Найти в Дзене
Стеклянная сказка

«Кто за штурвалом?!» — «Да никто!»: как японцы построили корабль, которому не нужен капитан

Представьте себе картину. Вы стоите на пирсе, подплывает огромный пассажирский паром. Красивый, белый, современный. Вы поднимаетесь на капитанский мостик, чтобы посмотреть, кто ведет эту махину, и пожать ему руку. А там... никого. Только серверные стойки мигают лампочками, на экранах бегут строчки кода, а в кресле капитана сидит одинокий плюшевый мишка (ну, или что там у японцев для уюта). Первая мысль нашего человека: «Корабль-призрак! Всех похитили инопланетяне!». Но нет. Это Япония. И это — первый в мире беспилотный пассажирский паром. И за его штурвалом — искусственный интеллект. Думаете, японцы построили его, чтобы в очередной раз доказать всему миру, что они впереди планеты всей по части роботов? Как бы не так. Причина гораздо прозаичнее и, если вдуматься, понятна даже нашему человеку. У них просто закончились моряки. Да-да, вы не ослышались. В стране, состоящей из тысяч островов, где паром — это как у нас маршрутка, работать на этом пароме некому. Старое поколение японских капит
Оглавление

Представьте себе картину. Вы стоите на пирсе, подплывает огромный пассажирский паром. Красивый, белый, современный. Вы поднимаетесь на капитанский мостик, чтобы посмотреть, кто ведет эту махину, и пожать ему руку. А там... никого. Только серверные стойки мигают лампочками, на экранах бегут строчки кода, а в кресле капитана сидит одинокий плюшевый мишка (ну, или что там у японцев для уюта).

Первая мысль нашего человека: «Корабль-призрак! Всех похитили инопланетяне!». Но нет. Это Япония. И это — первый в мире беспилотный пассажирский паром. И за его штурвалом — искусственный интеллект.

Зачем? Понты или необходимость?

Думаете, японцы построили его, чтобы в очередной раз доказать всему миру, что они впереди планеты всей по части роботов? Как бы не так. Причина гораздо прозаичнее и, если вдуматься, понятна даже нашему человеку.

У них просто закончились моряки.

-2

Да-да, вы не ослышались. В стране, состоящей из тысяч островов, где паром — это как у нас маршрутка, работать на этом пароме некому. Старое поколение японских капитанов, суровых морских волков, уходит на пенсию. А молодежь не хочет идти во флот. Скучно, долго, интернет плохой, и тиктоки в море не поснимаешь. Романтики в тельняшках закончились.

Японский подход: если есть проблема, ее надо решить (желательно роботом)

И вот тут японцы включили режим «Япония». Они не стали вешать на столбах объявления «Требуется капитан. Зарплата — миска риса и уважение». Они не стали снимать патриотические фильмы про доблесть морской службы.

Источник: denizbulten.com
Источник: denizbulten.com

Они просто собрали консорциум из пяти самых умных компаний, вложили кучу денег в искусственный интеллект, интернет вещей, анализ изображений и создали корабль, которому капитан не нужен.

Их паром Olympia Dream Seto видит другие суда, рыбацкие лодки и даже зазевавшегося дельфина лучше, чем человек. Он просчитывает курс точнее, чем любой навигатор. Он не устает, не просит прибавку к зарплате, не уходит в запой после тяжелого рейса и не ругается с диспетчером. Идеальный работник!

-4

А почему, кстати, до этого не додумались раньше? Ведь автопилоты в самолетах — дело обычное, а роботакси уже вовсю ездят по улицам. Дело в том, что море — это вам не хайвей. Тут нет разметки, погода меняется каждые пять минут, а связь со спутником может пропасть в любой момент. Но японцы, будучи мировыми лидерами во всех этих технологиях, просто дождались, когда их уровень станет достаточным, чтобы сказать: «Все, человек, можешь идти отдыхать. Дальше мы сами».

А как бы эту проблему решали у нас?

И вот смотришь на это и невольно примеряешь на нашу действительность. Представьте, что у нас закончились капитаны на речных трамвайчиках, которые ходят, скажем, по Волге. Что бы мы сделали?

Источник: culture.ru:443
Источник: culture.ru:443

Объявили бы федеральную программу «Возрождение речного флота 2025-2050»? Создали бы искусственный интеллект «Иван Сусанин», который бы заводил вражеские корабли в болота?

Скорее всего, мы бы нашли какого-нибудь деда-капитана, Петровича, который уже 10 лет на пенсии и выращивает на даче лучшие в мире огурцы. Пришли бы к нему с бутылкой хорошего коньяка и сказали: «Петрович, выручай! Кроме тебя некому! Страна просит!». И Петрович, вздохнув и посмотрев на жену, согласился бы «еще на один сезон». И плавал бы еще 20 лет, потому что «кроме него некому», рассказывая пассажирам байки про щуку, пойманную в прошлом году.

Главный японский лайфхак

Японцы в очередной раз показали миру свой главный лайфхак. И это не какой-то инструмент или технология. Это — мозги и планирование.

Пока весь мир думает, что делать с проблемой, когда она уже случилась, японцы решают ее за 20 лет до того, как она наступит. У них стареет население? Они строят роботов-сиделок. У них мало места? Они строят капсульные отели. У них скоро некому будет водить корабли? Они строят корабли, которые ездят сами.

Они не ждут, пока жареный петух клюнет. Они строят автоматическую ловушку для этого петуха заранее.

Мораль

И вот смотришь на этот корабль-призрак, которым управляет компьютер, и испытываешь смешанные чувства. С одной стороны — восхищение их гениальностью и дальновидностью. Молодцы, что тут скажешь.

А с другой — как-то бездушно все это. Без Петровича с его крепким словом в шторм. Без души.

Но факт остается фактом. Пока мы решаем проблемы с помощью смекалки, лома и какой-то матери в ночь перед дедлайном, они решают их с помощью науки и планирования за десятилетия. И что самое удивительное — оба способа, черт возьми, работают!

-6

А пока вы ждёте новую статью, вот пара лучших материалов, которые уже собрали множество комментариев: