Марафон «Дорога жизни» ежегодно собирает в Санкт-Петербурге тысячи спортсменов со всей России. Этот забег проходит по той самой дороге через Ладогу, которая обеспечивала снабжение Ленинграда во время блокады в 1941-1943 годах. Марафон проводится в последнее воскресенье января и приурочен к дате снятия блокады. Так атлеты чествуют подвиг защитников Ленинграда и вспоминают о Великой Победе.
История семьи Пономаревых — яркий пример того, как спорт объединяет поколения. Уже не одно десятилетие на старт забега выходят представители династии. В 1981 году золото этого соревнования завоевал Владимир Пономарев — старший, которому этой осенью исполнилось 73 года. А много лет спустя его сын, тоже Владимир, дважды стал победителем этого же состязания.
Мы поговорили с героями и узнали, как семейные традиции идут рука об руку со спортом.
«Пристегивал к себе сына и бежал до садика»
— В первую очередь хотелось бы узнать, как вы пришли в бег. Что послужило толчком?
Владимир Пономарев — старший: — Наверное, с меня надо начать, потому что я первый спортсмен в этой семье. Когда сын родился, с двух лет уже бегали до садика, пристегивал его к себе и бежал. Ну и так постепенно сына привлек, к началу школы ему понравилось.
Владимир Пономарев — младший: — Как отец уже сказал, он меня привел в бег. Для меня это еще бессознательный возраст был — 4-5 лет. Сейчас мне уже 42, так что я плохо помню. Потом, когда чуть постарше стал, помню, как отец меня водил на тренировки в «Динамо». Рассказывал много историй про бег, про Олимпийские игры, и как-то у меня интерес возник.
— А почему выбрали именно длинные дистанции? Что привлекло вас в марафонах?
Пономарев-старший: — Я пошел в физкультуру на специализацию «спринт и прыжки в длину». Но там с тренером не сложилось. Я жил в это время с другом, который бегал на длинные дистанции, и постепенно он привлек меня к своим тренировкам.
— А вы, Владимир, сразу пришли в длинные дистанции?
Пономарев-младший: — Нет, на самом деле марафон — это возрастной вид бега. А до этого отец меня тренировал на средние дистанции. В детстве все занимаются общей подготовкой — обычно детям показывают и спринты, и прыжки, и барьеры, все вместе. Потом, лет, наверное, с 11-12, средние дистанции начал бегать. И вот в 24 года попробовал первый марафон. После уже на этом специализировался.
— Как вы считаете, какие человеческие качества необходимы каждому марафонцу?
Пономарев-старший: — Наверное, умение терпеть, работоспособность хорошая. Желание, конечно, важно. Если без желания работать, в нашем виде спорта мало чего можно достичь.
Пономарев-младший: — Сложно так выделить. Нужно точно мотивационное ядро личности, волевые качества.
«Отец закладывал в меня идею как в фильме «Начало»
— Владимир, вы пошли по стопам отца. А как вам кажется, это было собственное решение?
Пономарев-младший: — У меня сразу возник интерес к бегу. В детстве отец рассказывал мне историю, как он преодолел марафон «Дорога жизни». Тогда я не думал, что когда-либо попробую что-то такое. Но, видимо, он заложил уже с детства в голову мне эту мысль. Потом и я для себя решил: можно попробовать. Фильм «Начало» с Ди Каприо смотрели?
— Смотрела.
Пономарев-младший: — Помните, как он закладывал там идею? Ну, вот, наверное, то же самое произошло. Какая-то мысль закладывается, какое-то время вызревает и потом во что-то превращается. Но отец делал это не очень явно. Скорее подспудно, через разговоры, беседы.
— Владимир, как приобщали сына к бегу? Может, на тренировки звали?
Пономарев-старший: — У меня была группа спортсменов. Он был самый младший среди учеников. Хотя по способностям было видно, что очень сильный. Наверное, тяжело ему было где-то с ребятами более старшими. Но постепенно влился в коллектив.
— А другие ученики никак не ревновали, не расстраивались, что вы больше времени Владимиру уделяете?
Пономарев-старший: — Я много времени ему уделял в процессе общения дома, не при ребятах. Он был младше, а мог по своим качествам бороться с более старшими товарищами.
— Что для вас значит быть частью спортивной династии?
