Найти в Дзене
В Движении

Шиповки без шипов, но протектор еще нормальный: что по этому поводу говорит закон

В декабре 2025 г. на дорогах России действуют следующие правила: вы можете ездить на зимних шинах с протектором 4 мм, полностью соблюдая ПДД, но создавать смертельную опасность. Инспектор проверит глубину канавок и маркировку M+S и отпустит с миром, а количество шипов никто не считает, закон об этом молчит. За первый сезон даже дорогие шины теряют 15-20% шипов, к четвертой зиме вылетает половина - критическая точка. Протектор выглядит почти новым, 6-7 мм остается, но на льду покрышка ведет себя хуже липучки. На деле под колесами нечто среднее, что не дает ни сцепления металлических когтей, ни эластичности фрикционной резины. Шипованная резина без шипов - это не липучка, состав смеси принципиально разный. Для шиповок делают жесткую резину, удерживающую металл, рабочая температура от 0 до минус 15 градусов. У фрикционных шин резина мягче, протектор глубже (9-11 мм против 8-10 мм), а главное - в два-три раза больше ламелей, тех самых прорезей, которыми липучка цепляется за лёд. Потеряв ши

В декабре 2025 г. на дорогах России действуют следующие правила: вы можете ездить на зимних шинах с протектором 4 мм, полностью соблюдая ПДД, но создавать смертельную опасность. Инспектор проверит глубину канавок и маркировку M+S и отпустит с миром, а количество шипов никто не считает, закон об этом молчит.

За первый сезон даже дорогие шины теряют 15-20% шипов, к четвертой зиме вылетает половина - критическая точка. Протектор выглядит почти новым, 6-7 мм остается, но на льду покрышка ведет себя хуже липучки. На деле под колесами нечто среднее, что не дает ни сцепления металлических когтей, ни эластичности фрикционной резины.

Шипованная резина без шипов - это не липучка, состав смеси принципиально разный. Для шиповок делают жесткую резину, удерживающую металл, рабочая температура от 0 до минус 15 градусов. У фрикционных шин резина мягче, протектор глубже (9-11 мм против 8-10 мм), а главное - в два-три раза больше ламелей, тех самых прорезей, которыми липучка цепляется за лёд. Потеряв шипы, покрышка превращается в жесткую резину с редкими ламелями.

При температуре около минус 5 градусов разница драматична. Тесты журнала "За рулем" 2009 г.: шипованные покрышки останавливали машину на льду через 45 м, фрикционные через 82 м. А бесшипная шиповка? Тормозной путь растет в 3-5 раз. Практически: автомобиль на шипах встанет через 25 м, на "облысевшей" шиповке пронесется 90-100 м.

При околонулевой температуре между льдом и шиной образуется водяная пленка - лед подтаивает, влага превращается в скользкую прослойку. Шипы прокалывают преграду, липучки впитывают влагу ламелями, а бесшипная шиповка с жесткой резиной и редкими ламелями теряет контакт, скользит и не в силах ни проткнуть, ни впитать.

Специалисты называют цифру: потеря половины металла делает эксплуатацию опасной, но многие ездят и при 80% потерь, закон на их стороне. Визуально определить порог несложно: посчитайте шипы на дорожке протектора, умножьте на количество дорожек, половины нет - пора задуматься. Даже семь из десяти не спасут на обледенелой дуге, нагрузка распределяется неравномерно.

-2

Дошиповка выглядит выходом: один шип обходится в 15-35 руб., колесо R16 в 700-1200 руб., четыре колеса в 2800-4800 руб., а новый комплект от 12000 до 20000 руб. Но мастера требуют канавки минимум 6-7 мм глубины, возраст покрышки максимум 4 года, иначе металл не удержится.

Две технологии: вставка в старые гнезда (патент №98355, 15-20 руб. за шип, форма рюмки компенсирует разбитые отверстия) или создание новых рядом (1000 руб. за колесо, требует разбортировки).

После дошиповки требуется обкатка - 500-700 км на скорости 60-70 км/ч по асфальту, когда покрышка разогревается, резина размягчается и металл фиксируется. Без обкатки шипы высыпаются через 100-150 км, агрессивное вождение первые дни вырывает металл. После обкатки нужна балансировка, поскольку сотня элементов по 1-1,5 гр. смещает центр тяжести.

Инспектор проверяет только глубину протектора и повреждения, количество шипов не регламентировано. Штраф 500 руб. можно получить за протектор меньше 4 мм или отсутствие маркировки M+S, но статистика ДТП иная: большинство "загадочных" заносов происходит на изношенных шиповках. Юристы отмечают серую зону: закон не запрещает, но после ДТП экспертиза установит, что резина не обеспечивала безопасное сцепление.

-3

Многие думают: протектор 7-8 мм - резина "еще поездит". Опасное заблуждение, ведь протектор отводит снег и воду, на рыхлом снегу глубина канавок важна, но на чистом льду глубина бессильна. Там работают шипы или мягкий состав липучки с тысячами ламелей, высота 8 мм без шипов не даст преимущества на обледенелой дуге.

Шины старше 4 лет теряют эластичность даже при идеальном протекторе, резина стареет на молекулярном уровне: твердеет, поры забиваются, полимеры разрушаются от ультрафиолета и озона. Для дошиповки критично, что застаревшая покрышка держит металл непрочно. Возраст в коде DOT на боковине - четыре последние цифры (неделя и год), например, 2521 означает 25-ю неделю 2021 г. Складская резина с хорошими канавками, пролежавшая 5-6 лет, опаснее откатавших три сезона, потому что разрушение идет независимо от пробега.

-4

Экономика вопроса: новый комплект R16 стоит от 12000 до 40000 руб., дошиповка четырех колес с работами 5000-7300 руб., липучка от 15000 до 35000 руб., а ДТП обойдется минимум в 50000-150000 руб. Бюджетные шины за 12000 руб. с потерей 60% шипов - дошиповка не имеет смысла, проще купить новые. Премиум за 35000-50000 руб. с протектором 7-8 мм - дошиповка оправдана, продлите жизнь на 2-3 сезона.

Шип изнашивается быстрее резины и хватает на 3-4 мм, тогда как новая покрышка приходит с канавками 9-10 мм. Металлический коготь исчезает на середине жизни протектора, после вылета канавки сохраняют 6-7 мм и выглядят прилично.

Здесь ловушка: внешне рабочая шина на обледенелой дороге беспомощна хуже старой липучки. В декабре 2025 г. шиномонтажи в Екатеринбурге, Москве и Питере работают с загрузкой 200-300% из-за дошиповки - водители поняли, что это дешевле нового комплекта.