Найти в Дзене
Стеклянная сказка

За это открытие её шантажировали и хотели посадить: что обнаружила молодая учёная в болотах Якутии

Так и подмывает написать, что наука всегда встречает новое с распростертыми объятиями. Увы, это совсем не так. В реальности наука — это часто клуб суровых мужчин, которые однажды написали диссертацию и теперь готовы костьми лечь, лишь бы никто не доказал, что они ошибались. И вполне может быть, если бы не упрямство отдельных личностей, мы бы до сих пор покупали алмазы за валюту у капиталистов, а наши буровые коронки делали бы из закаленной стали, которая ломается от косого взгляда. Но сегодня имеем, что имеем: Россия — одна из ведущих алмазных держав мира, Якутия сверкает гранями, а «Алроса» гремит на весь мир. Считается, что наших запасов хватит ещё внукам, правнукам и тем парням, которые полетят колонизировать Марс. А ведь ещё 70 с лишним лет назад считалось, что алмазов в СССР нет. СОВСЕМ! ВААААПЩЕ! Учёные мужи на серьёзных щах полагали, что драгоценные камни любят тепло, пальмы и компанию носорогов. А в нашей Сибири, где зимой птицы замерзают на лету, алмазам делать нечего. Геолог

Так и подмывает написать, что наука всегда встречает новое с распростертыми объятиями. Увы, это совсем не так. В реальности наука — это часто клуб суровых мужчин, которые однажды написали диссертацию и теперь готовы костьми лечь, лишь бы никто не доказал, что они ошибались.

И вполне может быть, если бы не упрямство отдельных личностей, мы бы до сих пор покупали алмазы за валюту у капиталистов, а наши буровые коронки делали бы из закаленной стали, которая ломается от косого взгляда.

Но сегодня имеем, что имеем: Россия — одна из ведущих алмазных держав мира, Якутия сверкает гранями, а «Алроса» гремит на весь мир. Считается, что наших запасов хватит ещё внукам, правнукам и тем парням, которые полетят колонизировать Марс.

А ведь ещё 70 с лишним лет назад считалось, что алмазов в СССР нет.

СОВСЕМ!

ВААААПЩЕ!

Учёные мужи на серьёзных щах полагали, что драгоценные камни любят тепло, пальмы и компанию носорогов. А в нашей Сибири, где зимой птицы замерзают на лету, алмазам делать нечего. Геологическая платформа, мол, не та. Рылом не вышли.

Всё примерно так же, как было с нефтью и Иваном Губкиным. Помните такого? Сын бурлака, в которого никто не верил. Ему тоже крутили пальцем у виска, когда он говорил, что нефть есть не только в Баку, но и в Поволжье, и в Сибири.

Губкин тогда доказал, что теория «пот Земли» — это чушь, и нашел «черное золото» там, где по всем инструкциям должны были быть только болота и лягушки.

Так вот. В истории алмазов тоже был свой «Губкин». Только в юбке. И звали её Лариса Попугаева.

-2

Перенесемся из уютных кабинетов и библиотек прямиком в 1954 год. В Якутию. В места, где понятие «комфорт» отсутствует как класс, а количество гнуса на один квадратный сантиметр воздуха превышает все разумные пределы.

До Попугаевой абсолютно все маститые геологи считали, что искать алмазы нужно «по классике» — мыть песок в реках. Ну, как золото на Клондайке. Ходишь с лотком, моешь, спину гнёшь. Нашли пару мелких камушков — значит, месторождение где-то рядом, вверх по течению.

Логично? Логично.

Работает?

Нет!

Годами сотни мужиков бродили по рекам, мыли тонны песка и... находили дырку от бублика.

И тут на сцену выходит Лариса. Молодая, дерзкая, ленинградка. Ей всего 30, за плечами война (зенитчицей была, на минуточку!), а в кармане — новая, никем не проверенная методика её наставницы Натальи Сарсадских.

Суть метода была проста, как три копейки, но гениальна. Алмазы в земле не валяются сами по себе. Они вылетают на поверхность из адских глубин через «трубки взрыва» (кимберлитовые трубки). И вместе с алмазами наверх выбрасывает кучу другого мусора. Например, пиропы.

Пироп — это такой красивый красный минерал. «Огнеглазый», если с греческого. И фишка в том, что пиропов в трубке в тысячи раз больше, чем алмазов. И они прочнее. И их видно лучше.

-3

Лариса предположила: не надо искать иголку (алмаз) в стоге сена. Надо искать красную нитку (пироп), которая к этой иголке привязана!

Эта точка зрения, кстати, у начальства вызывала приступы нервного смеха. «Какие пиропы, дорогуша? У нас инструкции! Мыть песок в реке! Шаг влево, шаг вправо — саботаж и вредительство!»

