Найти в Дзене
Кот редактора

Такой разный Татлин

Недавно я побывала на выставке Марка Шагала, о которой рассказала здесь, а теперь поделюсь своими впечатлениями о выставке в Центре «Зотов», приуроченной к 140-летию Владимира Татлина (одной из ключевых фигур русского авангарда). Это первая за 30 лет масштабная ретроспектива художника в России, и поэтому пропустить ее я не могла. От посещения этой выставки я получила массу положительных эмоций. Чувствуется, что кураторы вложили в нее душу. Помимо того, что на выставке собрано более 220 работ из 25 музеев и частных коллекций, она еще и производит потрясающее визуальное впечатление. На этой экспозиции кураторы предлагают увидеть Татлина не только как художника, но как изобретателя, мыслителя, сценографа, педагога и мечтателя — человека, который стремился перестроить саму логику искусства и его связь с жизнью. Отсюда и название — «Конструкция мира». Выставка разделена на ипостаси художника, каждая из которых отражает грань его таланта: «Плаватель», «Певец», «Управник», «Вестник», «Учитель

Такой разный Татлин

Недавно я побывала на выставке Марка Шагала, о которой рассказала здесь, а теперь поделюсь своими впечатлениями о выставке в Центре «Зотов», приуроченной к 140-летию Владимира Татлина (одной из ключевых фигур русского авангарда). Это первая за 30 лет масштабная ретроспектива художника в России, и поэтому пропустить ее я не могла.

От посещения этой выставки я получила массу положительных эмоций. Чувствуется, что кураторы вложили в нее душу. Помимо того, что на выставке собрано более 220 работ из 25 музеев и частных коллекций, она еще и производит потрясающее визуальное впечатление.

На этой экспозиции кураторы предлагают увидеть Татлина не только как художника, но как изобретателя, мыслителя, сценографа, педагога и мечтателя — человека, который стремился перестроить саму логику искусства и его связь с жизнью. Отсюда и название — «Конструкция мира».

Выставка разделена на ипостаси художника, каждая из которых отражает грань его таланта: «Плаватель», «Певец», «Управник», «Вестник», «Учитель», «Летатель» и «Делатель». Это помогает проследить путь Татлина от моряка-юнги до теоретика авангарда.

Очень интересно архитектурное решение от Юрия Аввакумова. Выставочное пространство организовано вокруг метафоры «детской вертушки». Белые стены из необработанных досок с виднеющимися крепежами подчеркивают татлинский принцип «правды материалов». Пространство организовано так, чтобы зритель не просто смотрел на объекты, а буквально «двигался» внутри идей Татлина.

Дополняет впечатление звуковая среда — музыка и шумы, создающие атмосферу времени и усиливающие ощущение эксперимента.

Необычно и то, что рядом с подлинными работами активно используются реконструкции, макеты, чертежи, звуковые и пространственные решения. Это создает ощущение лаборатории, где искусство мыслится как эксперимент, а не как законченный продукт.

Так как многие произведения Татлина утеряны, на выставке представлены 19 реконструкций, включая макет «Башни III Интернационала» (воссозданный Дмитрием Димаковым и Еленой Лапшиной), «Угловой контррельеф», стул Рогожина, впервые выполненный в дереве, как и задумывал Татлин.

Выставка подчёркивает, что для Татлина искусство не было украшением или самовыражением. Он воспринимал его как инструмент переустройства мира, как работу с материалом, пространством и человеческим телом.

Для себя я открыла Татлина по-новому, не только как яркого представителя авангардизма в искусстве, но и как художника-исследователя, для которого материал был «живописным веществом». Это особенно видно в разделах, посвящённых контррельефам и дизайну.

Меня поразили работы Татлина в области промышленного дизайна, например, детский поильник в форме материнской груди или инновационный рессорный стул.

Что понравилось

🔸Масштаб и глубина исследования. Удалось собрать разрозненное наследие и показать Татлина не только как автора знаменитой башни, но и как тонкого исследователя природы и формы. Здесь есть и ранние, почти интимные работы, и монументальные проекты, и поздние, более тихие произведения.

🔸Целостный подход. Выставка не просто демонстрирует работы, но рассказывает историю человека, который верил в синтез искусства, технологии и природы.

🔸Поздний период творчества. Он представлен через театральные эскизы и живопись, что позволяет увидеть эволюцию мастера.

Что не понравилось

🟡Ощущение стесненности. Иногда не хватает «воздуха» и пространства для размышления, особенно в залах с плотной развеской.

🟡Отсутствие классической биографии. Кураторы сознательно отказались снабжать экспозицию подробной биографической справкой из-за склонности самого Татлина к мистификациям и неточностям в рассказах о себе. Но для неподготовленного зрителя это может затруднить понимание контекста его жизни.

Итог

Выставка «Татлин. Конструкция мира» — это сильный кураторский проект и редчайший шанс увидеть «всего Татлина» в одном месте. Несмотря на сложность материала, она обязательна к посещению для всех, кто хочет понять истоки современного дизайна и архитектуры.

#татлин #выставка #абстракционизм