Найти в Дзене
Телеспутник

Законодательные нововведения ноября: технологический сбор, штрафы за нарушение авторизации и видеоигры без ГОСТа

За ввоз или производство электроники и ее компонентной базы вводится технологический сбор. Государственную аккредитацию пройдут только те ИТ-компании, которые приведут свои сайты в соответствие с установленными Минцифры требованиями. Владельцев сайтов и приложений могут привлечь к административной ответственности за нарушение в предоставлении механизма авторизации. Кроме того, ГОСТа на видеоигры пока не будет. Такие законодательные нововведения были в центре внимания в ноябре. Подробнее о них — в материале «Телеспутника». Технологический сбор: не удар, а помощь С 1 сентября 2026 года вводится технологический сбор за ввоз или производство в России продукции с электронной компонентной базой. Соответствующий закон приняла Госдума. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин в своем telegram-канале сообщил, что это не удар по рынку, а скорее сигнал: пора выстраивать свои цепочки поставок и свою технологическ
Иллюстрация: «Телеспутник»
Иллюстрация: «Телеспутник»

За ввоз или производство электроники и ее компонентной базы вводится технологический сбор. Государственную аккредитацию пройдут только те ИТ-компании, которые приведут свои сайты в соответствие с установленными Минцифры требованиями. Владельцев сайтов и приложений могут привлечь к административной ответственности за нарушение в предоставлении механизма авторизации. Кроме того, ГОСТа на видеоигры пока не будет. Такие законодательные нововведения были в центре внимания в ноябре. Подробнее о них — в материале «Телеспутника».

Технологический сбор: не удар, а помощь

С 1 сентября 2026 года вводится технологический сбор за ввоз или производство в России продукции с электронной компонентной базой. Соответствующий закон приняла Госдума. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин в своем telegram-канале сообщил, что это не удар по рынку, а скорее сигнал: пора выстраивать свои цепочки поставок и свою технологическую базу.

Технологический сбор в первую очередь касается готовых изделий, 99 % которых производится за пределами России, то есть деньги собираются именно с конечного изделия электроники, которая массово входит в страну, пояснил основатель корпорации ITG и технопарка «ИТ ПАРК РУС» Дмитрий Гачко. Таким образом облагаются налогом западные инновации, а собранные средства должны пойти на поддержку собственных технологий. Это логичная попытка перераспределить потоки в пользу внутренних разработок, считает эксперт. Ключевой смысл данного шага носит более стратегический характер, так как технологический сбор, по идее, будет направлен на создание устойчивого финансирования для развития отечественной электронной промышленности, полагает руководитель направления системной интеграции MONS (входит в ГК «КОРУС Консалтинг») Владислав Бахаудинов.

«Если механизм реализации технологического сбора будет слаженным и организованным, а собранные средства действительно пойдут на инвестиции в производство и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), то в среднесрочной перспективе мы получим положительный эффект в виде снижения зависимости от импортных технологий и стимул для собственных технологических решений. Наиболее перспективные направления для инвестиций — это оборудование для импортозамещения в госсекторе и промышленности, производство серверов и телеком оборудования, а также обучение и развитие ИТ-специалистов», — пояснил Владислав Бахаудинов.

Краткосрочные последствия введения технологического сбора будут ощутимы, так как компании, которые зависят от импорта компонентов, столкнутся с ростом издержек, считает эксперт. Скорее всего, часть этих затрат неизбежно переложится на потребителей, что приведет к умеренному росту цен на ряд электронных товаров и создаст для небольших игроков период испытания на прочность, резюмировал Владислав Бахаудинов. В таком случае небольшие компании, возможно, получат господдержку, не исключает Дмитрий Гачко.

«Можно предположить, что в перспективе поступления от технологического сбора будут инвестировать в стартапы и небольшие компании. В целом это хорошо, но не стоит забывать, что госфинансирование инноваций у нас, мягко говоря, не эффективно. Я бы рассмотрел какой-то более действенный инструмент реинвестирования, а не обычную схему, когда деньги распределяются чиновниками без понятного эффекта», — отметил Дмитрий Гачко.

За нарушение авторизации — штраф

В Госдуме предложили установить административную ответственность за нарушение требований законодательства по авторизации на сайтах и в приложениях. Речь идет об авторизации пользователей через иностранные сервисы.

Напомним, два года назад вступила в силу норма, согласно которой авторизация пользователей на территории России возможна по номеру мобильного телефона, через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) или Единую биометрическую систему (ЕБС), с использованием российского сервиса авторизации. Законопроект предлагает ввести штрафы за неисполнение этих обязанностей владельцем информационного ресурса.

Игнорирование требований законодательства обусловлено совокупностью технических сложностей и экономических рисков: интеграция отечественных систем аутентификации (ЕСИА, ЕБС, российские номера телефонов) требует глубокой переработки архитектуры приложений, что влечет значительные финансовые затраты и вероятность снижения пользовательской конверсии из-за усложнения UX-сценариев, пояснил адвокат Максим Сикач.

«Введение административной ответственности изменит ситуацию только в том случае, если штрафы превысят затраты на соблюдение закона. В противном случае крупные компании предпочтут платить их как регулярные расходы. Однако следует учитывать, что введение штрафов часто становится предупреждением перед блокировкой ресурса Роскомнадзором. На мой взгляд, страх полной потери рынка заставит владельцев начать исполнять требования законодательства», полагает адвокат.

Еще одна важная новелла данного законопроекта — ответственность для владельцев сайтов и приложений, не выполняющих требования закона о рекомендательных сервисах. Закон обязывает компании раскрывать основные механики и правила работы своих рекомендаций, а также рассказывать, какие данные они собирают и используют для их работы.

«В части рекомендательных алгоритмов сопротивление нормам объясняется стремлением защитить интеллектуальную собственность и коммерческую тайну, поскольку раскрытие механики ранжирования контента может нивелировать конкурентные преимущества платформы. Следовательно, текущее бездействие — прагматичная оценка, при которой сохранение привычных бизнес-процессов и глобальных стандартов авторизации перевешивает отсутствие реального механизма принуждения», — резюмировал Максим Сикач.

Как сайт повлияет на госаккредитацию

С 21 ноября 2025 года сайты аккредитованных ИТ-компаний должны соответствовать требованиям Минцифры.

Требования Минцифры направлены на повышение прозрачности ИТ-компаний и единых стандартов раскрытия информации: на сайте должно быть указано, чем именно занимается компания, пояснила старший юрист i-Legal Полина Гаврюшина.

Компаниям необходимо разместить на сайте базовые сведения о себе: полное наименование, юридический адрес, ИНН, ОКВЭД, контактные данные. Также должно быть прямо указано, какие именно процессы и услуги в области информационных технологий компания осуществляет согласно перечню Минцифры, какие товары или услуги она предлагает. Если информация о стоимости не относится к коммерческой тайне, ее также следует разместить. В случае, когда раскрытие стоимости невозможно, допустимо указать, что расчет осуществляется индивидуально и предусмотреть на сайте форму обратной связи либо ограничиться размещением контактных данных для связи с компанией, пояснила юрист.

Для некоторых категорий ИТ-компаний предусмотрены дополнительные требования, подчеркнула Полина Гаврюшина. Например, правообладатели программного обеспечения (ПО) должны указать, каким ПО они владеют и как предоставляют права на его использование. Если оно включено в реестр российского ПО, на сайте должна быть информация, позволяющая найти соответствующую запись в реестре. Разработчикам ПО необходимо указать, какие языки программирования, инструменты и стандарты они используют в работе. Операторы фискальных данных, в свою очередь, должны разместить информацию о наличии разрешения на обработку фискальных данных, пояснила юрист.

«Введение указанных требований не предполагает существенного усложнения процедуры получения или подтверждения государственной аккредитации, поскольку речь идет о размещении, как правило, уже имеющейся у компании информации. В целом нововведение ориентированы на повышение качества и полноты информации, размещаемой ИТ-компаниями в публичном доступе, что упрощает взаимодействие компаний с регулятором и делает деятельность ИТ-бизнеса более понятной для клиентов и партнеров», — считает Полина Гаврюшина.

Добавим, если сайт ИТ-компании не соответствует данным требованиям, Минцифры имеет право аннулировать действующую госаккредитацию или отказать в ее предоставлении при первичном обращении. Соответствие требованиям будет проверяться при рассмотрении поступающих заявлений на получение ИТ-аккредитации, а также в рамках подтверждения ИТ-аккредитации в 2026 году.

Видеоигры без ГОСТа

Индустрия видеоигр была обеспокоена возможным введением ГОСТа на видеоигры. Первый заместитель председателя ИТ-комитета Госдумы Антон Горелкин в своем telegram-канале сообщил, что по этому вопросу получил официальный ответ от Росстандарта: ГОСТа для видеоигр не будет.

ГОСТ — прекрасный набор стандартов, регламентирующий процессы и требования к качеству, которые можно выразить в численно эквиваленте, а игры — это творческий венчурный бизнес: начиная работу, никто из разработчиков еще не знает, что конкретно он будет делать и как именно будет идти работа, отметил основатель студии Vengeance Games, преподаватель Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Константин Сахнов.

«Разработка видеоигр — это процесс еще более комплексный, чем съемка большого кино. Написать ГОСТ на разработку игры — все равно, что попросить Саврасова писать холсты по Яндекс-таблицам. На текущий момент в России есть ГОСТ по управлению проектами, который иногда используется в том числе в разработке игр. На мой взгляд, он даже более актуальный и продвинутый, чем иностранные стандартны, к примеру, PMBOK. Разработка игры — это программирование, гейм-дизайн, сценаристика, визуальная составляющая, режиссура, саунд-дизайн. управление проектами, девопс и оперирование, маркетинг, комьюнити-менеджмент, контроль качества, культурная адаптация, локализация и множество других составляющих. Что именно нужно подвести под ГОСТ? Во многих этих сферах уже есть свои стандарты. Другие же принципиально не могут быть стандартизированы, являясь частями креативных индустрий»,убежден Константин Сахнов.

Введение ГОСТа не даст российской игровой индустрии преимуществ, но создаст дополнительные бюрократические трудности, подчеркнул эксперт. Креативные индустрии процветают там, где есть деньги, опыт, свобода творчества и вдохновляющая культура. Расцвет советского авангарда и становление удивительного ар-деко произошли неслучайно: со стороны рынка и государства были новые посылы, смысл и вера в прекрасное будущее. Все это помогает людям творить, вдохновляет и продвигает искусство, в том числе игровое. Важно оставить ГОСТы в тех сферах, где они действительно дают великолепные результаты, к примеру, в проектном управлении, считает Константин Сахнов.

«Риск введения ГОСТа на видеоигры все же существует. Однако законодатели стараются учитывать позицию индустрии. В основном это происходит через консультации с представителями ассоциаций, объединяющих российских разработчиков игр. Такая практика является общепринятой для многих сфер деятельности в России и в мире в целом»,сказал Константин Сахнов.

Ранее «Телеспутник» проанализировал важные законодательные изменения октября вместе с отраслевыми экспертами.