Найти в Дзене
Чайный Дом Сугревъ

Русаковский чай

Сегодня очередной выпуск рубрики «Не только Camellia sinensis» мы решили начать с цитат из водевиля 1835 года «Ханский чай». «Ханский чай. Сельский водевиль в одном действии» написал Егор Ипатьевич Алипанов – уроженец поселка Людиновский завод Жиздринского уезда Калужской губернии (сейчас город Людиново Калужской области), бывший крепостной крестьянин, которого выпустили на волю без выкупа по ходатайству президента Академии Российской Александра Семеновича Шишкова. Алипанов сочинял «народные» стихи и басни, его довольно скромный литературный талант одно время даже заметили в обществе. Водевиль был написан, когда Алипанов, «состоявший в петербургских мещанах» служил управляющим на дачах графа Николая Семеновича Мордвинова – государственного деятеля, председателя Вольного экономического общества. Собственно Мордвинов и напечатал за свой счет 600 экземпляров водевиля; брошюра начинается с посвящения ему: «Высокому покровителю и распространителю русскаго сельскаго хозяйства, полезных знан

Сегодня очередной выпуск рубрики «Не только Camellia sinensis» мы решили начать с цитат из водевиля 1835 года «Ханский чай».

«Ханский чай. Сельский водевиль в одном действии» написал Егор Ипатьевич Алипанов – уроженец поселка Людиновский завод Жиздринского уезда Калужской губернии (сейчас город Людиново Калужской области), бывший крепостной крестьянин, которого выпустили на волю без выкупа по ходатайству президента Академии Российской Александра Семеновича Шишкова. Алипанов сочинял «народные» стихи и басни, его довольно скромный литературный талант одно время даже заметили в обществе. Водевиль был написан, когда Алипанов, «состоявший в петербургских мещанах» служил управляющим на дачах графа Николая Семеновича Мордвинова – государственного деятеля, председателя Вольного экономического общества. Собственно Мордвинов и напечатал за свой счет 600 экземпляров водевиля; брошюра начинается с посвящения ему: «Высокому покровителю и распространителю русскаго сельскаго хозяйства, полезных знаний и промышленности». 19 сентября 1835 года «Ханский чай» был единственный раз поставлен на сцене Александринского театра.

Итак, один из героев пьесы-водевиля – крестьянин Иван Чаев, два года проживший в Санкт-Петербурге, где пристрастился к чаю. Да не к простому – к ханскому, то есть к самому дорогому, «высокому» сорту китайского чая, которым «знатные не нахвалятся». Он возвращается в родную деревню с самоваром и «чайным прибором», гордится своей привычкой пить чай. По ходу сюжета односельчанин предлагает ему попробовать «русаковский чай». И Чаев приходит в восторг: «Ого, брат, да чаек-та право славный! Душистый! Да какой же приятный, густой! И в Питере не найдешь такова душистаго, даром что город богатый... Вчетверо лучше ханского... того без привычки на силу проглотить». И со словами «я люблю чай не меньше невесты» отступается от девушки за секрет разведения «русаковского чая». Иван Чаев начинает мечтать: «на лето зацветет чай» в его огороде, он соберет урожай, к нему «бросятся взапуски питерские купцы», на вырученные деньги он «заведет сто самоваров, сто чайников, сто подносов», «уставит все полки и полати чайными чашками» и будет «распивать русаковский по сту раз на день».

Однако другой односельчанин разбивает его мечты.

«Да, в самом деле предушистый чай! По-твоему русаковский, а по-нашему розовый лист да богородская трава.

– А какая это травка?

– Да такая, какая на полях растет не сеянная, а в карман летит не купленная».

Далее односельчанин говорит Ивану Чаеву: «Простая трава пришлась тебе по вкусу лучше ханского, так и пей ее, чем тратить деньги на ханский». Ведь ханский чай, да и вообще чай «не по крестьянской мошне».

Богородская (богородицына, богородицкая) трава – одно из народных названий чабреца. В свою очередь чабрец – это тимьян. В России растет около ста разновидностей тимьяна, наиболее популярной из них считается тимьян ползучий (Thymus serpyllum). Растение относится к эфиромасличным, поэтому обладает пряными вкусом и ароматом.

В говорах Сараевского района Рязанской области есть выражение «чай с чибретом», а вообще «предушистый» чабрец как добавка к горячему чаю или травяному напитку имеет широкие географию и этнографию.

Ботаническая иллюстрация из книги О. В. Томе Flora von Deutschland, Österreich und der Schweiz, 1885
Ботаническая иллюстрация из книги О. В. Томе Flora von Deutschland, Österreich und der Schweiz, 1885

Один из купажей чайного дома Сугревъ с добавлением чабреца
Один из купажей чайного дома Сугревъ с добавлением чабреца