Пономарев-младший: — Я не задумывался прям глубоко над этим. Это просто данность, и все. Фактор, который от меня не зависит.
— А нет страха, что какая-то неудача может отразиться, допустим, на всей семье?
Пономарев-младший: — Я знаю, что такие вещи бывают: у меня были ученики из спортивных семей, на которых это давило. Знаю, что ответственность перед родителями, которые добились чего-то в спорте, сильно отражается на их качествах, на психике. Но лично у меня такого не было. В какой-то момент, когда мне было лет 16-17, я на соревнования выходил и хотел не во имя отца пробежать, а просто думал о нем во время бега. О том, какие он преодолевал трудности на марафонах. Меня это подпитывало, страха подвести там не было.
— Есть ли у вас особенные семейные традиции или ритуалы, связанные с бегом?
Пономарев-старший: — Если бы было свободное время, мы бы, конечно, могли позволить себе совместную пробежку. Я часто тренируюсь, по пять раз в неделю. Бегаю по пять-шесть километров. Но мы живем в разных районах города. Поэтому любая возможность вместе побегать, пообщаться — это всегда отлично.
— Владимир, а вы планируете продолжить спортивную династию и передать дальше любовь к спорту?
Пономарев-младший: — У меня две дочки, старшей 14 лет, младшей 3 года. Старшая не захотела в легкую атлетику идти. Она тренируется по несколько раз в неделю, но не хочет выступать на соревнованиях. Я не заставляю. А младшая, она еще, может быть, станет спортсменом. Ну, опять же, если сама захочет. Я давить не буду ни в коем случае.
— А вам бы хотелось, чтобы она стала спортсменкой?
Пономарев-младший: — Я вот думал об этом, вчера буквально. Хочется, чтобы она в спорте достигла какого-то уровня. Ну, мастера спорта, скажем так. Но не уверен, что хотел бы видеть ее совсем профессиональным спортсменом. Спорт должен придавать жизни какой-то яркий оттенок, украшать, а не отнимать все время.
«Все положительные качества я перенял у отца»
— Поделитесь какими-то самыми яркими семейными воспоминаниями.
Пономарев-старший: — Я был на сборах со своими ребятами. Его мама ко мне привезла, чтобы он со мной провел две-три недели в спортивном лагере. Мы вместе тренировались, веселились.
Пономарев-младший: — Я тоже хорошо помню этот момент. Лето, спортивный лагерь, куда ты выезжаешь с группой... Отец как тренер вывозит спортсменов, и я там среди них самый младший был.
— Как проводите время вместе вне тренировок?
Пономарев-старший: — Редко удается посидеть у костра на даче, сходить попариться. Хотелось бы, конечно, хотя бы неделю, месяц вместе побыть. У сына загруженность такая сумасшедшая.
Пономарев-младший: — Лето — это то время, когда мы можем пересечься. В июне более-менее свободно. Тогда мы на даче видимся: там и в баню можем сходить, и на рыбалку. 1 января еще всегда к родителям заезжаю. Посидеть, встретить Новый год.
— Какие победы и достижения особенно дороги вашей семье?
Пономарев-старший: — Ну, я думаю, самое яркое достижение — это получение мастера спорта. И марафон тоже.
Пономарев-младший: — У меня было много побед в детском спорте, в юниорском, в российских соревнованиях. Но сейчас больше горжусь достижениями в марафонах, полумарафонах. Там каждая победа на вес золота. Прям хорошо помню моменты, когда выиграл «Дорогу жизни» два раза: в 2021 и 2023 годах.
— Какие качества, как вы думаете, вы переняли друг у друга?
Пономарев-старший: — Я испытываю просто гордость за сына.
Пономарев-младший: — Все положительные качества я у него перенял, а отец просто на меня смотрит и радуется, я думаю.
— Как вы считаете, что самое важное в отношениях отца и сына?
Пономарев-младший: — Ощущение, что отец просто любит. Я знаю, что он всегда поймет, поддержит.
Пономарев-старший: — Для меня главное — знать, что на свете есть еще один Владимир Владимирович Пономарев. (Смеется.)
Кому не рекомендуется бегать и чем заменить бег в таком случае
Бег, который возвращает фокус: 5 причин начать прямо сейчас
Кристина Гергис, «Спорт-Экспресс»