской заставой, возле Заяузской Семеновской черной слободы начинался старинный тракт на Гжель. И многие гжельские мастера перебрались в Москву, устраиваясь в мануфактуру «гостиной сотни торгового человека» Гребенщикова.
И хотя значилась фабрика как «ценинная и табачных трубок», производилось на ней множество всевозможной продукции, в том числе изразцы, декоративные статуэтки и посуда – от обычной, недорогой, до уникальных фаянсовых сервизов. А среди покупателей имелись многие знатные семейства и даже представители правящей династии.
- (Ценинная – от немецкого слова Zinn, то есть олово, которое входило в состав глазури, которой покрывались изделия.)
Рассказывают, что сын грузинского царя Вахтанга Четвертого Георгий Вахтангович заказывал здесь гербовый сервиз.
В 1747 году...
...Сын Афанасия Гребенщикова Иван Афанасьевич открыл секрет производства фарфора
Гжельская глина для этого подходила самым идеальным образом, и даже европейские мастера признавали превосходство местных глин перед теми, которые использовали они у себя на родине.
К сожалению, средств на массовое производство фарфора у Гребенщиковых не хватило, слишком затратным оно оказалось. Изобретение продали обрусевшему шотландскому купцу Фрэнсису (на русский лад Францу Яковлевичу) Гарднеру, который и открыл свой завод по производству тонкого расписного фарфора в селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии. Позднее, кстати, завод этот вошел в империю знаменитого «фарфорового короля» Матвея Сидоровича Кузнецова. И, надо сказать, до сего дня работает.
Палаты Гребенщиковых – двухэтажные, белокаменные, с четырьмя сводчатыми помещениями на каждом этаже и сводчатыми же сенями, сильно пострадали в «Грозу двенадцатого года» и...
...Были перестроены в ампире
Считается, что именно тогда верхнюю часть мезонина украсил символ торговли кадуцей – жезл, обвитый двумя змеями.
А в последней четверти девятнадцатого века особняк приобрел свой современный облик.
(9 фото)
В советские годы здесь устроили коммуналки, а затем передали дом под конторы и учреждения.
В 2024 году палаты тщательно отреставрировали, в ходе чего мастеров ждало много открытий.
«В ходе проводимой реставрации специалисты порадовали нас находками. Они раскрыли фрагменты кирпичного наличника окна начала XVIII века и венчающего карниза XVIII–XIX веков, два заложенных оконных проема с подлинными коваными решетками начала XVIII века, первоначальную белокаменную кладку стен начала XVIII века, а также печь с терракотовыми изразцами. Все перечисленные архитектурные элементы вошли в дополненный предмет охраны»
(Руководитель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов)
И сегодня эти палаты – выявленный объект культурного наследия.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца. Буду очень рад вашим оценкам, репостам и комментариям. Они помогут другим читателям находить мои заметки.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!