Найти в Дзене
Джесси Джеймс

Апофеоз Золотой Эры Вестернов: “Последний поезд из Ган-Хилл” (1959)

В 1956-57-х годах Голливуд достиг пика в выпуске полнометражных вестернов. Около 25% процентов всех фильмов Фабрики Грёз можно было отнести к этому жанру. Золотая Эра Вестернов достигла апофеоза в 1958-1959 гг, когда количество перешло в качество. Тогда вышли фильмы, которые закрепили голливудскую формулу классического вестерна так, что она и поныне остается незыблемой. Одним из столпов Золотой Эры стала кинокартина, глубоко впитавшая и кристаллизовавшая самые яркие идеи и особенности жанра, многими считающаяся квинтэссенцией вестерна – «Последний поезд из Ган-Хилл» (Last Train From Gun Hill). История её создания началась ещё в марте 1954 года, когда независимый продюсер Хэл Б. Уоллис приобрел права на экранизацию повести Леса Кратчфилда «Поединок» (Showdown). К работе над адаптацией был привлечен Джеймс По, известный по работе над сценариями «Вокруг света за 80 дней» (Around the World in 80 Days, 1956) и «Атакуй!» (Attack!, 1956). Благодаря его переработке история обрела жесткий психо

В 1956-57-х годах Голливуд достиг пика в выпуске полнометражных вестернов. Около 25% процентов всех фильмов Фабрики Грёз можно было отнести к этому жанру. Золотая Эра Вестернов достигла апофеоза в 1958-1959 гг, когда количество перешло в качество. Тогда вышли фильмы, которые закрепили голливудскую формулу классического вестерна так, что она и поныне остается незыблемой. Одним из столпов Золотой Эры стала кинокартина, глубоко впитавшая и кристаллизовавшая самые яркие идеи и особенности жанра, многими считающаяся квинтэссенцией вестерна – «Последний поезд из Ган-Хилл» (Last Train From Gun Hill).

История её создания началась ещё в марте 1954 года, когда независимый продюсер Хэл Б. Уоллис приобрел права на экранизацию повести Леса Кратчфилда «Поединок» (Showdown). К работе над адаптацией был привлечен Джеймс По, известный по работе над сценариями «Вокруг света за 80 дней» (Around the World in 80 Days, 1956) и «Атакуй!» (Attack!, 1956). Благодаря его переработке история обрела жесткий психологический драматизм и четкую, почти античную структуру трагедии. Рабочим названием проекта стало «Поединок в Ган-Хилл».

Хэл Уоллис
Хэл Уоллис

После успеха «Перестрелки в О.К. Коррале» (The Gunfight at O.K. Corral, 1957) Уоллис проникся абсолютным доверием в режиссеру Джону Стёрджесу, и предложил ему заняться съемками нового вестерна. Продюсер даже согласился подождать пока режиссер выполнит все обязательства по работе над «Закон и Джек Уэйд» (Law And Jake Wade, 1958) - фильмом, которым тот занялся после «Перестрелки».

Сюжет «Поединка в Ган-Хилл» был гибридом «Плохого дня в Блэк-Роке» (изгой против злого города), «Ровно в полдень» (напряженное ожидание поезда) и «3:10 до Юмы» (герой и арестант осаждены в отеле). Маршал Мэтт Морган конфликтует с бывшим товарищем, а теперь богатым скотоводом по имени Крейг Белден, чей сын Рик и работник ранчо Смитерс изнасиловали и убили жену Моргана, индианку. Уоллис кратко описывал новый вестерн как «мощную историю мести, как раз такую, какая мне нравится».

На главные роли продюсер изначально планировал таких актёров как Чарльтон Хестон и Бёрт Ланкастер. Однако уже после завершения съёмок «Перестрелки в О.К. Коррале», на которые Ланкастера удалось затащить с огромным трудом, стало ясно, что планы следует пересмотреть. Бёрт явно воротил нос от вестернов. Затем отпал и Хестон, который предпочел участие в грандиозном историческом эпике «Бен-Гур» (Ben-Hur, 1959). Тогда Уоллис предложил сотрудничество Кирку Дугласу.

