Найти в Дзене
Эпонимы и Мы

ЗАКВАСКА ЛЕСНОВА

В повести братьев Стругацких "Улитка на склоне" (которая изначально представляла собой два самостоятельных произведения - «Управление» или «Перец» и «Лес» или «Кандид») несколько раз встречается нечто под названием "бродило". По контексту можно понять, что с его помощью нетрудно превратить в съедобную массу любую органику, будь то древесина, трава, грибы и пр. "Кандид доел, поставил со стуком порожний горшок перед старцем и вышел на улицу. Дом сильно зарос за ночь, и в густой поросли вокруг видна была только тропинка, протоптанная старцем, и место у порога, где старец сидел и ждал, ерзая, пока они проснутся. Улицу уже расчистили, зеленый ползун толщиной в руку, вылезший вчера из переплетения ветвей над деревней и пустивший корни перед соседским домом, был порублен, облит бродилом, потемнел и уже закис. От него остро и аппетитно пахло, и соседовы ребятишки, обсев его, рвали бурую мякоть и набивали рты сочными брызжущими комками". Источник - https://www.strugatskie.com/wp-content/uploads

В повести братьев Стругацких "Улитка на склоне" (которая изначально представляла собой два самостоятельных произведения - «Управление» или «Перец» и «Лес» или «Кандид») несколько раз встречается нечто под названием "бродило". По контексту можно понять, что с его помощью нетрудно превратить в съедобную массу любую органику, будь то древесина, трава, грибы и пр.

"Кандид доел, поставил со стуком порожний горшок перед старцем и вышел на улицу. Дом сильно зарос за ночь, и в густой поросли вокруг видна была только тропинка, протоптанная старцем, и место у порога, где старец сидел и ждал, ерзая, пока они проснутся. Улицу уже расчистили, зеленый ползун толщиной в руку, вылезший вчера из переплетения ветвей над деревней и пустивший корни перед соседским домом, был порублен, облит бродилом, потемнел и уже закис. От него остро и аппетитно пахло, и соседовы ребятишки, обсев его, рвали бурую мякоть и набивали рты сочными брызжущими комками".

Источник - https://www.strugatskie.com/wp-content/uploads/2022/12/1966-Улитка-на-склоне-без-илл..pdf

Это не тот Кандид, это провокация.
Это не тот Кандид, это провокация.

На самом деле, если рассуждать мозгами биохимика (не знают, у кого Стругацкие их позаимствовали), всё довольно логично: существует некая ферментная субстанция, способная расщеплять непереваримые ткани, типа целлюлозы, превращая их в куда более мелкие структурные элементы, вполне способные усваиваться нашим организмом. Как вариант - эта субстанция состоит из микробов, которые всё это делают, а мы уже поедаем их. Ну, в общем, вы поняли.

Отруби тоже можно сделать съедобными.
Отруби тоже можно сделать съедобными.

Между тем, безо всякой фантастики и уже давно существует методика обогащения грубой растительной пищи с помощью ЗАКВАСКИ ЛЕСНОВА - специального порошкообразного препарата, созданного на основе биологически активных веществ и сильнодействующих целлюлозолитических и пектолитических микроорганизмов.

Идею автор взял, как говорится, из живой природы: как известно, жвачные животные способны питаться соломой и ветками деревьев только потому, что в их желудочно-кишечном тракте обитают огромные количества бактерий, разлагающих грубую клетчатку на более простые вещества. Термиты, кстати, тоже с аппетитом грызут дерево только потому, что у них тоже внутри есть бактерии-симбионты, превращающие древесину в легкоусвояемые сахара, а заодно и сами служащие белковой пищей для насекомых.

Поэтому Пётр Александрович Леснов решил помочь всем остальным сельскохозяйственным животным, но довольно своеобразным путём, прям "по Стругацким": он создал препарат, которым достаточно полить какие-нибудь грубые отруби и оставить на некоторое время - от 4 до 12 часов (в зависимости от вида обрабатываемого сырья). Исследования проводились на субстратах, созданных на основе технологических отходов - ячменной и пшеничной соломы, лузги подсолнечника, отрубей и пр.

-3

В результате этого процесса в обрабатываемых кормах содержание клетчатки снижается на 40-45%, при этом увеличивается количество кормовых единиц на 8-10%, перевариваемого протеина - на 20-25%, синтезируются витамины В, D, РР, Е, К, Н. Причем количество витамина D увеличивается в 4,7 раза, Е – в 1,5 раза, В1 – в 2 раза, В3 – 1,3 раза, В12 – в 1,3 раза.

Для приготовления 200 кг корма достаточно 1 грамма порошковой ЗАКВАСКИ ЛЕСНОВА. Препарат повышает питательность растительного сырья от 20 до 100%, обогащает его витаминами, ферментами, ароматическими веществами и катализаторами, тонизирующими живой организм. А получаемый в процессе ферментации микробный белок усваивается в организме животного до 95%.

-4

На это изобретение автор получил патент RU97101965A, так что всё это защищено авторскими правами, не хухры-мухры.

А самое главное, что стоит из всего этого вынести - огромный потенциал этого изобретения. Ведь в мире ежегодно образуется 1,3 миллиарда тонн пригодных для переработки растительных остатков. В денежном эквиваленте этот объем равен 1 триллиону долларов. При этом около миллиарда человек страдают от хронического недоедания. Следовательно, если использовать ЗАКВАСКУ ЛЕСНОВА, можно обеспечить дешёвыми растительными кормами... нет, не этих граждан, а домашних зверей и птиц, которые уже, в свою очередь, могут накормить всех страждущих. И ещё останется.

-5

Пётр Александрович Леснов (29 сентября 1934 -17 января 2001) - советский учёный, кандидат биологических наук, писатель, журналист, натуралист.

Родился в Цители-Цкаро, Грузинская ССР, окончил Тбилисский Зооветеринарный Институт, затем аспирантуру в Московской Сельскохозяйственной Академии.

Руководил группой по переработке кормов из растительных остатков. За разработку ЗАКВАСКИ ЛЕСНОВА получил Диплом I Степени и две Серебряные Медали ВДНХ в 1989 и 1991 годах.

Автор 10 патентов, более 200 научных и научно-популярных работ, а также 7 книг, среди которых "О рысях", "Любопытные рассказы о диких зверях", а также нескольких статей на историческую тему, в частности, об Александре Дюма-отце, который когда-то побывал в Грузии, в Царских Колодцах.