Но Лариса... скажем так, инструкции она вертела на том самом месте, где геологи носят полевой планшет.

В июне 1954 года она вместе с единственным помощником, лаборантом Федором Беликовым (и собакой, куда ж без неё), ушла в тайгу.

И пошла она не по реке, как велели большие начальники, а полезла в сопки. В самую чащу. Туда, где волки... ну вы поняли.

Представьте картину: двое людей посреди бесконечной зеленой пустыни. Дождь льет стеной, холод собачий (в июне в Якутии бывает и снежок), сапоги чавкают.

Они ползли буквально на пузе. Лариса с лупой.

Нашли один красный камушек.

Прошли 100 метров.

Нашли еще два.

Прошли 500 метров.

Пиропов становится больше!

1 километр.

Красные камешки уже просто валяются под ногами.

2 километра...

И тут они уперлись в болото, где пиропов было столько, что хоть лопатой греби.

-4

Лариса копнула дерн. Под слоем мха была голубая глина. Та самая! Кимберлит!

В это было трудно поверить, да и никто бы не поверил, но 21 августа 1954 года Лариса Попугаева нашла первую в СССР кимберлитовую трубку. Посреди тайги, где «ничего быть не может».

Она оставила затес на лиственнице и написала: «Километровый столб. 1954 год. Л. Попугаева». А трубку назвала «Зарница».

Если перевести это открытие в деньги, то получится сумма с таким количеством нулей, что калькулятор зависнет и попросит пощады. Это был ключ ко всем алмазам Якутии.

Казалось бы — вот он, триумф! Шампанское, медали, ковровая дорожка, премия и квартира в Москве.

Ага, сейчас. Разбежались.

Начался настоящий триллер, похлеще любого детектива.

Когда Лариса вернулась с победой, начальники Амакинской экспедиции (суровые мужчины, которые годами ничего не могли найти) поняли, что они... мягко говоря, облажались. Девчонка, нарушив инструкции, сделала их всех.

Это был удар по самолюбию такой силы, что его, наверное, зафиксировали сейсмографы в Иркутске.

Что сделали «рыцари» науки? Порадовались за коллегу?

Нет.

Они начали её прессовать.

Жёстко.

-5

Ей угрожали, её шантажировали, не давали связаться с родным Ленинградом. Требовали одного: переписать документы. Сказать, что открытие сделала не она, а «весь коллектив экспедиции». А она — так, просто рядом гуляла.

Ларису держали в кабинетах сутками. Пугали тюрьмой (а время было такое, что пугаться стоило). Напоминали, что она дочь «врага народа» (отца расстреляли в 37-м).

И она сломалась.

Подписала задним числом заявление о приеме на работу в эту самую Амакинскую экспедицию. Формально получилось, что открытие принадлежит местным начальникам.

Учёные мужи тут же нацепили себе ордена. Ленинскую премию за открытие алмазов Якутии получили несколько мужчин-геологов. Начальники. Те самые, которые кричали, что алмазов там нет.

А Ларисе не дали Н-И-Ч-Е-Г-О.

Даже значка.

Более того, её имя попытались вычеркнуть из истории ластиком. В статьях и отчетах писали: «Группой геологов была обнаружена...». Какая группа? Чья? Фамилия Попугаевой стала в геологических кругах почти запретной. Её травили, называли выскочкой.

Лариса вернулась в Ленинград поседевшей. В 30 с небольшим лет.

Но самый большой прикол в том, что правду спрятать под сукно так и не удалось. Слишком уж громким было событие. Слишком многие знали, КТО на самом деле принес первый камень.

scfh.ru
scfh.ru

Спустя годы справедливость начала, скрипя несмазанными петлями, пробиваться наружу. В 1957 году ей все-таки дали орден Ленина (хотя Ленинскую премию, самую главную и денежную, мужчины оставили себе).

Ей поставили памятник в Якутии. В честь неё назвали алмаз весом в 29 карат. Её именем названы улицы.

Сегодня метод поиска по пиропам — это азбука геологии. То, над чем смеялись академики, теперь учат студенты на первом курсе.

«Зарница» оказалась не самой богатой трубкой (рядом потом нашли гигантскую трубку «Мир»), но она была ПЕРВОЙ. Она открыла дверь.

Если же без шуток, то история Ларисы Попугаевой — это не просто про камни. Это про то, что иногда одна хрупкая женщина с рюкзаком и лопатой может оказаться умнее целой академии наук. И про то, что если ты веришь в свою звезду (или в свой пироп), то иди до конца. Даже если все вокруг крутят пальцем у виска и говорят, что там ничего нет.

Есть. Надо просто уметь искать.

-7

Читайте также: