Полтора года назад я начинал этот цикл публикаций. Но вот тогда совсем на него как-то отклика не было. Хотя мне всегда было интересно по городу на Неве перемещаться именно на общественном транспорте по поверхности земли, осматривая окрестности. Вот и решил попробовать возобновить эти публикации - вдруг за 1,5 года аудитория канала поменялась и эти публикации найдут своего читателя.
Итак, троллейбус № 2 от улицы Шаврова до угла Плесецкой улицы и проспекта Королёва. В сторону Плесецкой длина маршрута составляет 6,81 км, назад - 6,16 км. Хотя по прямой между этими точками там около 1,5 км. Конечно, не сказать, что это вот прямо туристический центр Санкт-Петербурга, но кое-что интересное там обнаружить можно.
Начинается маршрут на ул. Шаврова у дома № 13. И, конечно, первый же вопрос: а кто это - Шавров? Оказалось, что личность это весьма легендарная! Он был авиаконструктором (создал несколько так называемых летающих лодок), очень серьезно занимался историей авиации. Еще в конце 20-х гг. создал чуть ли не в домашних условиях первый советский самолет-амфибию, который получил название Ш-1. Но гораздо более легендарной получилась модель Ш-2 - "шаврушка". Этот самолет перевозился на борту "Челюскина". Он участвовал в ледовой разведке во время знаменитой эпопеи. С раздавленного корабля он был выгружен на лёд, а потом смог перелететь в Ванкарем. Не случайно, что сохранившийся экземпляр выставлен в Музее Арктики и Антарктики. Затем были разработаны еще несколько моделей таких самолетов. Кстати, находился завод "Красный летчик", на котором когда-то начинал работать Шавров, тоже не так и далеко от этого места - в районе Коломяжского проспекта.
Кроме того, Вадим Борисович Шавров серьезно увлекался энтомологией. Он собрал богатейшую коллекцию различных насекомых, которая после его смерти была передана в Зоологический музей.
Позади дома №13 находится сквер имени генерала Дмитрия Александровича Медведева. Личность не менее легендарная. Еще летом 1939 года он участвовал в боях на р. Халхин-Гол. Там при таране на встречных курсах сбил японский бомбардировщик. Затем была советско-финская война. Его самолет был сбит, самолёт разбился, а сам лётчик чудом выжил - при падении снег смягчил удар. Ну а затем Великая Отечественная война. Причем последний боевой вылет был им совершен уже после 9 мая 1945 года - 11 мая. В армии он остался и после войны, окончил военную академию, служил в ракетных войсках стратегического назначения.
Затем троллейбус поворачивает на Комендантский проспект и движется на юго-восток. По двум сторонам будут высотки Комендантского проспекта. И вот во дворе одной из них (д. 36) в районе остановки Комендантский проспект, д. 34 есть вот такой интересный памятный камень:
Вот надпись крупнее:
Это тоже оказался человек очень интересной судьбы. Он родился 1 мая 1944 года. После школы поступил на физический факультет Ленинградского государственного университета, где и обучался на специальности "ядерные реакции". Он участвовал в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, затем получил статус инвалида-чернобыльца. Вот в 90-е гг. он и решил разбить здесь сквер. Есть сведения, что 1990 год указан неверно. Более объективно - 1995-2000 гг. Он сам себя называл "мазохист - озеленитель". В сети есть информация, что сквер частично вырублен, но на карте деревья еще присутствуют. Видны они и на снимках из космоса 2025 года.
Позади останется пара остановок по Комендантскому проспекту, и вот уже улица Долгоозерная. Район знаменитого озера Долгого, которое дало название целому району. Вроде бы еще до основания Петербурга местные народы называли его Питкяярви, что означает "длинное озеро". Вот эти места на карте 1676 года:
Озеро правее маркера - это, видимо, и есть то самое Питкяярви.
Еще в конце 80-х гг. ХХ века здесь вообще не было застройки практически (первые дома сдали в 1986 году - они были очень похожи на здание нашего общежития на Косыгина, даже расцветкой). Вот ниже карта начала 80-х гг.:
А вот в 1994 году уже было вот так:
И интересно, что застройка как раз заканчивалась по ул. Шаврова.
Сейчас же всё вокруг застроено многоэтажными жилыми домами. Об истории озерного места может напомнить ТРК "5 озер", что по чётной стороне.
Поклонникам "жесткого" современного искусства можно рекомендовать сойти с троллейбуса в районе д. 22 и пройти вглубь по направлению к историко-этнографическому музею "Лада". Там во дворе будет вот такая скульптура "Семья".
Эх, куда всё-таки катится искусство?!
А впереди уже Комендантская площадь с ТЦ "Атмосфера", станция метро "Комендантский проспект", что на 5-й линии, троллейбус же огибает площадь и оказывается на улице Уточкина, но это будет уже совсем другая история в следующей части. Итого, эта часть маршрута имеет протяженность около 2,5 км, которые поделены на 6 перегонов.
Спасибо, что следите за каналом!