«Евгений Онегин» с диагнозом Тут вышла интересная статья о том, что школьникам сложно читать классику без …психолога. Издательство «МИФ» выпустило необычное издание «Евгений Онегин. Роман с разбором психолога и литературоведа». В нем представлены два типа комментариев: литературоведческие (историк литературы Полина Бояркина) и психологические (психолог Елизавета Зубова), предназначенных прежде всего для подростков. Литературоведческие комментарии призваны объяснить исторический и культурный контекст эпохи, скрытые отсылки (например, к декабристам), работу Пушкина над текстом, и тем самым сократить разрыв между современным читателем и классическим произведением. Это доступная альтернатива академическим комментариям, вроде лотмановских. Психологические комментарии отвечают на вопросы, которые могут возникнуть у современного читателя о мотивах и эмоциях героев, интерпретируя их поступки через призму современной психологии. Например, Онегин анализируется как личность с нарциссической травмой и проблемами с привязанностью, а состояние Татьяны связывается с контекстом материнской депрессии. По мнению авторов комментариев, классический текст становится всё менее понятным не только из-за устаревших слов, но и из-за непонятной логики и чувств персонажей. В комментариях предлагаются новые трактовки героев с психологической точки зрения: Онегин (неспособность любить из-за травм детства), Татьяна (черты депрессивности), Ленский и Онегин (психология дуэли как попытка Онегина «убить» в другом свою детскую наивность и надежду на отношения). Авторы говорят, что хотят помочь читателю увидеть в «застывшем памятнике» классики живых людей, сложные характеры и актуальные психологические проблемы, а также приблизиться к пониманию самого Пушкина как личности. Сначала я задала себе вопрос: а зачем это вообще надо? Когда к художественному тексту применяют современные психологические термины, это иногда выглядит так, будто ставят диагноз по описанию в романе, хотя литературоведческий анализ уже помогает осмыслить поступки и действия героев, дает контекст. А потом я задумалась. Ведь подростки сейчас живут в эпоху, когда разговоры о чувствах, мотивах поведения и психическом состоянии стали более открытыми. И такой необычный подход позволяет школьникам эмоционально глубже соприкоснуться с текстом. Подростки учатся не только читать, но и задавать вопросы. В этом контексте необычное издание выглядит логичным и, наверное, действительно может быть полезным. Этакий новый инструмент входа в текст. Но только не превратится ли чтение книг с психологическими комментариями в погоню за установкой диагнозов героям вместо погружения в книгу, понимания их действий и поступков? Учитывая, что мы все любим ставить «диагнозы» героям в книгах, мне даже стало интересно самой почитать такие психологические комментарии. В качестве опыта это интересно. Но надо учитывать, что у меня уже сложилась своя система мировоззрения, есть свои психологические установки и критическое мышление. Но вот есть ли все это у подростков? Нужны ли такие книги? Не знаю. Мне кажется, это интересный опыт. Ведь это переходный мост между классикой и личным опытом. Вот только этот мост должен быть выстроен аккуратно. Подросток не должен зацикливаться на «диагнозе», а должен идти дальше: к тексту, смыслам и вопросам, на которые нет одного правильного ответа. Вот в этом и кроется главная задача (или правильнее сказать вызов) для такого издания. P.S: А пока я пойду и посмотрю комментарии психолога. Все-таки сила любопытства — великая вещь. #новинки #пушкин
? Тут не будет трагичной истории, так как речь пойдет о ... городе Дно. Да, оказывается, есть такой город в Псковской области, расположенный в 113 км от Пскова. Название произошло от названий двух старых деревень — Дно Большое и Донце Меньшее, упоминавшихся ещё в XV веке. Основан он был как железнодорожный узел в 1897 году, а статус города получил в 1925 году. Город вырос именно благодаря транспортному узлу. Этот город даже упоминается в стихотворении Самуила Яковлевича Маршака «Багаж»: Но только раздался звонок, Удрал из вагона щенок...
Недавно я побывала на выставке Марка Шагала, о которой рассказала здесь, а теперь поделюсь своими впечатлениями о выставке в Центре «Зотов», приуроченной к 140-летию Владимира Татлина (одной из ключевых фигур русского авангарда). Это первая за 30 лет масштабная ретроспектива художника в России, и поэтому пропустить ее я не могла. От посещения этой выставки я получила массу положительных эмоций. Чувствуется, что кураторы вложили в нее душу. Помимо того, что на выставке собрано более 220 работ из 25 музеев и частных коллекций, она еще и производит потрясающее визуальное впечатление...
