Есть парадокс советского кино, о котором редко говорят вслух: камера не всегда любила своих героинь так, как их любила жизнь. Грим, освещение, костюмы - всё это создавало образ, но иногда реальность оказывалась щедрее режиссёрского замысла.
Вот семь актрис, чьи фотографии за кадром доказывают: они сияли ярче без помощи кинематографа.
Анна Самохина: символ без фильтров
Когда Самохина появилась на экране в роли Мерседес в «Узнике замка Иф», зрители увидели роковую красавицу в духе французского романа. Но те, кто видел Анну вживую, знали: кино не передало и половины.
Точёная талия, выразительные черты лица - она была настоящим секс-символом 90-х, особенно после смелых сцен в «Царской охоте». Фотографии молодости показывают женщину, которая выглядела соблазнительнее без всяких кинофильтров.
Родившаяся в 1963 году в Гурьевске Кемеровской области, Анна Владленовна Подгорная (такова была её настоящая фамилия) прошла путь от Ярославского театрального училища до статуса заслуженной артистки Российской Федерации. Она была не только актрисой театра и кино, но и телеведущей, и певицей.
Её жизнь оборвалась трагически рано - в 2010 году, когда ей было всего 47 лет. Рак желудка забрал её в хосписе под Петербургом, и похоронили Анну на Смоленском православном кладбище Северной столицы.
Ольга Остроумова: хрупкость без драматического грима
«А зори здесь тихие» - фильм, который сделал Остроумову легендой. Сцена в бане стала культовой, образ Жени Комельковой - хрестоматийным. Но если посмотреть на фотографии актрисы вне съёмочной площадки, становится ясно: её природная грация и нежные черты лица превосходили даже тот пронзительный экранный образ.
Утончённая красота без драматического грима - вот что поражало в реальной Остроумовой.
Родилась она в 1947 году в Бугуруслане, что в Оренбургской области. Училась в ГИТИСе имени Луначарского, закончила в 1970-м и сразу пошла работать в Московский ТЮЗ. Потом была Малая Бронная (1973-1983), затем театр имени Моссовета, где она играет и по сей день.
Народная артистка Российской Федерации, лауреат Государственной премии СССР - её театральная карьера не менее впечатляющая, чем кинематографическая.
Личная жизнь Ольги Михайловны складывалась драматично. Первый брак с однокурсником Борисом Аннабердыевым, потом союз с Михаилом Левитиным, который подарил ей двоих детей - дочь Ольгу и сына Михаила. А в 1996 году она вышла замуж за Валентина Гафта. Их брак продлился до 2020 года, когда Гафт умер в возрасте 85 лет.
Наталья Варлей: спортсменка и красавица
«Кавказская пленница» превратила Варлей в икону - каре, стрелки, озорная улыбка Нины. Но в жизни эта спортсменка и красавица излучала такую свежесть и здоровье, что киношный образ казался лишь бледной копией.
Личные фото подтверждают: без костюмов она выглядела ещё моложе и ярче. И это логично - ведь до того, как стать актрисой, Варлей была эквилибристкой Московского государственного цирка.
Родилась Наталья Владимировна в 1947 году в румынской Констанце. Закончила акробатическое отделение Государственного училища циркового и эстрадного искусства, потом Московское театральное училище имени Щукина.
До 1967 года выступала в цирке, с 1971 по 1981 год играла в Московском драматическом театре имени Станиславского. Помимо «Кавказской пленницы», она известна по фильму «Вий» - и это тоже роль, которая требовала не только актёрского мастерства, но и физической подготовки.
Варлей трижды была замужем. Первый брак с актёром Николаем Бурляевым продлился всего год. Второй муж - Владимир, сын Нонны Мордюковой и Вячеслава Тихонова.
От него родился сын Василий, но брак распался из-за наркотической зависимости Владимира. В 1985 году родился второй сын Александр, но имя его отца актриса не раскрывает.
В 1992-м она записала грампластинку «На высшей точке единения» с собственными стихами, а в 2009-м участвовала в проекте «Две звезды» на Первом канале.
Элина Быстрицкая: идеал советской красавицы
Аксинья из «Тихого Дона» - эталон страсти и женственности в советском кино. Но сама Быстрицкая считала свою внешность обычной. Как же она ошибалась!
Густые волосы, женственные формы - в жизни она поражала больше, чем на экране. Фотографии вне съёмок раскрывают её как идеал советской красавицы, которой не нужны были декорации и сценический свет.
Родилась Элина Авраамовна в 1928 году в Киеве, в еврейской семье. Война застала её подростком - эвакуировалась в Астрахань, училась на курсах медсестёр, с 13 лет работала санитаркой и лаборанткой во фронтовом госпитале.
В 1953 году закончила Киевский институт театрального искусства. Три сезона отработала в Вильнюсском русском драматическом театре, а с 1958 года стала актрисой Академического Малого театра СССР. С 1978 года преподавала в Высшем театральном училище имени Щепкина и в ГИТИСе.
Единственным законным супругом Быстрицкой был Николай Иванович Кузьминский, который заведовал отделом переводов в Министерстве внешней торговли. Детей у них не было - ещё в военное время Элина получила травму, из-за которой ей поставили диагноз бесплодия. После развода она больше не выходила замуж. Умерла Быстрицкая в 2019 году в Москве.
Лариса Гузеева: гипнотическая выразительность
Жгучая брюнетка из «Жестокого романса» - образ, который невозможно забыть. Но в жизни Гузеева обладала нестандартной выразительностью, которая без киноэффектов казалась ещё более гипнотической и естественной. Деревенские корни добавляли ей шарма, который превосходил то, что мы видели в кадре. Она была не персонажем - она была силой природы.
Родилась Лариса Андреевна в 1959 году в посёлке Буртинский Оренбургской области. В 1984-м закончила Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии.
Играла в нескольких спектаклях-антрепризах - «Пять вечеров», «Клара, деньги и любовь», «Неугомонная авантюристка». Но настоящую всенародную известность ей принесла не столько актёрская работа, сколько телевидение - с 2008 года она ведёт на Первом канале программу «Давай поженимся!». В 2009 году за эту работу Гузеева получила премию ТЭФИ в номинации «Лучший ведущий ток-шоу». Заслуженная артистка РФ с 1994 года.
Трижды была замужем. Первый муж - оператор Илья Древнов, с которым познакомилась на съёмках «Соперниц». Второй - редактор Каха Толордава, от которого родился сын Георгий. В 1999 году вышла замуж за давнего друга Игоря Бухарова, в 2000-м родилась дочь Ольга.
Наталья Фатеева: советская Монро
«Снежная королева» советского кино - так называли Фатееву за её роли вроде Вероники из «Трёх тополей на Плющихе». Но реальные фотографии показывают нечто большее: платиновые локоны и черты лица, напоминающие Мэрилин Монро, но ярче экранных версий. В жизни она сводила с ума без гримёрки - просто выходила на улицу, и этого было достаточно.
Родилась Наталья Николаевна в 1934 году в Харькове. Училась в Харьковском театральном институте, потом поступила во ВГИК сразу на четвёртый курс в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
Работала в Театре-студии киноактёра, в Московском драматическом театре имени Ермоловой, потом вернулась в Театр-студию киноактёра, где состоит в труппе и сейчас (с 2019 года театр переименован в Центр театра и кино под руководством Никиты Михалкова).
Среди самых известных работ: комедия «Три плюс два», мелодрама «Дети Дон Кихота», драма «Розыгрыш», детектив «Место встречи изменить нельзя», комедия-вестерн «Человек с бульвара Капуцинов». Последняя киноработа - роль в драме «Летящие по ветру листья» по Приставкину в 2013 году. Также принимала участие в дублировании зарубежных фильмов.
Трижды была замужем. Первый супруг - однокурсник Леонид Тарабаринов, от него родилась дочь. Второй муж - народный артист СССР Владимир Басов, от него сын Владимир, ставший заслуженным деятелем искусств РФ. Третий супруг - лётчик-космонавт, Герой Советского Союза Борис Егоров, от него дочь Наталья.
Вера Алентова: эволюция харизмы
«Москва слезам не верит» - фильм, который сделал Алентову звездой. Её героиня Катерина - серая мышка, которая находит себя. Но в реальности с годами стильная стрижка и уверенный взгляд сделали Алентову гораздо интереснее и привлекательнее её кинообразов. Личные снимки подчёркивают эволюцию её харизмы - она становилась красивее со временем, и это редкий дар.
Родилась Вера Валентиновна Быкова в 1942 году в Котласе Архангельской области. Отец - актёр Валентин Михайлович Быков, мать - актриса Ирина Николаевна Алентова. В 1961 году поступила в Школу-студию имени Немировича-Данченко при МХАТе.
С 1965 года работает в Московском драматическом театре имени Пушкина, где играла Раину в «Шоколадном солдатике», Марию в спектакле «Я - женщина», Хелену Рубинштейн в «Мадам Рубинштейн». В 2024 году стала лауреатом премии «Звезда Театрала» в номинации «Легенда сцены».
Народная артистка РФ с 1992 года, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. Муж - Владимир Валентинович Меньшов, режиссёр и народный артист РСФСР. Вышла за него замуж на втором курсе Школы-студии МХАТ. Дочь - Юлия Меньшова, актриса и телеведущая.
Вот он, парадокс советского кинематографа: камера умела многое, но не всё. Она могла создать образ, но не всегда передавала живое обаяние, ту искру, которая зажигалась в реальной встрече. Эти семь актрис доказывают простую истину - иногда жизнь оказывается щедрее искусства. И это прекрасно.