Кирк Дуглас
Кирк Дуглас

Тот остался доволен результатами предыдущей работы с Уоллисом и Стёрджесом («Перестрелка в О.К. Коррале»), поэтому не имел ничего против повторения опыта, если ему хорошо заплатят. В этот раз он запросил гонорар в 325 000 долларов США. Кроме того, он потребовал участия в проекте его собственной кинокомпании Bryna Productions, для того, чтобы иметь контроль над судьбой фильма и получить в дополнение к гонорару 10% кассовых сборов. Уоллис согласился. Кирк стал Мэттом Морганом.

Для роли Крейга Белдена — скотовода-метиса, разрывающегося между дружбой с маршалом и долгом защитить сына-убийцу — требовался актер, способный передать внутреннюю трагедию, силу, ярость и уязвимость одновременно. Создатели фильма искали не просто исполнителя, а равного по силе партнера для Дугласа. Джон Стёрджес, как режиссер-постановщик, высоко ценил естественность в игре Энтони Куинна, дважды лауреата премии «Оскар» за роли второго плана («Вива, Сапата!», 1952; «Жажда жизни», 1956). Актёр умел делать своих персонажей абсолютно живыми и органичными. Куинн с его энергетикой и мастерством был одним из немногих, кто мог не потеряться на экране рядом с такой доминирующей звездой, как Дуглас, и создать необходимое напряжение и драматизм их противостояния. После недолгих переговоров Куинн принял предложение сыграть Крейга Белдена.

Энтони Куинн
Энтони Куинн

Сына Крейга, Рика, предложили сыграть Эрлу Холлиману, который хорошо показал себя в предыдущем фильме Уоллиса и Стёрджеса «Перестрелка в О.К. Коррале». Для молодого актёра было большой удачей снова оказаться в компании звёзд в потенциальном блокбастере, он с радостью согласился.

Эрл Холлиман
Эрл Холлиман

Самой значительной женской ролью в фильме был персонаж по имени Линда. По сюжету она являлась любовницей Крейга, но переходила на сторону Мэтта. Эту роль получила Кэролин Джонс. В 1957 году она была номинирована на премию «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана в фильме «Мальчишник» (The Bachelor Party, 1957). Это событие резко повысило ее статус в Голливуде и сделало востребованной.

Кэролин Джонс
Кэролин Джонс

Хотя сценарий был написан Джеймсом По, Дуглас обратился за спиной продюсера и режиссёра к занесённому в чёрный список Голливуда (обвинён в прокоммунистической деятельности) Далтону Трамбо за предложениями по улучшению и добавлению сцен. Так в фильме появились мощные монологи героев, пропитанные едкой горечью, характерной для Трамбо в период, когда из-за Комиссии по антиамериканской деятельности (HUAC), вылившей на него вёдра грязи, он был вынужден анонимно подрабатывать у друзей.

Первый монолог произносит прагматичный шериф Ган-Хилла (Уолтер Сэнд), который гордится своим «дальновидным взглядом». Глядя на улицу, подобно шерифу в «Перестрелке в О.К. Коррале», он говорит Моргану: «Через сорок лет на моей могиле будет расти такая же красивая трава, как и на твоей. Никто никогда не вспомнит, что я сдрейфил, а ты умер как дурак. Вот тебе и долгожданная мечта, сынок».

Дугласу Трамбо подарил речь о медленном правосудии «белого человека». Морган сквозь зубы произносит её Рику, прикованному наручниками к гостиничной кровати и почти плачущему. «Ты повиснешь на конце верёвки, как мешок с картошкой, мёртвым грузом. Она раскалится добела вокруг твоей шеи, и твой кадык превратится в кашу... Ты будешь бороться за дыхание, но у тебя его не будет. Твой мозг закипит. Ты будешь кричать и кричать. Но никто тебя не услышит.» Трамбо, выступавший против смертной казни, хотел, чтобы эти слова показали, насколько низко Морган опустился в своём стремлении к мести.

«Эта речь добавила совершенно новое измерение персонажу», — утверждал позднее Холлиман. Стёрджес, однако, видел в смертной казни сдерживающий фактор. Он использовал монолог, чтобы подчеркнуть праведную решимость Моргана. При постановке сцены, камера была направлена на Дугласа снизу, с точки зрения Рика. Моргана режиссер поместил в полутень, сделал нависающим над юношей.

«Для меня было загадкой, откуда взялись эти монологи», — вспоминал Стёрджес. «Всё, что я знал, это то, что они звучали мощно, и Дуглас сказал, что мы можем получить их за 3000 долларов. Я позвонил Уоллису. «Есть пара вещей, которые Кирк предлагает мне приобрести». Тот спросил: «Они действительно хороши?» Я ответил: «Они потрясающи». В результате мы передали Кирку деньги, и только гораздо позже узнали, что автор монологов Далтон».

Согласно производственным записям студии Paramount, взявшей на себя софинансирование и дистрибуцию проекта, основные съемки начались 8 сентября 1958 года и были завершены к концу октября — началу ноября 1958 года. Общая продолжительность работы съёмочной группы составила примерно 8 недель, что было стандартным сроком для качественного фильма категории «А» того времени. Как и «Перестрелка», новый вестерн снимался Чарльзом Лэнгом-младшим в Technicolor и VistaVision.

Для натурных сцен (погони на лошадях, общие планы прерии, сцена у горной хижины, часть сцен в «индейском поселении») использовались пейзажи Аризоны. В основном работали на территории киноранчо «Старый Тусон» (Old Tucson Studios), ранчо Империя (Empire Ranch) и близлежащих к Тусону пустынных и горных ландшафтах.

Интерьеры снимали в павильонах студии Paramount в Голливуде. Рядом, на специально выделенном дворе, были возведены декорации города Ган-Хилл. Там же проложили 600 футов железнодорожных путей, на которые поставили настоящий паровоз Virginia & Truckee №22 «Inyo» с подвижным составом. С ним связан один курьёзный случай.

При съёмках железнодорожных сцен Стёрджес много гонял поезд туда-обратно. При этом паровозу было указано, как можно чаще, гудеть. «К сожалению, рельсы были проложены прямо под окнами офиса главы Paramount Й. Фрэнка Фримена, и шум сводил его с ума», — вспоминал Уоллис. Однажды большой босс не выдержал и выразил негодование. По словам продюсера: «Нам пришлось переложить железную дорогу».

Паровоз Virginia & Truckee №22 «Inyo»
Паровоз Virginia & Truckee №22 «Inyo»

В общем и целом, съёмки прошли гладко. Некоторое напряжение породил тот факт, что ранее Дуглас и Куинн вместе снимались в биографическом фильме о Ван Гоге «Жажда жизни». Он принёс Куинну «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана. Дуглас же злился из-за того, что не получил награду за лучшую главную роль и был полон решимости превзойти Куинна при любой возможности. Как результат, Белден часто оказывался на заднем плане, даже там, где должен бы находиться Морган.

В тот период Куинн пытался стать режиссером и старался научиться у Стёрджеса секретам профессии. «Тони был умным парнем, хорошим актёром», — признавался позже Стерджес. «Но у него никогда не получалось снять фильм. Посмотрев «Последний поезд», он подошёл ко мне и сказал: „Ты гений. Боже мой, как всё выстроил. То, что я смотрю в окно и вижу там своего сына, и вижу Дугласа — это потрясающе!» Я сказал: «А как ты думал, на что ты, чёрт возьми, смотрел на съёмках, Тони?» Он не имел и малейшего понятия».

Холлиман, вспоминал, что на этих съёмках впечатлился изобретательностью режиссёра. Тот был готов на всё, чтобы сделать кадр, каким его видел. В сцене, где Белден приказывает своему сыну замахнуться на управляющего ранчо (Брэда Декстера), над камином висело украшение с рогами длиннорогого быка, и было мало места для манёвра. «Я должен был изображать эмоциональную рану, и Стёрджес хотел крупный план», — вспоминал Холлиман. «Но Лэнг не мог установить камеру вблизи. „Я не могу туда попасть, я не могу это снять“». Стерджес сказал ему: „Разрежь декорации пополам. Разрежь“. У него была такая решимость».

Фильм вышел на экраны США под названием «Последний поезд из Ган-Хилл» (The Last Train From Gun Hill) 29 июля 1959 года. Бозли Кроутер из The New York Times раскритиковал его как ‘скрипуче-старомодный’. В его обзоре отмечалось, что фильм «любопытно старомоден... имеет ненужные побочные сюжетные повороты... движется вяло». Критик назвал насильников и убийц, с которых начинается сюжет фильма, словом «scallywags». В английском языке это слово означает «озорники» или «проказники», что является поразительно мягким для персонажей, совершивших изнасилование и убийство. Этот выбор термина явно указывает на пренебрежительное отношение критика к драматургии фильма. В тоже время, Кроутер объявил саспенс вестерна достойным, добавив: «Режиссёр Джон Стёрджес опытен в подобных вещах. Это заметно».

Variety похвалил работу режиссера. Хотя сценарий там назвали «замусоренным» лишними поворотами, постановка Джона Стёрджеса была оценена положительно.

«Последний поезд», однако, не имел такого же успеха в прокате, как «Перестрелка», потому что он был не столько о стрельбе из револьверов, сколько о фрейдистском подтексте и психологических шрамах. Начальная сцена изнасилования, которая разворачивается за колесом перевернувшейся повозки, спровоцировала не один комментарий о нарушении цензурного кодекса. И это несмотря на признание Стёрджеса, что он «.. довольно ловко умудрялся избегать жестокости, насколько это было возможно…“Последний поезд“ был сделан со вкусом. Очень мягко по сравнению с нынешними лентами. Мы не использовали слово „изнасилование“. Мы просто намекнули, что он её убил».

Постер «Последний поезд из Ган-Хилл»
Постер «Последний поезд из Ган-Хилл»

Сборы в США и Канаде составили 2,5 млн долларов. Поскольку производственный бюджет был менее 2-х миллионов долларов, фильм принёс уверенную прибыль, но не стал блокбастером.

В 1963 году, чтобы подзаработать больше, Уоллис перевыпустил «Последний поезд» в паре с «Перестрелкой» на двойных сеансах. Рекламная кампания была попыткой использовать потенциал фильма Стёрджеса 1960 года «Великолепная семёрка»: «Огненный блеск восьми великих звёзд в мощнейшем двуствольном великолепии, пылающем на экране!» В пресс-релизе «качественные вестерны» Уоллиса превозносилась, но Стёрджес почти не упоминался. У продюсера он был персоной нон грата после того, как предпочел сотрудничать с кинокомпанией «Мириш».

Постер двойного сеанса «Перестрелка в О.К. Коррале» и «Последний поезд из Ган-Хилл»
Постер двойного сеанса «Перестрелка в О.К. Коррале» и «Последний поезд из Ган-Хилл»

В наше время практически все критики сходятся во мнении, что «Последний поезд из Ган-Хилл» является образцовым американским вестерном. Он обозначил завершение литературно-традиционного этапа развития жанра. Последовавшая за ним «Великолепная семерка» открыла новое направление для вестернов – фильмов-боевиков.

(с) Свен Железнов

Если хочется больше статей о вестернах, пишите в комментариях о каких. И, конечно, ставьте лайки!

Читайте также:

Док Холлидей стреляет на поражение: “Перестрелка в О.К. Коррале” (1957)

Вестерны Кирка Дугласа

Вестерн о Гражданской войне и индейцах: “Побег из форта Браво” (1953)

Вестерн на все времена: “Великолепная семерка” (1960)