Вот, получите! С зимними холодами вас! #настроение
3 дня назад
От ненависти до выживания Сегодня будет мой отзыв на продолжение «Я переиграю тебя» Тори Майрон – «Я переиграю тебя. Реванш». Уф, это было… нервенно. Если мне казалось, что в первой книге было много событий, то во второй их оказалось… еще больше. Автор, конечно, так закрутила сюжет, что невозможно было догадаться, что ждет за каждым поворотом. Текст погружает нас в мрачную, удушающую атмосферу психологического давления и насилия, где роскошь и власть соседствуют с тотальной несвободой. Сюжет Сюжет строится на классическом тропе «вынужденный брак», усиленном политическими интригами и семейными тайнами. История начинается с момента, когда Каролина Гордеева выходит замуж за Дмитрия Титова. Но этот брак — не сказочный финал, а начало новой, ещё более мрачной главы. Сюжет строится на контрасте между внешним благополучием и внутренним адом героев. Это история о мести, вынужденном союзе, резком взрослении и о том, как далеко можно зайти, защищая тех, кого любишь, или то, что считаешь своим. Мы наблюдаем за трансформацией отношений героев — от взаимных угроз и физического противостояния до болезненной привязанности. Текст насыщен экшеном — покушения, похищения, жестокие разборки между кланами, гибель близких, физическое и психологическое насилие, появление новых родственников. Герои Каролина. Из дерзкой, жизнелюбивой бунтарки она превращается в сломленную, но не сдавшуюся женщину. Её боль, чувство вины, ярость и отчаяние выписаны так ярко, что невольно проникаешься её трагедией. «Я урод в семье. Идиотка. Черное пятно. Позор. И поистине «Божья Кара» семьи Гордеевых». Дмитрий Титов. Хладнокровный убийца и одновременно человек, способный на пугающую нежность. Его динамика с Каролиной — это постоянная война, где ненависть граничит с болезненным влечением. «Какая же ты глухая идиотка… Как же ты понять не можешь, что ты стала гребаным смыслом моей жизни». Влад. Человек власти, искренне убеждённый, что жестокость — это необходимость. Он одновременно и защитник, и тюремщик. Второстепенные персонажи (Лиза, Денис, Андрей (в воспоминаниях)) не являются просто фоном. Каждый из них несёт свою боль и тайну. История Лизы и Андрея — отдельная трагичная любовная линия, которая добавляет глубины всему повествованию. Что понравилось Глубокий психологизм. Автор отлично передаёт внутреннее состояние героев, особенно Каролины. Её боль, паника, ярость и отчаяние ощущаются физически. Динамичный сюжет. Каждая глава приносит новые неожиданные повороты, раскрывает тайны и усиливает конфликт. Например, интрига с Саном Власовым. Сложные отношения. Отношения Каролины и Дмитрия далеки от шаблонной «вражды, перерастающей в любовь», так как здесь всё гораздо мрачнее и реалистичнее. «Каролина Гордеева — мастер играть на нервах и пробуждать самые мрачные стороны личности. Даже те, о которых я не подозревал». Атмосфера. Мир, где правят деньги, статус и жестокость, выписан убедительно. Эмоциональная насыщенность. Текст не оставляет равнодушным. Он заставляет сопереживать, замирать от напряжения в ключевые моменты (как, например, сцена первой брачной ночи, "похороны" Андрея или смерть Давида). Оформление книги. Что не понравилось Чрезмерно высокая концентрация драмы. Иногда трагические события следуют друг за другом очень плотно, что оставляет мало места для передышки нервам. Эмоциональные повторы. Периодическое повторение одних и тех же эмоциональных паттернов (самообвинения, прокручивание травмы) немного утомляет. Итог Это жесткая, эмоционально тяжелая и мрачная история для тех, кто любит сложных героев, острые конфликты и атмосферу тотального давления. Автор не боится ставить своих героев в безвыходные ситуации и подвергать их жестоким испытаниям. Этот роман найдет отклик у любителей драм о «плохих парнях» и сложных семейных сагах. Текст держит в напряжении, заставляя гадать: смогут ли герои действительно «начать с чистого листа» или их прошлое окончательно их поглотит. P.S:Теперь очень жду историю про Влада. #отзыв #майрон
Франция не перестает удивлять. Только утихли новости после ограбления Лувра, а тут пришла новая информация о том, что сотрудник Елисейского дворца украл фарфора на 40 000 евро. И всё это на фоне череды краж из ведущих французских музеев. Стюард Елисейского дворца, отвечавший за сохранность столового серебра и фарфора, был арестован по подозрению в систематическом «облегчении» президентских кладовых. Его обвиняют в том, что вместе с сообщниками он вынес предметы из официальной парижской резиденции президента Франции и пытался продать их на онлайн-аукционах...
После просмотра сериала «Метод 3» нахожусь в растерянности. После первого и второго сезонов третий оказался совсем не таким, как я ожидала. Если первые сезоны были медленным, интеллектуальным погружением в бездну человеческой психики с налётом мрачного нуара, то «Метод-3» — это скорее энергичный, порой гротескный, криминальный экшен. Атмосфера радикально изменилась. Вместо «грязных» тонов, захолустных городов и давящей реалистичности — яркие, почти комиксовые краски и резкий монтаж. Напряжение здесь рождается не из тишины и взглядов, а из динамики, провокационных сцен и нарочитой театральности...
Любите пословицы и поговорки? Самое время проверить, насколько хорошо вы знаете продолжение известной пословицы. Все мы знаем старую пословицу «Работа не волк, в лес не убежит». Но что, если у неё есть продолжение? Сегодня в этом опросе вам предстоит выбрать правильное окончание известной пословицы...
книге. Иногда самые простые вопросы приводят к неожиданным наблюдениям. Из любопытства я решила заглянуть внутрь текста «Гарри Поттер и философский камень» Джоанн Роулинг и с помощью ИИ посмотреть, какие слова и смыслы в нём звучат чаще всего. Подсчёт упоминаний оказался небольшим, но показательным экспериментом, который позволяет взглянуть на акценты книги. Как думаете, какие слова используются чаще? Итак, сморим, какие слова самые частотные по упоминанию: «Школа» встречается 43 раза...