Найти в Дзене
Александр Долгих

Как «доярки Хрущёва» и реформы образования развалили СССР

Период правления Никиты Хрущёва — это не только строительство массового жилья формата так называемых «хрущёвок» и «перегнать Америку» с помощью кукурузы. Приход к власти этого политика связывают с рядом серьёзных реформ, в том числе и в сфере образования. Ряд предложенных им преобразований в политике и социуме косвенным образом положил «начало конца» существования СССР. Во главу советского государства Хрущёв встал в 1954 году. Первым делом генсек решил обновить кадры, поставив на нужные места своих, лояльных к нему людей. Только вот высокий уровень лояльности совсем не означал достаточного профессионализма. Проще говоря, на высокие должности Хрущёв назначил не тех, кто был достоин и разбирался в той или иной сфере, а просто людей, которых знал, например, по совместной работе в прошлом. Позднее и само понятие политического профессионализма было упразднено. В декабре 1958 года Хрущёвым была проведена реформа, касающаяся народного образования. Семилетнее обязательное образование заменили
Оглавление

Период правления Никиты Хрущёва — это не только строительство массового жилья формата так называемых «хрущёвок» и «перегнать Америку» с помощью кукурузы. Приход к власти этого политика связывают с рядом серьёзных реформ, в том числе и в сфере образования. Ряд предложенных им преобразований в политике и социуме косвенным образом положил «начало конца» существования СССР.

Во главу советского государства Хрущёв встал в 1954 году. Первым делом генсек решил обновить кадры, поставив на нужные места своих, лояльных к нему людей. Только вот высокий уровень лояльности совсем не означал достаточного профессионализма. Проще говоря, на высокие должности Хрущёв назначил не тех, кто был достоин и разбирался в той или иной сфере, а просто людей, которых знал, например, по совместной работе в прошлом. Позднее и само понятие политического профессионализма было упразднено.

Реформы образования

В декабре 1958 года Хрущёвым была проведена реформа, касающаяся народного образования. Семилетнее обязательное образование заменили на восьмилетнее, а полное среднее образование ограничилось 10-ю годами. Правда, два последних класса пройти можно было лишь отработав на производстве после школы-восьмилетки минимум два года.

Одновременно большинство предметов, связанных с трудовым обучением, из школьной программы исключили. Например, были закрыты школьные мастерские, где девочек учили шитью, а мальчиков — деревообработке. Считалось, что система образования сильно оторвана от реальной жизни, и это требовалось исправить. Теперь, после школы, какую-то рабочую специальность обязан был получить каждый.

-2

С конца 1950-х среднее образование реализовывалось через техникумы, школы рабочей молодёжи и производственное обучение. Но здесь был нюанс: зарплата даже начинающего низкоквалифицированного рабочего сильно превышала сумму стипендии, потому многие, окончив восемь классов и отработав два года на заводе или фабрике, к продолжению учёбы уже не возвращались. За время работы многие успевали создать семьи, которые требовалось кормить, а получение дальнейшего образования в такую схему совершенно не вписывалось.

Для получения высшего образования тоже нужен был производственный стаж, однако, как позже оказалось, для получения высокой должности при Хрущёве, образование выше обязательного вообще не считалось основополагающим. При этом на первых курсах университетов студенты порой совмещали учёбу с работой.

К слову, в тех же Британии и США не все идут поступать в университеты после школы. Так называемый «gap year», то есть «год после школы», европейцы и американцы могут потратить как на получение трудового стажа (это весьма приветствуется), поиска сферы деятельности, с которой хочется связать свою жизнь, на активный отдых, волонтёрскую деятельность и даже путешествия, перемежающиеся с мелкими не требующими опыта подработками (в роли грузчика, кассира, сборщика фруктов и так далее).

Доярки и трактористы идут в политику

По велению Хрущёва новыми политическими элитами стали простые рабочие — ударники производства (пусть и закончившие всего-то 10 классов). Такой социальный лифт предлагался выходцам из рабочей молодежи — токарям, комбайнёрам, валяльщикам, шахтёрам, ткачихам, обувщикам, трактористам и многим другим.

-3

Например, какая-нибудь доярка-рекордсменка, регулярно превышавшая нормы надоев, спустя пару лет занимала пост председателя колхоза, в котором работала, а позднее — становилась крупным партийным деятелем. То, что у неё образование восемь классов (9-ые и 10-ые классы в формате вечерней школы оканчивали не все), грамотность хромает, а управленческих навыков почти нет, особого значения не имело. Кое-какие образовательно-партийные курсы ей, конечно же, читали, но настоящего обучения не проводилось.

Подобных молодых и усердных рабочих в СССР было великое множество. Они, в идеале, могли заменить собой стареющих партийных деятелей, которые, по мнению Никиты Хрущёва, уже сильно задержались на этой «ярмарке».

Элита без образования

Те, кто мог бы успешно «поднимать» загубленное экспериментами Хрущёва сельское хозяйство, зачем-то оказались в политике: к власти пришло достаточно много пресловутых доярок с трактористами. Практика по специальности у большинства из них была отличная, но достаточные для правящих кадров знания отсутствовали. При этом учебных заведений, в том числе и высших, было открыто столько, что хватило бы практически всем.

В университетах и ПТУ упор делался на технические специальности и естественные науки: для продолжения индустриализации страны требовались именно такие специалисты. В программу было введено изучение иностранного языка, а параллельно — патриотическое воспитание и основы трудовой дисциплины.

-4

Что самое неприятное, малообразованная «трудовая молодёжь» негативно относилась к тем, кто имел высшее образование. «Практики коммунизма» противопоставляли себя «теоретикам с образованием», считая их чуть ли не гражданами второго сорта. При этом многие специалисты-теоретики могли получать в разы меньше, чем рабочие-ударники со школьным образованием. По факту, это был «отрицательный отбор», при котором правящими элитами стали не умные и образованные, а пусть и трудолюбивые, но малограмотные.

Наследие Хрущёва и распад СССР

Когда Хрущёв уже отошёл от власти, следующим генсеком стал Леонид Брежнев, чья основная специальность называлась «землеустроитель». Он-то и заметил, что настоящих профессионалов в советской политике нет от слова совсем. Толковых кадров было мало, но они прочно держались за свои места, боясь реформ. Это привело к так называемой «брежневской геронтократии», то есть власти стариков, которых, при всём желании, заменить было не кем. Часть из пожилых кадров, назначенных ещё Хрущёвым, продолжали работать и при Брежневе, и при Андропове, и при Черненко.

-5

Наиболее известным из молодых рабочих, попавших в правительство, оказался Михаил Горбачёв, ранее бывший неплохим комбайнёром, что определило его карьерный рост до уровня генсека. Правда, в политическом устройстве огромного СССР Горбачёв понимал мало, что и стало фатальным для целой страны.

Перспективные рабочие времён Хрущёва, в лице Михаила Горбачёва, а затем — Бориса Ельцина, родились и выросли в СССР. Они видели, что и как происходит в стране, но разрушить давно установившуюся систему уже не могли. Геронтократы прочно держались за свои места, не давая «дорогу молодым», а среди молодёжи всё ещё не доставало тех, кто мог бы что-то изменить.

Если не согласен, пиши в комментарии, подписывайся на Телеграм, а ниже ещё несколько статей: