Найти в Дзене
Сердца и судьбы

Свекровь унизила невестку-деревенщину на юбилее и добилась развода сына. А через десять лет сама пришла к ней

В уютном небольшом ресторане, где отмечался юбилей Татьяны Сергеевны, атмосфера была наполнена лёгким гулом разговоров гостей, а столы уже украшали первые блюда. Сама именинница, стройная женщина элегантного возраста в бежевом платье, которое выгодно подчёркивало её фигуру, стояла у входа в зал и беседовала с давней подругой. Она только что заметила в дверях свою невестку и не смогла удержаться от комментария. — Да уж, девушку из деревни можно вытащить, а деревню из девушки — нет, — проговорила Татьяна, брезгливо морща аккуратный носик, и кивнула в сторону русоволосой Софии, появившейся на пороге. — А с таким именем это и вовсе не удивляет. Она указала взглядом на Софию, и её подруга Марина, как она предпочитала себя называть, повернулась в ту же сторону. — Марина, ты только взгляни на это, просто выходит за рамки всякого здравого смысла. Как она вообще додумалась надеть к такой строгой юбке блузку с этими воланами? Мало того что сочетание само по себе сомнительное, так ещё и вещи явно

В уютном небольшом ресторане, где отмечался юбилей Татьяны Сергеевны, атмосфера была наполнена лёгким гулом разговоров гостей, а столы уже украшали первые блюда. Сама именинница, стройная женщина элегантного возраста в бежевом платье, которое выгодно подчёркивало её фигуру, стояла у входа в зал и беседовала с давней подругой. Она только что заметила в дверях свою невестку и не смогла удержаться от комментария.

— Да уж, девушку из деревни можно вытащить, а деревню из девушки — нет, — проговорила Татьяна, брезгливо морща аккуратный носик, и кивнула в сторону русоволосой Софии, появившейся на пороге. — А с таким именем это и вовсе не удивляет.

Она указала взглядом на Софию, и её подруга Марина, как она предпочитала себя называть, повернулась в ту же сторону.

— Марина, ты только взгляни на это, просто выходит за рамки всякого здравого смысла. Как она вообще додумалась надеть к такой строгой юбке блузку с этими воланами? Мало того что сочетание само по себе сомнительное, так ещё и вещи явно вышли из моды несколько лет назад. А этот букет из ромашек — она что, собралась подарить его мне на юбилей? Я для неё корова какая-то, что ли, раз она тащит эту охапку полевых цветов? Или она специально решила меня и Артёма выставить в дурацком свете перед всеми?

Татьяна помахала рукой в сторону невестки, приветствуя её, а потом снова повернулась к подруге.

— Ну ты только посмотри на неё. Стоит там и даже не подходит ближе. Неужели она всерьёз ожидает, что я сама побегу к ней навстречу принимать поздравления? Как же меня это бесит! К тому же Сергей до сих пор не пускает нас в зал, твердит, что сюрприз ещё не полностью готов. Ох, как меня это раздражает — торчать здесь, словно тот тополь на Плющихе.

Марина, которая даже с близкими приятельницами любила переделывать имена на иностранный лад и поощряла подобное обращение к себе, ответила, слегка растягивая гласные в словах, чтобы звучать более утончённо.

— Таня, ты слишком сурова и к мужу, и к Софии. Она, как ты знаешь, всегда старается довести всё до идеала, так что придётся немного потерпеть, чтобы насладиться его сюрпризом во всей красе. А насчёт твоей невестки, то, вероятно, она просто ждёт, пока к ней присоединится Артём, и они вместе подойдут поздравить тебя. С именем ей, конечно, не слишком повезло, и в подборе одежды она не всегда удачна, но вряд ли она оделась так нарочно, чтобы насолить тебе именно на твоём празднике. Ты сама вспомни, как мы в подростковые годы все поголовно щеголяли в ярких спортивных костюмах и с этими дурацкими чёлками.

