Из-за большого количества мошеннических схем банки обязаны на время приостанавливать подозрительные переводы денежных средств. В севастопольском Отделении ЦБ России объяснили, какие операции вызывают подозрение и можно ли пользоваться картой, если перевод не прошел.
Почему денежные переводы приостанавливают
В полиции Севастополя бьют тревогу: только за последние пять дней ноября 27 жителей города-героя подарили мошенникам около 7,5 млн руб., поверив в различные схемы обмана. Одни отправляли деньги знакомым, которые «попали в трудные жизненные обстоятельства», другие «вложились в выгодные инвестиции», третьи решили перевести сбережения на «безопасный счет».
С финансовыми преступниками государство борется комплексно. Так, с лета 2024 г. действует закон, обязывающий банки тщательно проверять переводы граждан на наличие признаков мошенничества. Это требование распространяется на все виды переводов физлиц, включая переводы по картам, через СБП, с использованием цифровых карт и электронных денег.
Какие операции выглядят подозрительно
Как объяснили в Отделении ЦБ по Севастополю, критерии подозрительных операций, по которым проверяют переводы физлиц, прописаны в отдельном приказе Банка России.
Что может насторожить? Во-первых, нехарактерная для клиента активность. Если в течение 48 часов перед переводом другому физическому лицу вы с кем-то долго и часто разговариваете по телефону, получаете множество SMS-сообщений, сменили номер телефона в онлайн-банке и на госуслугах, поменяли SIM-карту или идентификационный модуль устройства без подтверждения принадлежности своему номеру - все это выглядит подозрительно. Как будто на вас кто-то пытается повлиять или уже взломал ваши аккаунты в интернете и начал действовать от вашего имени.
Аналогичный вывод сделают банки, если заметят «нетипичные параметры» операции. Например, вы отправляете деньги глубокой ночью с нового устройства из совершенно другого города или страны. Плюс это устройство ранее было замечено в мошеннических операциях или на нем выявлено использование приложений и средств сокрытия данных (VPN, прокси).
Получается, нельзя уже поехать за границу, купить там новый телефон, зайти с него в онлайн-банк и отправить перевод? Можно! Но такая ситуация - скорее, исключение. А для банка - явный признак, что вашим счетом управляете не вы, а кто-то другой. А если вы купили новый телефон или поменяли номер, оперативно уведомите об этом банк, чтобы у того были актуальные данные.
Подозрение банка вызовет получатель, если его финансовые реквизиты совпадут с данными о мошеннических операциях: такая информация консолидируется в единой базе Банка России, к которой имеется доступ у всех кредитных организаций и правоохранительных органов. Не удастся перечислить средства и получателю, который выявлен защитными антифрод-системами банков, причастен к преступлениям или в отношении которого заведено уголовное дело.
Еще один признак подозрительной операции - перевод по СБП самому себе более 200 тыс. руб. с дальнейшим перечислением этой же или большей суммы стороннему лицу, которому вы ничего не отправляли больше 6 месяцев. То есть, если вы решили купить с рук что-то дорогостоящее, договорились перевести продавцу деньги, собрали со всех карт на одну нужную сумму и отправили человеку, с которым у вас давно не было финансовых отношений, перевод могут приостановить. При этом в севастопольском Отделении ЦБ России подчеркивают, что сам перевод между своими картами по СБП подозрений не вызовет, даже если сумма превысит 200 тыс. руб. Важна именно связка: сначала деньги вы перевели себе, потом - стороннему лицу. И приостановят именно вторую операцию.
Еще более внимательно банки относятся к трансграничным переводам из одной страны в другую. Для одних, например, трудовых мигрантов или граждан, переехавших в Россию на постоянное место жительства, это способ перевести деньги родственникам, а для мошенников - отработанная схема вывода и обналичивания ранее похищенных денежных средств.
В случае трансграничного перевода банк сначала смотрит на сумму. Если она превышает 100 тысяч рублей, а затем в течение 24 часов вы вносите через банкомат наличные на цифровую карту, это может насторожить банк. Например, вы перевели 150 тысяч рублей на свадьбу брату, который живет в Белоруссии. Причем ранее у вас таких больших переводов ему не было. А затем вы решили пополнить счет через банкомат. Для банковской системы проверки выстроилась цепочка: трансграничный перевод + внесение большого объема наличных, которых раньше не было, = признак подозрительной операции. Следовательно, надо приостановить операцию.
В Отделении ЦБ по Севастополю подчеркнули: если вы пополняете один свой счет с другого через банкомат, операция не будет считаться подозрительной, и ее не приостановят. Аналогично с накопительными счетами - переводы между своими счетами, включая накопительные, не приостанавливаются, вы вправе перекидывать деньги на тот счет, где выгоднее, или на ту карту, где вам нужны деньги. Но если вы затем перечисляете средства третьему лицу, банк обязательно проверит перевод на признаки возможного мошенничества.
Не только приостановить перевод, но и уведомить клиента
Если перевод соответствует хотя бы одному из признаков мошеннической операции, банк обязан приостановить его на 48 часов (2 рабочих дня). Одновременно с этим клиента информируют о причинах приостановки операции (по SMS, e-mail или с помощью всплывающего push-уведомления в телефоне (онлайн-банке)) и запрашивают подтверждение добровольности операции. Если клиент не подтвердит операцию в установленный срок, перевод отменят.
В случае мгновенных переводов по СБП или электронных денег банк может сразу отказать в проведении операции. Если такую операцию все-таки надо провести, обратитесь в службу поддержки своего кредитного учреждения.
Кстати, по закону, если банк не уведомил клиента о подозрительности его перевода и провел операцию, он обязан вернуть человеку похищенные мошенниками средства.
Как все-таки переслать деньги, чтобы перевод не приостановили
Финансовый регулятор регулярно отслеживает, насколько эффективно работают введенные критерии оценивания подозрительных операций. По имеющейся статистике, ежемесячно 300 тысяч переводов проходят через так называемый период охлаждения. В 60% случаев граждане признают, что действовали под влиянием мошенников, и отменяют операции. Остальные 40% просят переслать деньги.
Если вы попали в число тех клиентов, чей перевод приостановили, но деньги вы все-таки хотите отправить, вам необходимо обратиться в отделение своего банка. Он проверит операцию в течение 1-7 рабочих дней в зависимости от сложности ситуации.
При этом вы можете продолжать пользоваться своей картой и счетом в обычном режиме: покупать товары, оплачивать жилищно-коммунальные услуги или переводить близким деньги.
Читайте также: Магия почтовых карточек: севастопольский филателист Александр Дербасов показывает ценные новогодние открытки
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru