Найти в Дзене
Андрей Краевед

Где нельзя копать с металлоискателем и искать старинные предметы. Часть вторая.

В этой заметке я хочу рассказать, в каком направлении движется наше законодательство относительно деятельности любителей приборного поиска. Наверняка почти каждый любитель приборного поиска встречался на полях комментариев с такими представителями науки, кто яростно, одиозно и категорически против так называемой «любительской археологии». Степень радикальности и нескрываемой злобы у этих граждан порой зашкаливает выше любого понимания. Однако и у них есть своя логика. В первой части моего исследования я рассказал, как наше общество движется постепенно к пониманию, что человек с металлоискателем, копающий на поле монетки, — это не преступник и не разрушитель археологических памятников. Если не читали, переходите по ссылке. https://dzen.ru/a/aUuJ6qsdfFWlWMPy Итак, к чему же приводят постепенно и без забастовок законодательство в сфере охраны археологического наследия? Для начала хочу рассказать вам, что уже давно и с большим интересом я изучаю европейский опыт легализации кладоискательс

В этой заметке я хочу рассказать, в каком направлении движется наше законодательство относительно деятельности любителей приборного поиска.

Наверняка почти каждый любитель приборного поиска встречался на полях комментариев с такими представителями науки, кто яростно, одиозно и категорически против так называемой «любительской археологии». Степень радикальности и нескрываемой злобы у этих граждан порой зашкаливает выше любого понимания. Однако и у них есть своя логика.

В первой части моего исследования я рассказал, как наше общество движется постепенно к пониманию, что человек с металлоискателем, копающий на поле монетки, — это не преступник и не разрушитель археологических памятников. Если не читали, переходите по ссылке. https://dzen.ru/a/aUuJ6qsdfFWlWMPy

Итак, к чему же приводят постепенно и без забастовок законодательство в сфере охраны археологического наследия? Для начала хочу рассказать вам, что уже давно и с большим интересом я изучаю европейский опыт легализации кладоискательства. Немногие из копателей могут вспомнить опыт Англии, я же написал по этому поводу несколько заметок и сейчас могу уверенно сказать, что нам этот опыт мало подходит по разным причинам. Но об этом в другой раз.

Для понимания, что в будущем будет у нас, нужно понять фундаментальные вещи, а именно. Существует два основных подхода к государственной охране археологического наследия:
- Средиземноморский.
- Североевропейский.

Средиземноморский подход объединяет страны Средиземного моря, где археология является основным или почти единственным источником дохода государства и населения. Кипр, Греция, Италия, Египет и т. д. В этих странах ВСЯ территория государства объявлена одним сплошным археологическим объектом. Охраняется и запрещено всё, что может повредить тот самый культурный слой. Само наличие у человека металлоискателя за пределами пляжей — это уже повод к уголовной статье и большим штрафам.

Североевропейский подход — это Англия, Эстония, Швеция, Норвегия, Германия, Бельгия и т. д. (кроме Франции). Это государства, где под охрану государством взяты исключительно территории важных археологических объектов. За территорией охранных зон данных археологических объектов разрешена деятельность копателей с металлоискателями. Есть различия в параметрах свободы действий копателей по разным странам, но всё же принцип один и тот же: на археологических объектах и рядом нельзя, всё, что дальше, — можно и без проблем.

Что я вижу по последним действиям нашего правительства, в том числе и новые поправки в закон, заставляющий Минкульт и археологов «рассекретить» данные по всем зарегистрированным археологическим объектам. Это отдельная история, за которой я наблюдаю уже десять лет, там много интересного. Так вот, действия правительства идут к тому, что у нас будет принята именно североевропейская модель охраны археологического наследия. Примерно как сейчас у нас заповедники. Вот есть территория, где нельзя ничего, а с другой стороны дороги — пожалуйста, собирай грибы, ягоды, охоться, рыбачь и на берегу шашлыки делай.

Теперь я думаю вы поняли логику ярых противников приборного поиска? Просто, по их мнению, вся территория России должна быть одним сплошным жестко охраняемым археологическим объектом. Как по мне, это абсолютно глупая идея и позиция. А как считаете вы?
Лайк, комментарии, подписки, репосты приветствуются.