Татьяна чуть улыбнулась, и Марина продолжила её подбадривать, добавляя в голос нотки успокаивающей уверенности.

— Кстати, букет они ей подобрали довольно милый и нежный, а по фирменной ленточке видно, что из не самого дешёвого салона. Ясно, что она потратила на него приличную сумму. Недостаток вкуса при желании можно компенсировать с помощью опыта или помощи специалистов. Скорее всего, она просто не учла, что одежда и подарок должны соответствовать и случаю, и месту проведения.

Но слова приятельницы возымели на именинницу совсем не тот эффект, на который та рассчитывала.

— Вот именно, Катюха! — возмущённо прошипела Татьяна, забывшись и назвав подругу так, как в далёкие школьные времена в их маленьком городке. — Она не учла, букет из ромашек, пусть даже из дорогого магазина, совершенно не подходит для подарка свекрови на юбилей, хотя бы подсказала тем флористам, куда она направляется, а то, наверное, увидела знакомые цветы, вспомнила своё детство без обуви и схватила первое, что попалось. Я вообще уже начинаю сомневаться, что она способна использовать голову для чего-то большего, чем просто есть. Нет, ну ты только посмотри, у неё ещё и туфли с открытыми носками. Ох, ну как мой Артём только клюнул на такую простушку из глубинки? Ой, Марина, она ещё и эту свою ужасную сумку с собой притащила. С ума сойти. С каждым раз, когда я вижу эту кошёлку, у меня прямо всплывают воспоминания, как из вьетнамских фильмов. София два года назад пришла к нам знакомиться как раз в мой день рождения. Я тебе, наверное, уже сто раз рассказывала, что после ужина она помогла мне убрать со стола, а на кухне попросила пакет, чтобы забрать косточки и остатки мяса для своих животных. Если она и здесь вздумает собирать объедки со столов, я просто сгорю от стыда. Всё-таки здесь собралось приличное общество, а не просто домашние посиделки.

Татьяна отвернулась от входной двери, сделав вид, что полностью погрузилась в беседу с приятельницей. Марина легко разгадала этот приём и, продолжая незаметно поглядывать на невестку, посоветовала.

— Ну не бурчи так, и не хмурься, а то морщинки между бровями станут ещё глубже.

Однако именинница всё ещё явно злилась, и Марина решила приободрить её похвалой, в которой сквозила тщательно скрываемая нотка зависти.

— Зато, кроме этой провинциальной невестки, всё остальное в твоей жизни на высшем уровне. Муж у тебя просто образец, бизнес процветает, квартира огромная, сын перспективный, живёт со своей женой отдельно, так что на кухне вы не пересекаетесь. Должна же быть в этой бочке с мёдом хотя бы одна маленькая ложечка дёгтя. Кстати, а родителей невестки ты на праздник пригласила? Что-то я их не вижу.

Татьяна поморщилась, явно не желая углубляться в эту тему.

— Конечно, пригласила. Всё-таки через этот неравный брак мы теперь родственники, и было бы неправильно их обойти, особенно в такой официальный день. Ох, Марина, я ужасно боялась, что они согласятся приехать, только их мне здесь и не хватало. К счастью, мама невестки от приглашения вежливо, но решительно отказалась. Извинилась и за себя, и за мужа, сказала, что они не смогут. Меня немного задело, что она даже не потрудилась придумать причину. Но, впрочем, уговаривать и настаивать я не стала. Велика честь. Ой, только не хватало мне здесь таких, как бы помягче сказать, своеобразных гостей. Уж если они дочь Софией назвали, то представляю, какой бы подарок они мне приготовили. Может, живого поросёнка или что-то в этом роде.

Татьяна хотела было добавить ещё какое-то предположение, но Марина шепнула ей, наклоняясь ближе.

