Найти в Дзене
ПроАвтобизнес

Не затеряться среди грузовых гигантов, или КАМАЗ в мировом рейтинге

Какое место в мировой автоиндустрии, выпускающей грузовую технику, занимают российские производители? Ответ на этот вопрос вряд ли смогут дать грузоперевозчики или строители, которые каждый день эксплуатируют эту технику. Если продолжать жить в старой парадигме индустриальных гигантов, то можно вспомнить, что во второй половине ХХ века, страна Советов сделала ставку на масштабные проекты в автомобилестроении. Это были фактически заводы-гиганты. Выбор такой формы был прост. Строим одно предприятие, которое выпускает сотни тысяч изделий, и оно удовлетворяет в большей степени практически весь спрос на тот или иной вид техники. Так, сначала появился Волжский автомобильный завод (ВАЗ) мощностью 600 тысяч автомобилей в год, затем мощность немного подросла до 660 тысяч. А второй завод-гигант появился на берегах Камы – Камский автозавод. Сегодня мало кто вспомнит, что на Х пятилетку в Основных направлениях народного хозяйства на 1971-1975 год было записано следующее. Построить мощности по выпу

Какое место в мировой автоиндустрии, выпускающей грузовую технику, занимают российские производители? Ответ на этот вопрос вряд ли смогут дать грузоперевозчики или строители, которые каждый день эксплуатируют эту технику.

Если продолжать жить в старой парадигме индустриальных гигантов, то можно вспомнить, что во второй половине ХХ века, страна Советов сделала ставку на масштабные проекты в автомобилестроении. Это были фактически заводы-гиганты. Выбор такой формы был прост. Строим одно предприятие, которое выпускает сотни тысяч изделий, и оно удовлетворяет в большей степени практически весь спрос на тот или иной вид техники. Так, сначала появился Волжский автомобильный завод (ВАЗ) мощностью 600 тысяч автомобилей в год, затем мощность немного подросла до 660 тысяч. А второй завод-гигант появился на берегах Камы – Камский автозавод.

Сегодня мало кто вспомнит, что на Х пятилетку в Основных направлениях народного хозяйства на 1971-1975 год было записано следующее. Построить мощности по выпуску грузовиков 150 тысяч в год и дизельных моторов 250 тысяч в год. Такая гигантомания тогда была в чести.

Первый грузовик КАМАЗ. Фото из открытых источников
Первый грузовик КАМАЗ. Фото из открытых источников

Из тех управленцев и плановиков, которые пять десятков лет назад закладывали этот гигантский комплекс в Набережных Челнах, вряд ли кто смог спрогнозировать, какое сегодня место он занимает в мировом табеле о рангах производителей грузовой техники. Но мы нашли ответ, который предоставляем вниманию нашей аудитории.

Флагман камского завода КАМАЗ-54901. Фото из открытых источников
Флагман камского завода КАМАЗ-54901. Фото из открытых источников

Ответ сегодня звучит так – 14 место в мире (см.инфографику). А вот автомобильный завод Урал, расположенный в Миассе Челябинской области, оказался на 20 месте. Минский автозавод пока находится за периметром ТОП-20 ведущих мировых производителей.

Инфографика КАМАЗа
Инфографика КАМАЗа

К сожалению, в течение 80-90-ых и нулевых годов нынешнего века в нашей стране не происходил такой характерный для мирового автопрома процесс, как концентрация в виде слияний и поглощений. Некоторые попытки были предприняты с объединением камского и минского заводов, но условия явно не устроили высшее руководство страны западного соседа, поэтому отдельная бизнес-единица по производству тяжелой грузовой техники на просторах Таможенного союза так и не появилась.

Семейство самосвалов К5. Фото из открытых источников
Семейство самосвалов К5. Фото из открытых источников

Конечно, если бы камский автогигант в свое время взял под контроль мощности Группы ГАЗ, тогда еще «живого» ЗИЛа, то сегодня бы мы видели несколько иной расклад в мировом табеле о рангах. Но не стоит жалеть о том, чего не случилось.

А какова же сегодня картина основных мировых игроков рынка грузовой техники. Поскольку рейтинг приведен и для тяжелой, и для среднетоннажной техники, то сначала обратим внимание на синие диаграммы.

Лидером является немецкий Daimler. Это не только германские грузовики Mercedes-Benz, но и в зачет здесь идет американский Frightliner и японский Fuso.

Главный тягач всея Руси китайский Sitrak. Фото из открытых источников
Главный тягач всея Руси китайский Sitrak. Фото из открытых источников

Китайский CNHTC нам в России хорошо знаком. Это теперь уже главные тягачи страны под брендом Sitrak, а также самосвальная и иная техника Howo.

Замыкает первую тройку и еще один немецкий гигант Traton. В его составе MAN, шведская Scania, бразильский Volkswagen и др.

Шведский Volvo Truck на четвертой строке – это объединение шведского Volvo, французского Renault Truck, американского Mack и т.д.

Volvo FH. Фото из открытых источников
Volvo FH. Фото из открытых источников

Но нам хотелось бы обратить внимание на такой факт, если посмотреть на выручку, то китайские автопроизводители заметно уступают в денежном эквиваленте оценки своей техники.

А всего в мировом ТОП-20 восемь производителей из Поднебесной, три из Индии, два из России, два японских. Как известно, недавно итальянский гигант IVECO отошел под контроль индийского конгломерата Tata.

-8

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz