Найти в Дзене
Кот редактора

Марк Шагал

Полет над суетой Мне удалось посетить ту самую выставку «Марк Шагал. Радость земного притяжения» в Пушкинском музее, о которой не писал только ленивый и на которую все билеты распроданы до 11.01.2026.🙈 Она произвела на меня странное впечатление. Это редкая возможность увидеть значительный массив произведений «русского периода» художника, когда формировался его узнаваемый образный язык. Ведь это первая масштабная московская ретроспектива художника за почти 40 лет. Проект, заявленный как блокбастер, собрал около 90 произведений из российских музеев и частных коллекций, сфокусировавшись на «русском периоде» творчества Шагала (конец 1900-х – 1922 гг.). ❗Интересно, что куратор отказалась от традиционной хронологии в пользу автобиографической книги Шагала «Моя жизнь». Цитаты из неё сопровождают произведения, создавая эффект личного рассказа художника. Это позволяет увидеть Шагала не как абстрактного «гения авангарда», а как человека, чьё искусство выросло из памяти о Витебске, семье, любв

Марк Шагал. Полет над суетой

Мне удалось посетить ту самую выставку «Марк Шагал. Радость земного притяжения» в Пушкинском музее, о которой не писал только ленивый и на которую все билеты распроданы до 11.01.2026.🙈

Она произвела на меня странное впечатление. Это редкая возможность увидеть значительный массив произведений «русского периода» художника, когда формировался его узнаваемый образный язык.

Ведь это первая масштабная московская ретроспектива художника за почти 40 лет. Проект, заявленный как блокбастер, собрал около 90 произведений из российских музеев и частных коллекций, сфокусировавшись на «русском периоде» творчества Шагала (конец 1900-х – 1922 гг.).

❗Интересно, что куратор отказалась от традиционной хронологии в пользу автобиографической книги Шагала «Моя жизнь». Цитаты из неё сопровождают произведения, создавая эффект личного рассказа художника. Это позволяет увидеть Шагала не как абстрактного «гения авангарда», а как человека, чьё искусство выросло из памяти о Витебске, семье, любви к Белле. Акцент на «земном притяжении» — родном доме, провинциальном быте, личных символах становится лейтмотивом, который связывает даже самые фантасмагорические работы с реальными переживаниями.

❤️На выставке впервые демонстрируются графические циклы, посвящённые Первой мировой войне, иллюстрации к сказкам Дер Нистера (1917) и «Мёртвым душам» Гоголя. Это действительно впечатляет, так как такого Шагала я не знала.

Особое впечатление производит реконструкция зала Еврейского камерного театра с монументальными панно — эти работы, созданные в 1920 году, погружают зрителя в театральную вселенную Шагала.

❤️На входе посетителей встречает интересная сценография от Бюро Planet 9. Летающие скрипки, трубы и другие музыкальные инструменты, парящие над главной лестницей, а также колонны, окутанные нежно-лиловой тканью, которые, видимо, призваны передать ощущение полета и невесомости, присущее творчеству Шагала. Да, это было неожиданно и непривычно, но атмосферно.

❤️Еще понравилась инсталляция «Комната Шагала» с подлинной мебелью из витебского дома.

Кураторы явно делали ставку на чувственное восприятие, на атмосферу.

Но, как говорится, есть нюанс.

🔴Мне явно не хватило контекста. Для меня, как для подготовленного зрителя, это не было проблемой, но все же я надеялась узнать что-то новое. Экспозиция почти полностью отказывается от развернутого разговора о времени, в котором жил и работал Шагал, и о художественной среде, частью которой он был.

Честно говоря, я ожидала увидеть информацию о его диалоге с современниками (Ларионовым, Гончаровой, Лисицким), о влиянии парижского периода (1910–1914) на его палитру и форму (а это прямо видно на представленных картинах),о конфликте с Казимиром Малевичем, влиянии революции и многое другое.

На мой взгляд, без этого зрителю сложно понять, почему Шагал именно такой, откуда берется его образность и чем он принципиально отличается от своих современников.

В итоге Шагал здесь предстает мечтателем вне истории, а не важной фигурой русского авангарда.

🔴Подписи к картинам плохо читаемы из-за слабого освещения. В результате около них скапливается народ, старающийся разглядеть, что же там написано.

🔴Обратила внимание, что все произведения были собраны из музеев России, и не было ни одной картины из музея Витебска, что меня лично очень удивило. 😭Это ведь не Франция, из которой сейчас сложно что-либо привезти.

Итог

Несмотря на мое бурчание и частичное недовольство, выставка мне понравилась, так как я впервые увидела графику и книжные иллюстрации Шагала. Экспозиция красивая, эмоциональная, но все же оставляет ощущение недосказанности, и ее лучше воспринимать как этюд на тему истоков творчества.

На выставку надо обязательно сходить (если вас, конечно, не отпугнет цена в 1200 р.), потому что это Шагал. Его прекрасные картины «Над городом», «Свадьба. Венчание», «Окно на даче» позволяют погрузиться в атмосферу шагаловского Витебска и ощутить магию его живописи.

В любом случае выставка подарит вам эмоции.❤️

#выставка #шагал #абстракционизм