Представьте себе картину. Вы стоите на пирсе, подплывает огромный пассажирский паром. Красивый, белый, современный. Вы поднимаетесь на капитанский мостик, чтобы посмотреть, кто ведет эту махину, и пожать ему руку. А там... никого. Только серверные стойки мигают лампочками, на экранах бегут строчки кода, а в кресле капитана сидит одинокий плюшевый мишка (ну, или что там у японцев для уюта).
Первая мысль нашего человека: «Корабль-призрак! Всех похитили инопланетяне!». Но нет. Это Япония. И это — первый в мире беспилотный пассажирский паром. И за его штурвалом — искусственный интеллект.
Зачем? Понты или необходимость?
Думаете, японцы построили его, чтобы в очередной раз доказать всему миру, что они впереди планеты всей по части роботов? Как бы не так. Причина гораздо прозаичнее и, если вдуматься, понятна даже нашему человеку.
У них просто закончились моряки.
Да-да, вы не ослышались. В стране, состоящей из тысяч островов, где паром — это как у нас маршрутка, работать на этом пароме некому. Старое поколение японских капитанов, суровых морских волков, уходит на пенсию. А молодежь не хочет идти во флот. Скучно, долго, интернет плохой, и тиктоки в море не поснимаешь. Романтики в тельняшках закончились.
Японский подход: если есть проблема, ее надо решить (желательно роботом)
И вот тут японцы включили режим «Япония». Они не стали вешать на столбах объявления «Требуется капитан. Зарплата — миска риса и уважение». Они не стали снимать патриотические фильмы про доблесть морской службы.
Они просто собрали консорциум из пяти самых умных компаний, вложили кучу денег в искусственный интеллект, интернет вещей, анализ изображений и создали корабль, которому капитан не нужен.
Их паром Olympia Dream Seto видит другие суда, рыбацкие лодки и даже зазевавшегося дельфина лучше, чем человек. Он просчитывает курс точнее, чем любой навигатор. Он не устает, не просит прибавку к зарплате, не уходит в запой после тяжелого рейса и не ругается с диспетчером. Идеальный работник!
А почему, кстати, до этого не додумались раньше? Ведь автопилоты в самолетах — дело обычное, а роботакси уже вовсю ездят по улицам. Дело в том, что море — это вам не хайвей. Тут нет разметки, погода меняется каждые пять минут, а связь со спутником может пропасть в любой момент. Но японцы, будучи мировыми лидерами во всех этих технологиях, просто дождались, когда их уровень станет достаточным, чтобы сказать: «Все, человек, можешь идти отдыхать. Дальше мы сами».
А как бы эту проблему решали у нас?
И вот смотришь на это и невольно примеряешь на нашу действительность. Представьте, что у нас закончились капитаны на речных трамвайчиках, которые ходят, скажем, по Волге. Что бы мы сделали?
Объявили бы федеральную программу «Возрождение речного флота 2025-2050»? Создали бы искусственный интеллект «Иван Сусанин», который бы заводил вражеские корабли в болота?
Скорее всего, мы бы нашли какого-нибудь деда-капитана, Петровича, который уже 10 лет на пенсии и выращивает на даче лучшие в мире огурцы. Пришли бы к нему с бутылкой хорошего коньяка и сказали: «Петрович, выручай! Кроме тебя некому! Страна просит!». И Петрович, вздохнув и посмотрев на жену, согласился бы «еще на один сезон». И плавал бы еще 20 лет, потому что «кроме него некому», рассказывая пассажирам байки про щуку, пойманную в прошлом году.
Главный японский лайфхак
Японцы в очередной раз показали миру свой главный лайфхак. И это не какой-то инструмент или технология. Это — мозги и планирование.
Пока весь мир думает, что делать с проблемой, когда она уже случилась, японцы решают ее за 20 лет до того, как она наступит. У них стареет население? Они строят роботов-сиделок. У них мало места? Они строят капсульные отели. У них скоро некому будет водить корабли? Они строят корабли, которые ездят сами.
Они не ждут, пока жареный петух клюнет. Они строят автоматическую ловушку для этого петуха заранее.
Мораль
И вот смотришь на этот корабль-призрак, которым управляет компьютер, и испытываешь смешанные чувства. С одной стороны — восхищение их гениальностью и дальновидностью. Молодцы, что тут скажешь.
А с другой — как-то бездушно все это. Без Петровича с его крепким словом в шторм. Без души.
Но факт остается фактом. Пока мы решаем проблемы с помощью смекалки, лома и какой-то матери в ночь перед дедлайном, они решают их с помощью науки и планирования за десятилетия. И что самое удивительное — оба способа, черт возьми, работают!
А пока вы ждёте новую статью, вот пара лучших материалов, которые уже собрали множество комментариев: