Среди наиболее значимых нововведений 2025 года нельзя не отметить обновление правил Надлежащей аптечной практики и правил хранения лекарственных средств, а также введение разрешительного режима маркировки и обязательной отработки для выпускников медицинских вузов — включая ординатуру по фармацевтическим специальностям. Об опыте внедрения новых норм в практику современной аптеки рассказывает Владимир Гридякин, врач, генеральный директор подмосковной аптечной организации ООО «Альянс-Фарм».
Чем Вам запомнился уходящий 2025 год?
Для аптечной сферы 2025 год выдался насыщенным на перемены. Прежде всего, с 1 июня аптеки официально были переведены из категории торговли в состав системы здравоохранения. Это историческое событие: государство признало нашу социальную миссию. Благодаря изменению статуса, сотрудники аптек в перспективе получили право на льготы, как у медработников. Для нашего коллектива это означало моральную поддержку — ощущение, что мы действительно часть здравоохранения, а не просто розничная точка.
2025 год запомнился также масштабными нововведениями в регулировании отрасли. Вступили в силу новые правила Надлежащей аптечной практики (НАП) и обновленные требования к хранению и отпуску лекарств. Нам пришлось серьезно перестраивать многие внутренние процессы и в целом систему качества в аптеке, обучать персонал новым стандартам обслуживания. Это был вызов, но он подтолкнул нас к развитию — мы стали еще более внимательны к качеству работы и потребностям покупателей.
Конечно, работать приходилось в непростых условиях — продолжающееся внешнее давление на экономику, колебания курса валют, сложности с логистикой… И все же нам удалось избежать дефектуры жизненно важных препаратов. Помогла гибкость поставщиков и механизмы параллельного импорта: государство продлило разрешение на ввоз лекарств в иностранных упаковках, что позволило восполнить ассортимент и не оставить пациентов без нужных лекарств.
Лично для меня как директора с медицинским образованием (по первому диплому я врач-психиатр) этот год подчеркнул важность гуманитарного аспекта для фармации. В самые тяжелые моменты я вспоминал клятву помогать людям, и это придавало сил. Осознание того, что аптека — не просто бизнес, а место, куда люди приходят за здоровьем и надеждой, помогает мне и моей команде держаться даже в турбулентные времена.
Как небольшие аптеки готовились к обновлению правил?
Первые месяцы работы по новым правилам НАП, хранения и отпуска лекарственных средств получились одновременно сложными и поучительными. Эти нововведения, вступившие в силу осенью 2025 года, серьезно обновили наши внутренние стандарты, и в целом их эффект можно охарактеризовать как положительный. Хотя, конечно, не обходится без шероховатостей, которые требуют корректировки.
Мы постарались заблаговременно подготовиться. Был вновь создан полный пакет стандартных операционных процедур (СОП) – фактически система качества аптеки — и назначен ответственный за систему качества хранения препаратов, как того требуют новые правила. Мы переработали документацию, завели необходимые журналы учета.
Персоналу пришлось осваивать новые обязанности. Ведь в правилах четко прописано, что фармацевты должны более активно информировать покупателей по ряду вопросов. Например, первостольник обязан предложить клиенту более дешевый аналог того же самого МНН, если такой имеется в наличии. Также — объяснить способ применения и дозировку лекарства, предупредить о противопоказаниях, взаимодействиях, условиях хранения и т.д.
Мы и раньше все это делали, но теперь такой подход возведен в ранг обязательного требования. В первые дни коллеги переживали: «А вдруг что-то упустим и нас оштрафуют?». В соцсетях даже гуляли слухи о штрафах до 200 тыс. рублей за неупоминание дешевого аналога. Но на практике все оказалось не так пугающе. Многие посетители, кстати, восприняли это положительно — доверие растет, когда объясняешь все.
Новые правила, безусловно, подтолкнули весь сектор к повышению стандартов. Аптеки стали активнее внедрять практики фармконсультирования (пусть сам термин «фармацевтическое консультирование» из НАП исключили, но суть задачи осталась той же). Выросло значение роли провизора как консультанта. Для некоторых сетей это стало конкурентным преимуществом — пациенты теперь ожидают более содержательного диалога в любой аптеке. Кроме того, единые стандарты упростят контроль со стороны Росздравнадзора: отрасль стала более прозрачной в части документов и процедур.
Что показал первый опыт работы в условиях новых правилах НАП, отпуска и хранения лекарственных препаратов?
Нельзя отрицать и трудности, особенно для небольших аптек. Новые требования достаточно строгие. Маленьким предприятиям с ограниченным штатом тяжело выделить отдельного сотрудника на систему качества или хранение: обычно один человек совмещает множество функций. Обязательность введения целого ряда журналов учета и СОПов увеличила бумажную нагрузку. Да, кое-что упростили – например, отменили старое требование иметь в аптеке книгу жалоб и предложений, а также правило про подсветку вывески ночью, что выглядело уже анахронизмом.
Но взамен появилось много новых форм отчетности. Не все сразу разобрались, как правильно вести журнал отсроченного обслуживания рецептов или оформлять внутренние проверки качества. Первое время наши специалисты по качеству активно консультировались с коллегами, искали комментарии к правовым нормам.
По итогам первых месяцев мы видим несколько моментов, которые требуют доработки или разъяснений:
Продолжение статьи читайте на сайте МА.
Информация представлена в ознакомительных целях и не является медицинской консультацией. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.
👉 Подписывайтесь на канал МА в Телеграм
👉 Читайте наши новости и статьи на сайте mosapteki.ru