Найти в Дзене
Журнал INDIVID

Сказкотерапия-целительная сила. Психолог Анна Михайлова о том, как «Колобок» учит родительству, а «Теремок» — границам.

Иногда, чтобы понять себя, нам нужен не анализ, а история. Та, что тихо касается сердца и показывает путь из самого темного леса. Сказкотерапевт, психолог Анна Михайлова видит в сказках не фантазию, а язык нашей психики. О том, как сюжеты лечат раны, возвращают силу и помогают переосмыслить свою жизнь, — в нашем волшебном разговоре. — Анна, расскажите, пожалуйста, что такое сказкотерапия и как вы пришли к этому методу. Что стало главным вдохновением?
— Я не очень люблю термин «сказкотерапия»: он звучит громоздко. Сказка сама по себе уже является целительной — старинная, услышанная в детстве, созданная психологом или рожденная нашей психикой во сне. Я впервые по-настоящему увидела ее терапевтический потенциал во время обучения семейной системной психотерапии у Нины Турченко. Одним из заданий было находить и распаковывать скрытые смыслы сказок, те, что помогают людям проходить кризисы жизненного цикла семьи. Это удивительный момент, когда открывается волшебство синхронии: символический

Иногда, чтобы понять себя, нам нужен не анализ, а история. Та, что тихо касается сердца и показывает путь из самого темного леса. Сказкотерапевт, психолог Анна Михайлова видит в сказках не фантазию, а язык нашей психики. О том, как сюжеты лечат раны, возвращают силу и помогают переосмыслить свою жизнь, — в нашем волшебном разговоре.

АННА МИХАЙЛОВА, психолог
АННА МИХАЙЛОВА, психолог

— Анна, расскажите, пожалуйста, что такое сказкотерапия и как вы пришли к этому методу. Что стало главным вдохновением?

— Я не очень люблю термин «сказкотерапия»: он звучит громоздко. Сказка сама по себе уже является целительной — старинная, услышанная в детстве, созданная психологом или рожденная нашей психикой во сне. Я впервые по-настоящему увидела ее терапевтический потенциал во время обучения семейной системной психотерапии у Нины Турченко. Одним из заданий было находить и распаковывать скрытые смыслы сказок, те, что помогают людям проходить кризисы жизненного цикла семьи. Это удивительный момент, когда открывается волшебство синхронии: символический сюжет сказки и реальная история клиента движутся параллельно. Клиент приносит проблему, а в сказке она уже прожита героями, и выход найден.

— Как сказкотерапия помогает в психологической работе? В чем ее уникальность?

— Сказка легко увлекает, помогает преодолеть сопротивление, позволяет обойти психологические защиты. Какое-то открытие в сказке можно не просто понять, а прожить. Это создает более прочную нейрофизиологическую основу для желаемых изменений. По сути, сказка — это информационное лекарство, созданное самой человеческой природой.

— Какие проблемы можно решать с помощью сказкотерапии? В каких случаях этот метод особенно эффективен?

— Я бы сказала, понимание сакральных смыслов сказок помогает избежать множества проблем. Например, «Теремок» и «Заюшкина избушка» формируют здоровое представление о личных границах, «Колобок» и «Маша и Медведь» помогают осознать родительские задачи, сказки о людоедах и мачехах поддерживают в прохождении подросткового кризиса, а в супружеских отношениях сказки вообще неисчерпаемы: сколько подсказок и предостережений от разрушительных сценариев они хранят! Особенно мощно метод работает в группе, где каждый может прожить роль изнутри и поделиться с другими участниками.

— Вы написали книгу терапевтических сказок. Как родилась ее идея и что вы хотели передать читателям?

— Мне нравится видеть удивление и восторг читателей, когда они за привычными сюжетами начинают видеть себя, своих близких. Когда оказывается, что бабушка иногда и есть Волк, а Ведьма рождается в любой женщине, если муж играет роль Козленочка. Что в Чудовище мужчину превращает своим отношением мама, а судьбу Дюймовочки обретает девочка без надежной отцовской фигуры. Я хотела донести: жизнь состоит из наших историй, и мы сами можем быть ее сказителями.

— Ваша книга обращена и к мужчинам, и к женщинам? Кому, на ваш взгляд, она ближе? И кто чаще всего приходит к вам за помощью через сказкотерапию?

— Книга адресована мужчинам и женщинам, но читательниц, на самом деле, больше. Это оттого, что уют и тепло отношений все же в большей степени наша, женская ответственность. Мы созданы природой более открытыми и чувствительными именно для того, чтобы создавать близость.

— Где вы черпаете идеи для терапевтических сказок? Важен ли личный опыт?

— Мои «идеи» приходят ко мне на прием. Это живые люди. История каждого неповторима. В каждой много чувств, страданий, стремления к собственному внутреннему свету. Личный опыт, конечно, помогает искренне сопереживать. Особая энергия приходит через сотворчество с моей дочерью Варварой: она создала иллюстрации к книге. То, как она раскрыла смыслы сказок в образах, стало для меня настоящим открытием.

— Сколько времени нужно, чтобы человек изменил отношение к проблемам с помощью сказок?

— В самих сказках изменения обычно происходят в один миг. Но в жизни все не так волшебно. Если мужчина вдруг увидел, что в отношениях он — Кащей, или женщина поняла, что она — безмолвная Русалочка, то это лишь первый шаг. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Для глубоких изменений обычно требуется около трех лет.

— Есть ли те, кто скептически относится к сказкотерапии? Как вы с ними работаете?

— Конечно, есть. В наше рациональное время многие не привыкли воспринимать сказку всерьез. Но почти на каждом мероприятии ко мне подходят слушатели и благодарят за сказочные метафоры. Они говорят, что эти истории помогают по-новому увидеть себя и близких, мягче относиться к жизни. А значит, сказка продолжает расколдовывать наши сердца, те самые, что когда-то покрылись осколками зеркала троллей.

АННА МИХАЙЛОВА, психолог

Вдохновляйтесь и открывайте новое с нами! Журнал Individ — это самые актуальные темы красоты, здоровья и лайфстайла. Больше полезных материалов о красоте, здоровье и стиле жизни читайте на нашем сайте INDIVID. https://t.me/individ_24

Сказки
3041 интересуется