Найти в Дзене
Читайте!

Анна Баснер. "Парадокс Тесея"

Последняя книга, прочитанная мною в 2025 году. Читалась долго и трудно, даже бросить хотела в какой-то момент. Дело в том, что нет в ней какого-то захватывающего сюжета, и даже нет такого сюжета, когда просто дочитываешь потому, что хочется узнать, "чем там всё дело кончилось". Иногда интересно следить за развитием отношений главных героев, но тут снова мимо. Отношения там есть, но настолько они ... не побоюсь этого слова, тухлые, бесперспективные и раздражающие, что только и думаешь: "Ну когда же вы расстанетесь, наконец!?" Пожалуй, раз зашла речь об отношениях, с них и начну, чтоб больше не возвращаться к этому вопросу. Ему сорок, он свободный художник, скульптор, перебивающийся мелкими заработками с "хлеба на воду". Впрочем, у Нельсона всегда есть подспорье - родители, которые уже смирились с неприкаянностью сына, и у них, если что, всегда можно найти кров и стол. Так почему же в таком случае не посвятить жизнь бесконечным поискам себя? Она - выпускница реставрационного факультета
Оглавление

Чем не понравилась.

Последняя книга, прочитанная мною в 2025 году. Читалась долго и трудно, даже бросить хотела в какой-то момент. Дело в том, что нет в ней какого-то захватывающего сюжета, и даже нет такого сюжета, когда просто дочитываешь потому, что хочется узнать, "чем там всё дело кончилось". Иногда интересно следить за развитием отношений главных героев, но тут снова мимо. Отношения там есть, но настолько они ... не побоюсь этого слова, тухлые, бесперспективные и раздражающие, что только и думаешь: "Ну когда же вы расстанетесь, наконец!?"

Пожалуй, раз зашла речь об отношениях, с них и начну, чтоб больше не возвращаться к этому вопросу.

Нельсон и Лиля.

Ему сорок, он свободный художник, скульптор, перебивающийся мелкими заработками с "хлеба на воду". Впрочем, у Нельсона всегда есть подспорье - родители, которые уже смирились с неприкаянностью сына, и у них, если что, всегда можно найти кров и стол. Так почему же в таком случае не посвятить жизнь бесконечным поискам себя?

Она - выпускница реставрационного факультета одного из Петербургских вузов. И тоже ищет. Но не себя, а прежде всего работу, которая будет ее кормить. Лиля давно живет отдельно от родителей и даже в страшном сне не может себе представить возвращение в родной город.

Что же свело столь разных по возрасту и устремлениям людей?

Главным образом, полное принятие Нельсоном Лили и ее особенностей, с которыми девушке приходилось непросто жить...

Чем понравилась?

Справедливости ради, стоит сказать, что не совсем они и разные люди. Оба творческие, оба художники. Оба влюблены в Петербург и болеют душой за его неповторимый образ, уносимый временем и разрушаемый людским равнодушием и безответственностью. Вот, пожалуй, это единственное, что поддерживало мой интерес к книге. И в конечном итоге, именно эта объединяющая главных (и не только) героев причина, полностью меняет восприятие их собственной жизни и себя самих.

Помимо этого, из книги можно узнать много примечательных фактов о реставрации архитектурных памятников. Поверьте, это действительно интересно, даже если вы далеки от темы.

Оранжевые жилеты.

Однажды, увидев как рабочий в оранжевом жилете сбивает в парадной старую метлахскую плитку, Нельсон бросается в драку, пытаясь отстоять неприкосновенность старинной отделки. И с этого начинается иной путь художника: нет, не совсем с метлахской плитки, а именно ... с оранжевого жилета.

Иллюстрация создана в "Шедеврум".
Иллюстрация создана в "Шедеврум".
Человек в оранжевом жилете сравни человеку-невидимке. Законность его деятельности не подвергается сомнениям, его личность не привлекает внимания, и даже случайно встреченные знакомые смотрят "сквозь"...

Сначала Нельсон самостоятельно изготавливает "метлахскую" плитку и восстанавливает разрушенную кладку в парадной, да так талантливо, что различия заметит разве что профи, да и то не с первого взгляда.

Затем наш герой в неизменном оранжевом жилете приступает к расчистке закрашенных витражей в Петербургских парадных. И какая же невероятная красота является людям! Давно забытая и почти утерянная красота...

Как-то раз совершенно случайно, Нельсон набредает на заброшенный особняк, исследуя который находит в нем совершенно поразительный и великолепный, несмотря на обветшалость и запустение, танцевальный зал... И Нельсон решает во что бы то ни стало отреставрировать хотя бы этот зал - собственными силами. Его не останавливают мысли об отсутствии средств на это дело, он не думает о законности своих действий, в конце концов, он ничего не знает о том, какая в принципе ждет судьба этот особняк? Может, его потом вообще снесут...

Более того - подобные мысли даже не возникают, иначе Нельсон не был бы тем, кто он есть...

Тот самый парадокс.

Но есть еще трезвомыслящая Лиля, которую Нельсон, конечно же, пытается вовлечь в свою идею - ему нужны ее профессиональные знания, ведь Лиля не просто реставратор, а именно архитектурный реставратор! И она задается не только практическими вопросами, например, откуда взять деньги, но и ставит философскую задачу - тот самый пресловутый парадокс Тесея - «Если все составные части исходного объекта были заменены, остаётся ли объект тем же объектом?»

Реставрационный объект в старинном особняке. Фото из свободных источников.
Реставрационный объект в старинном особняке. Фото из свободных источников.

В спорах и сомнениях рождается если не истина, то команда из неравнодушных и в неравной степени заинтересовавшихся реставрационной идеей Нельсона людей: "ХУДОЖЕСТВЕННО-АНАРХИЧЕСКАЯ РЕСТАВРАЦИОННАЯ МАСТЕРСКАЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА", сокращенно ХАРМС. Для кого-то это что-то типа игры, для кого-то - возможность достичь своих личных целей, но все так или иначе вносят посильный вклад в общее дело.

Вообще, на мой взгляд, положительных героев в этой истории нет ни одного (одна коллекционерша Лидия Владимировна чего стоит - хоть отдельную статью о ней пиши). Все они просто люди. В какие-то моменты проявляют лучшие свои качества, а в какие-то на первый план выходят исключительно шкурные интересы. Такова жизнь.

А что касается финансового вопроса, то тут заброшенный зал "позаботился" о себе сам - в его стене самозванные реставраторы нашли то, что можно считать самым настоящим кладом! И именно с этой находки начались настоящие приключения (спойлер: до добра не довели никого!), а затем стали расходиться пути героев.

В конце концов, каждый получил то, к чему стремился.

Ну а что же будет с прекрасным отреставрированным залом в заброшенном Петербургском особняке и с командой ХАРМС (ах, до чего неудачное название, если бы они только знали!)?

Читайте!