Скорая помощь в СССР – это не просто машины с красным крестом. Это целая эпоха, пахнущая лекарствами, бензином и надеждой.
Все мы помним старые добрые «Рафики» и неубиваемые УАЗы. Но знали ли вы, что в Союзе «неотложки» делали из роскошных лимузинов Сталина и даже деревянных фургонов? Одни машины спасали солдат на фронте, другие – партийную элиту, а третьи стали символом эпохи застоя.
Давайте отмотаем время назад и посмотрим на 10 самых известных санитарных автомобилей СССР. Проверьте, на скольких из них вам (или вашим родным) доводилось ездить?
1. ГАЗ-55: фронтовой спаситель
Годы выпуска: 1938–1950
Если вы смотрели советские фильмы о войне, вы видели этот автобус с характерным округлым «носом». До него раненых возили на обычных грузовиках, где тряска была невыносимой.
ГАЗ-55, хоть и был построен на базе легендарной «полуторки» (ГАЗ-ММ), имел сердце помягче. Инженеры поставили на него подвеску от легковушки ГАЗ-М1 с гидроамортизаторами.
- Интересный факт: в этом автобусе помещалось 4 носилок и двое сидячих (либо 10 сидячих бойцов). Машина работала не только на фронте, но и в городах, так как других вариантов часто просто не было. Двигатель в 50 л.с. (3,3 литра) разгонял машину не быстро, но уверенно.
2. Санитарный ЗИС-101: роскошь поневоле
Годы выпуска: с 1936-го (единичные экземпляры)
Представьте: огромный правительственный лимузин длиной почти 6 метров превращают в «санитарку». Именно это произошло с представительским ЗИС-101.
Стандартный лимузин имел сплошную заднюю стенку, поэтому для врачей делали специальный люк сзади, через который загружали носилки.
- Начинка: под капотом стоял монстр – рядная «восьмерка» объемом 5,8 литра и мощностью 90 л.с. В салоне было тепло и очень мягко, но таких машин сделали катастрофически мало.
3. ЗИС-110А: элитный «хэтчбек» Сталина
Годы выпуска: 1952–1958
Первый послевоенный шедевр. Машина базировалась на роскошном ЗИС-110, копировавшем американский Packard. Огромная мощность (140 л.с., 6 литров!), тишина в салоне и невероятная плавность хода.
Главная «фишка» – огромная пятая дверь, поднимавшаяся вверх. По сути, советские инженеры создали прообраз современного хэтчбека ради спасения жизней.
- Редкость: выпущено всего 48 заводских экземпляров. Часто их можно увидеть в старом кино, но в жизни они обслуживали лишь избранных пациентов и «Кремлевские» больницы.
4. ПАЗ-653: деревянный трудяга
Годы выпуска: 1953–1957
Пока в Москве ездили блестящие ЗИСы, в регионах работали эти скромные машины. Павловский завод брал шасси грузовика ГАЗ-51 (70 л.с.) и ставил на него отдельный кузов-фургон.
Конструкция была простой, как автомат Калашникова, но грубоватой: деревянный каркас, обшитый металлом, и крыша, обтянутая дерматином.
- Вердикт: зимой в таком фургоне было, мягко говоря, прохладно, а о мягкости подвески грузовика говорить не приходилось. Но эти машины вынесли на себе всю тяжесть послевоенной медицины в провинции.
5. ГАЗ-12Б (ЗИМ): скорость и комфорт
Годы выпуска: 1951–1960
Пожалуй, самый элегантный санитарный автомобиль 50-х. Большой шестиместный седан оказался гораздо удобнее тесной «Победы». Чтобы загрузить носилки, использовали крышку багажника (привет современным универсалам!).
- Почему он крутой: мощный 90-сильный мотор позволял быстро доставлять пациентов в больницу, а мягкая подвеска не тревожила их покой. Эти машины служили дольше обычных пассажирских версий – медики не хотели с ними расставаться.
6. УАЗ-450А: легендарная «Буханка»
Годы выпуска: с 1958-го
Единственная машина из списка, чьи прямые потомки выпускаются до сих пор! Первая в мире массовая полноприводная машина вагонной компоновки.
Изначально «Буханку» создавали для армии и вывоза раненых с поля боя (отсюда и полный привод). Позже, с модернизацией в модель 452, она получила более мощный двигатель и прописалась в каждом сельском медпункте страны.
- Народное признание: там, где застревали «Волги» и РАФы, проезжал только УАЗ.
7. ГАЗ-22: санитарная «Волга»
Годы выпуска: 1962–1970
Первый массовый советский универсал стал и главной городской «каретой». ГАЗ-22 с бежевым кузовом, красным крестом и матовыми стеклами знаком каждому, кто рос в 60-е и 70-е.
Рядом с водителем сидел врач, сзади – больной и еще два медика. Компоновка была удобной, но была одна беда: «запаску» прятали за спинкой заднего сиденья или за дверью, что съедало место.
8. РАФ-977И: рижский стиль
Годы выпуска: 1960-е – 1976
Пока Горьковский завод делал универсалы, в Риге освоили выпуск микроавтобусов на агрегатах той же 21-й «Волги».
РАФ-977 (модификации И/ИМ) получился просторным, светлым и красивым. В салоне можно было встать почти в полный рост, а места для аппаратуры стало гораздо больше. К сожалению, сейчас этих красивых автобусов почти не осталось – время их не пощадило.
9. ГАЗ-24-03: новая «Волга»
Годы выпуска: с 1975-го
Когда «двадцать первая» Волга ушла на пенсию, её сменила «двадцать четвертая». Санитарная версия получила индекс 24-03.
Она стала мощнее (95 л.с.)и быстрее. Главное инженерное достижение было незаметным, но важным: запасное колесо наконец-то убрали в нишу под полом багажника, освободив драгоценное место в салоне для врачей.
10. РАФ-2203 и Tamro: главный реанимобиль СССР
Годы выпуска: 1976–1997
Символ скорой помощи позднего СССР. Желтые микроавтобусы с высокой крышей появились благодаря сотрудничеству с финской фирмой Tamro. Советским медикам остро нужны были реанимобили, в которых можно проводить операции прямо на ходу. Обычный «Рафик» был слишком низким.
Финны сделали для СССР партию спецмашин, которые стали прообразом для советских РАФ-2914.Именно «Рафик» вынес на своих плечах Олимпиаду-80, Афганскую войну и перестройку.
А вы помните поездки на этих машинах? На чем довелось покататься — на мягкой «Волге» или тряской «Буханке»? Делитесь в комментариях!