Издание РБК в рубрике "Эксклюзив" опубликовало данные о том, что уволившийся не так давно из Администрации президента Дмитрий Козак готовил пакет реформ в экономической и правовой сфере, которые ставили целью улучшение бизнес- и инвестиционного климата в стране, и должны были вывести экономику из сложившегося кризиса. РБК ознакомился с этим планом реформ, на основе которого и составлена публикация, и получил его подтверждение от двух источников в Кремле.
Документы, подготовленные Козаком, начинались с описания назревших предпосылок для проведения реформ. "Россия столкнулась с рядом глобальных и внутренних вызовов", - говорится там, среди которых:
- развитие технологий в мире и на этом фоне риск технологического отставания;
- угроза полного торгового эмбарго;
- изменение климата;
- демографические и миграционные тенденции;
- угроза обострения межнациональных и межконфессиональных противоречий;
- вхождение в общественно-политическую жизнь новых поколений, ценности которых могут расходиться с установками государственной политики;
- угроза снижения уровня жизни на фоне деградации социальной и производственной инфраструктуры;
- искажение структуры роста экономики;
- игнорирование личных прав и интересов граждан.
Козак писал, что ответом на возникшие угрозы должна стать "значительно обновленная и привлекательная демократическая модель развития России, в том числе за счет исключения ошибок западных демократий", внедрение модернизированных механизмов и институтов функционирования государства и общества.
Далее расписывались параметры трех важных реформ, которые необходимо провести в стране. Среди них:
- Экономическая реформа;
- Судебная реформа;
- Реформа силовых и правоохранительных органов.
При этом все сводилось к существенной либерализации правовой системы, даже экономическая реформа должна была строиться именно на этом. В частности, она должна была включать в себя декриминализацию экономических преступлений и других преступлений ненасильственного характера.
При этом за некоторые виды преступлений, наоборот, предлагалось повысить уголовную ответственность. Среди них:
- за уклонение от суда и следствия,
- за неисполнение судебных решений,
- за сокрытие денежных средств и имущества в целях уклонения от возмещения ущерба,
- за фальсификацию доказательств,
- за заведомо ложный донос и дачу ложных показаний.
Также проект документа предлагал запретить преюдицию (принятие судами без проверки) доказательств, добытых в результате сделок со следствием.
Гражданские иски потерпевших физических, юридических лиц и государственных органов по взысканию материального ущерба с причинивших его лиц должны рассматриваться судебной системой в приоритетном порядке, - следует из предложений Дмитрия Козака.
Далее важный момент. Принятые в 2022–2025 годах решения по изъятию активов физических и юридических лиц из частной собственности в государственную (то есть, все эти национализации) могли бы быть пересмотрены и отменены, за исключением случаев, подпадающих под определение госизмены. То есть, Козак, фактически предлагал вернуть большинству бизнесменов имущество, отобранное у них государством.
План реформы указывал на возможность «пересмотра прецедентных решений, порождающих нестабильность гражданско-правовых отношений», в том числе восстановление сроков исковой давности и института добросовестного приобретателя.
И еще один очень важный момент в вопросе нормализации бизнес-климата. Предложенная экономическая реформа содержала положение о повышении гарантий долгосрочной предсказуемости условий ведения экономической деятельности. В частности, там указано, что регуляторные акты и долгосрочные инвестпрограммы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, влекущие дополнительные издержки бизнеса, могут быть введены в действие только после истечения длительных сроков после их принятия, а государство должно взять на себя материальную ответственность (!) за нарушение этого правила.
В судебной реформе, предлагаемой Козаком, предлагалось существенно повысить уровень независимости судебной системы. Основными элементами, по его мнению, в 2026 году должны были стать усиление ответственности как для граждан за вмешательство в деятельность судов и судей, так и для судей за нарушение принципа независимости и подчинения только закону.
Вмешательство в работу судей предлагалось приравнять к тяжким преступлениям (По действующему УК, наказание за тяжкие преступления может составлять 10 и 15 лет лишения свободы в зависимости от вида и обстоятельств преступления).
Параллельно предложенный им план судебной реформы предусматривал существенное повышение денежного содержания судей и работников судов «с радикальным усилением механизмов внутреннего и внешнего общественного контроля соблюдения требований о независимости судей и подчинении их только закону».
То есть, грубо говоря, Козак предложил сильно повысить зарплату судьям, но сделать их работу прозрачной и более ответственной, исключив возможность лоббирования чьих-либо интересов, в т.ч. и государственных.
Реформу правоохранительных органов и спецслужб Козак предлагал провести только спустя год после реформирования судебной системы, что логично: она должна была стать гарантией этих изменений.
В документе отмечается, что эти сотрудники работают «в условиях кадрового дефицита и низких зарплат», предлагается существенное повышение денежного довольствия и «радикальное усиление ответственности за правонарушения в будущем, внедрение эффективных механизмов контроля их служебного и внеслужебного поведения».
Реформа также предполагала прекращение дисциплинарных, административных и уголовных дел в отношении сотрудников за ранее совершенные правонарушения, за исключением тяжких преступлений, связанных с физическим насилием.
В плане реформы правоохранительных органов и спецслужб указаны и такие пункты как:
- «полная деполитизация» работы спецслужб и правоохранительных органов;
- существенное усиление ответственности (до тяжких преступлений) за попытки вмешательства в законную оперативно-разыскную, следственную и надзорную деятельность органов;
- особый порядок назначения и освобождения руководителей органов, «исключающий их политические обязательства»;
- строгое разграничение и исключение дублирования полномочий с возложением функций по взаимному контролю деятельности различных органов и служб.
Предложения Козака включали и возможность проведения амнистии всех осужденных за ненасильственные преступления, а также за преступления, совершенные по неосторожности или с превышением пределов необходимой обороны, в том числе с прекращением досудебного и судебного производства. То есть, амнистию, например, политзаключенных.
В разделе реформ, описывающих дальнейший формат внешней политики России, сказано, что разработанная концепция предусматривает движение в сторону формирования Евразийского содружества с сохранением суверенитета стран-участников, принципов светского государства, политических и экономических свобод, общих стандартов внутренней и внешней политики, а также с созданием Фонда выравнивания финансовой обеспеченности государств-членов. Получается, что Козак хотел создать примерный аналог ЕС на территории постсоветского пространства.
Ну что тут сказать. Как по мне - это просто прекрасный, очень нужный и важный план, реализация которого могла бы коренным образом изменить вектор экономического и политического развития страны в лучшую сторону. Я не нашел в описании ни одного пункта, который бы мне категорически не понравился. И, как видим, его разрабатывал прямо вот сейчас довольно важный и значимый сотрудник Администрации президента из его давнего окружения.
Который в прошлом, в принципе, довольно таки поддерживал проводимую Россией политику и даже курировал ее отдельные направления. В команде Владимира Путина Козак находился с 90-х годов, еще со времен совместной работы в мэрии Санкт-Петербурга.
Когда Путин стал президентом, Козак занимал посты полпреда главы государства в Южном федеральном округе, министра регионального развития, вице-премьера, был одним из кураторов административной реформы. После 2014 года он был назначен правительственным куратором интеграции Крыма и Севастополя в административную и экономическую систему России. С 2020 года был заместителем главы администрации президента и отвечал за внешнюю политику в отношении стран постсоветского пространства, включая Украину.
Как сообщали зарубежные СМИ в 2022 году, на закрытой для СМИ части всем известного заседания Совбеза 21 февраля 2022 года Козак высказался против начала военной операции. А когда она началась, вел переговоры с Киевом о мире и добился там некоторых уступок (например, отказа от вступления в НАТО) для подписания мирного соглашения. Но соответствующее соглашение в итоге не было заключено из-за более высоких требований со стороны руководителя Козака.
Видя, что происходит в экономике и других сферах уже после 2022 года, Козак предлагал менять ситуацию к лучшему, и лично разработал вот такую стратегию ее улучшения. По всей видимости, именно по той причине, что президент не одобрил план Козака и выбрал свой вектор развития, Козак уволился из Администрации в сентябре 2025 года. По последним данным, он намерен заняться бизнесом, и больше не хочет связывать себя с государственной деятельностью.
Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.
Поблагодарить автора можно через донат. Кнопка доната справа под статьей, в шапке канала или по ссылке. Это не обязательно, но всегда приятно и мотивирует на фоне падения доходов от монетизации в Дзене.