— Так, Таня, заканчиваем эту тему. София дождалась Артёма, и теперь они, взявшись за руки, идут к нам. Повернись и улыбайся. У тебя праздник, не забывай об этом.

— Артём, сыночек, здравствуй, — сладко протянула Татьяна, обнимая возвышающегося над ней брюнета с ухоженной модной бородкой. — Хорошо, что ты не опоздал. Хотя бы успеем немного поговорить, а то ты в последнее время такой занятой, такой деловой, что на свою маму и минутки не находишь.

Молодой мужчина улыбнулся и поцеловал мать в обе щёки по очереди.

— Не прибедняйся, мама. Какая же ты старая. Да тебя незнакомые люди до сих пор за мою сестру принимают, и далеко не факт, что за старшую.

— Добрый вечер, Татьяна Сергеевна, — вклинился в разговор голос Софии, который свекрови всегда казался немного грубоватым. — Поздравляем вас с юбилеем. Желаем крепкого здоровья, настоящего счастья и чтобы все ваши желания исполнились.

Именинница выслушала невестку с видом снисходительного терпения, но ничего не ответила на эти пожелания. София, явно чувствуя неловкость, протянула Татьяне букет, а та, вскользь поблагодарив, сразу передала его подруге.

— Спасибо, София. Весьма милые цветочки. Марина, пожалуйста, попроси кого-нибудь поставить букет в воду и до конца праздника куда-нибудь убрать, а то мне показалось, что из упаковки вылетели какие-то мошки.

Повисла неловкая пауза, и растерявшуюся жену поспешно поддержал Артём, решив вручить подарок, чтобы разрядить обстановку.

— Мама, я присоединяюсь к пожеланиям, которые высказала София. Вот, держи.

Мужчина протянул руку, забирая блестящий пакет, который жена достала из своей объёмной сумки, и вручил его матери.

— Мы надеемся, что наш подарок придётся тебе по душе.

Софии было неприятно, что свекровь так пренебрежительно отнеслась к букету, выбранному с самыми искренними намерениями, но она старалась не показывать вида и нервно поправляла свои русые локоны. Впрочем, можно было и не стараться — Татьяна уже забыла про цветы, её разобрало любопытство. Что же придумал сын? Женщина достала из подарочного пакета конверт и, открыв его, увидела внутри яркий буклет и напечатанный лист.

— Скорее ущипните меня кто-нибудь. Артём! С ума сойти! Это же оплаченная путёвка по Европе. Рим, Милан, Прага. Ой, и даже Париж. Ну ущипните же быстрее, а то мне начинает казаться, что всё это только сон. Ну чего вы застыли?

Марина, которая вернулась к компании после того, как пристроила букет, выполнила просьбу подруги, и Татьяна, потирая место, которое горело от щипка, поспешила похвастаться.

— Угадай, что мне сын подарил.

Догадавшись по цветастому буклету, о каком презенте идёт речь, Марина недоверчиво уточнила.

— Неужели туристическую путёвка?

— Да, — чуть ли не закричала от восторга Татьяна. — Я увижу почти всю Европу, как всегда мечтала. Жаль, только в молодости постоянно возникали препятствия. Но я и в свои пятьдесят там пройдусь по всем местам, которые захочу. Подберу самую удобную обувь и погуляю там вволю.

Артём был доволен эффектом, который произвёл подарок. Ликующая мама словно мгновенно превратилась в сияющую студентку, которая по какой-то прихоти надела платье постарше. Мужчина взял Софию за руку и легонько сжал её ладонь в знак поддержки и благодарности. Ведь идею с путёвкой предложила именно жена, и даже щедро внесла свою долю, дав мужу значительную сумму, которой хватило больше чем на половину стоимости тура для свекрови. В этот момент, будто опомнившись, Татьяна стала притворно возмущаться.

— Сыночек, ты совершенно напрасно так раскошелился. Мы с папой и за городом бы неплохо провели время.

Подтянутый мужчина, подошедший к имениннице сзади и услышавший последние слова, по-хозяйски обнял Татьяну за талию и поделился своим мнением.

— Нет, моя дорогая любимая жена, я настаиваю, чтобы ты исполнила свою давнюю мечту. Собственно, Артём со мной посоветовался перед тем, как подготовить тебе такой сюрприз. Мне бы и самому хотелось поехать с тобой. Вот только никак не могу отлучиться. Время такое. А ты, Таня, обязательно должна увидеть Европу. Ну не прямо сейчас, конечно. Сейчас тебя ждут другие сюрпризы. А я рад сообщить всем, что у нас всё готово. Так что давайте начинать праздновать.

Мужчина галантно предложил супруге руку, а за ними следом к заранее забронированному отдельному залу пошли Марина, Артём и София, крепко сжимающая в свободной ладони ремешок сумки. Именинница не слишком тихим шёпотом жаловалась мужу.

— Сергей, я так и не решила, где лучше разместить Артёмчика с его женой. Мне жаль гостей, которые окажутся с ней за одним столом. Она же простушка и не умеет вести себя в обществе.

Сергей безуспешно пытался утихомирить жену, подсказывая, что её могут услышать. Татьяна даже как будто специально повысила голос.

— Думаю, вилкой она никого не ткнёт. Всё-таки не вчера из деревни приехала. Но без курсов этикета все попытки стать культурным человеком бесполезны.

София прекрасно слышала эти язвительные фразы свекрови и почувствовала, как на неё накатила обжигающая волна обиды, смешанная с плохо контролируемой злостью. Хотелось выкрикнуть в ответ, что, может, свекровь и права в том, что не считает её воспитанной. Рыбу, к примеру, с помощью ножа она никогда не ела. Но ведь и сама Татьяна Сергеевна ведёт себя далеко не как человек с безупречными манерами, скорее даже наоборот. Молодая женщина на ходу перекинула сумку на плечо, словно та могла послужить защитой от колких замечаний, но не стала устраивать скандал. К чему показывать себя ещё и истеричкой вдобавок ко всему, что свекровь думает о ней как о невоспитанной провинциалке? Любой всплеск негативных эмоций только подтвердил бы твёрдое мнение Татьяны Сергеевны, что сын сильно ошибся в выборе спутницы жизни. Розовые очки Софии уже давно поблекли почти до прозрачности, и она ясно понимала: далеко не факт, что в случае ссоры Артём встанет на сторону жены. С каждым шагом по нарядному прохладному залу обида всё сильнее разливалась в сердце невестки. Больше всего хотелось прямо сейчас вырваться из хватки Артёмовой руки и уйти из ресторана, из его жизни. Но София продолжала идти, потому что крепко помнила слова своей мудрой бабушки: «Поспешай медленно».

Арендованный банкетный зал сиял украшениями из золотистых воздушных шаров, которые создавали праздничную атмосферу. На столах, расставленных вдоль стен так, чтобы в середине образовалось пространство для танцев, красовались аккуратные композиции из низкорослых кустовых роз. Когда Татьяна Сергеевна вошла, гости выстроились в ряд и дружно запели известную фразу на английском про счастливый день рождения. Она величественно поздоровалась с каждым, поблагодарила всех собравшихся знакомых и предложила перейти к веселью.

Обернувшись к сыну, невестке и верной подруге, именинница распорядилась.

— Артём, ты с Софией садись за столик поближе к двери. Думаю, так будет удобнее всего. Манеры Софии не так будут бросаться в глаза, как если бы она сидела за центральным столом.

Артём слабо попытался заступиться за жену.

— Мама, ты сегодня не в духе? Всё в порядке у Сони с манерами. Зря ты считаешь, что её стоит стесняться.

Татьяна приподняла идеальную бровь.

— А ты давно в адвокаты записался, сынок? Если бы твою жену что-то не устраивало, она бы сама высказала недовольство, не так ли, София? Ты всем довольна? Или тебе, как и Артёму, не нравится столик возле двери?

София, ещё крепче вцепившись в сумку, покачала головой.

— Всё нормально, Татьяна Сергеевна.

Татьяна кивнула с удовлетворением.

— Ну раз так, то и хорошо. А теперь давайте веселиться.

Именинница, излучая уверенность, привычную для женщин, которые знают цену своей привлекательности, неожиданно начала вечер с благодарности всем присутствующим. Для каждого гостя у неё нашлось тёплое, искреннее слово. Мужа она поблагодарила за преданную любовь, подруг — за надёжную верность, коллег — за постоянную поддержку и за команду, которая стала больше чем просто рабочий коллектив. Свою родную сестру и её семью — за то, что они сохраняют многолетние традиции собираться вместе. Сына — за великолепный сюрприз. Однако ни одного доброго слова Татьяна не произнесла о своей невестке, словно той и вовсе не существовало.

София благодарно взглянула на свёкра, который дополнил речь жены.

— И, конечно, мы вместе благодарим жену Артёма, которая взяла на себя эстафету заботы о нём. Впрочем, давайте вспомним, что мы собрались не для того, чтобы Таня нас всех хвалила, а ради её праздника. Как мы и договаривались, никаких чисел произносить не будем, потому что моя красавица всегда остаётся той же восемнадцатилетней девушкой, в которую я до сих пор безумно влюблён.

Праздник начался вполне благопристойно, но без скуки: на столах стояла еда отменного качества, официанты проворно обслуживали гостей, шли интересные конкурсы и звучали красивые тосты. Настроение у всех, кроме Софии, было отличным.

Артём наклонился к жене.

— Ты чего стесняешься? Нормальный глоток сделай. Это очень приличное вино какого-то неприлично старого урожая. Отец специально передал эту бутылку на наш столик, потому что знает, что я обожаю сухое красное.

Артём несколько раз пытался уговорить Софию потанцевать, но она каждый раз отказывалась, ссылаясь на то, что натёрла мозоль. Иногда, поглаживая сумку, лежащую на коленях, обиженная молодая женщина кое-как дождалась завершения праздника.

Прощаясь с гостями, Татьяна вновь говорила тёплые слова благодарности, сердечно обняла сына и удостоила невестку лишь лёгким кивком.

— Спасибо, что пришла.

Однако от внимания Софии не ускользнуло, что подаренный ею букет так и остался стоять в углу, и было очевидно, что свекровь забирать его не собирается.

Вернувшись домой, Артём будто и не заметил, что жена непривычно молчалива, задумчива и печальна, и начал высказывать претензии.

— Не пойму, какая муха тебя укусила. Ты пришла на праздник, где все веселились, и с твоей стороны было очень некрасиво сидеть с кислым выражением лица весь вечер. Не пойму, почему ты на танцпол не выходила и в конкурсах не участвовала. Я ожидал, что хотя бы в музыкальном соревновании захочешь поучаствовать. Но ты и это проигнорировала. Так вести себя просто невежливо.

София посмотрела на мужа.

— Артём, ты на самом деле не понимаешь, почему у меня настроение было отвратительным, или просто предпочитаешь, как страус, прятать голову в песок?

Артём возмутился и шутливо блеснул эрудицией.

— Ничего я не прячу. И вообще, страусы не трусы, как все думают. Они смелые и сильные.

София устало согласилась.

— Ладно, пусть будет так. Я в душ и спать. У меня завтра сложный день.

Артём не унимался.

— Но ты чего ведёшь себя как древняя старушка, обиженно надув губы? Я планировал ещё чайком побаловаться, а то с этими танцами на празднике не успел. Ну хотя бы посиди со мной.

София покачала головой.

— Извини, завтра у меня много дел. Для меня этот день был сплошным разочарованием.

Продолжение :