Найти в Дзене
Мир комиксов

Остряк из столицы рисует карикатуры про взрослых и смешит ими полмира

Представьте себе стопку бумаги. Нет, не пачку для принтера, а настоящую гору, до потолка. Если сложить все карикатуры, которые нарисовал наш сегодняшний герой, получится примерно такой небоскреб — от 20 до 30 тысяч рисунков. Большинству из нас не хватило бы и трех жизней, чтобы просто раскрасить такое количество картинок, а он их придумал и нарисовал. Сегодня в блоге «Мир комиксов» мы разбираем творчество Александра Николаевича Умярова. И, поверьте, это тот случай, когда биография художника объясняет его стиль лучше любых искусствоведческих терминов. Если вы посмотрите на работы Умярова, то сразу заметите одну деталь: в них нет ничего лишнего. Никакого визуального шума, дрожащих линий или «творческого беспорядка», за которым часто прячут неумение рисовать. Всё четко, выверено и конструктивно. Откуда это берется? Александр Николаевич — дипломированный инженер-технолог, выпускник ВТУЗа при заводе ЗИЛ. Прежде чем взять в руки перо профессионального карикатуриста, он успел поработать токар
Оглавление

Представьте себе стопку бумаги. Нет, не пачку для принтера, а настоящую гору, до потолка. Если сложить все карикатуры, которые нарисовал наш сегодняшний герой, получится примерно такой небоскреб — от 20 до 30 тысяч рисунков. Большинству из нас не хватило бы и трех жизней, чтобы просто раскрасить такое количество картинок, а он их придумал и нарисовал.

-2

Сегодня в блоге «Мир комиксов» мы разбираем творчество Александра Николаевича Умярова. И, поверьте, это тот случай, когда биография художника объясняет его стиль лучше любых искусствоведческих терминов.

-3

Школа «Кукрыниксов» и инженерная точность

Если вы посмотрите на работы Умярова, то сразу заметите одну деталь: в них нет ничего лишнего. Никакого визуального шума, дрожащих линий или «творческого беспорядка», за которым часто прячут неумение рисовать. Всё четко, выверено и конструктивно.

-4

Откуда это берется? Александр Николаевич — дипломированный инженер-технолог, выпускник ВТУЗа при заводе ЗИЛ. Прежде чем взять в руки перо профессионального карикатуриста, он успел поработать токарем, фрезеровщиком и механиком.

-5

Когда человек знает, как выточить деталь с точностью до микрона или перебрать двигатель автобуса (а он работал и водителем, получая завидные 200 рублей), его глаз привыкает видеть структуру вещей.

-6

Его карикатура — это инженерный чертеж ситуации. Точный и очень смешной. При этом Умяров следует традициям знаменитых «Кукрыниксов». Это та самая старая школа, где сатира должна быть острой, как резец, а мысль — понятной с первого взгляда.

-7

От «Труда» до Нью-Йорка

Творческий путь Умярова начался в 1973 году с публикации в газете «Труд». Символично, правда? Человек, знающий цену физическому труду, стал главным художником издания, воспевающего этот самый труд. Но талант — штука такая, его в границах одной редакции не удержишь.

-8

Его работы разлетелись по миру с скоростью, которой позавидовал бы его бывший хоккейный тренер (да-да, в юности он был лучшим нападающим Магаданской области, пока травма не вмешалась в планы).

-9

«Крокодил», «Известия», «Правда» — это была обязательная программа для советского человека. Но художник сумел выйти на мировую арену. В такие гиганты как The New York Times и японский «Санкэй Симбунся».

-10

Умяров доказал, что хороший юмор не требует перевода. Смешная ситуация понятна и рабочему в Рязани, и клерку в Париже (там его печатал «Курьер»), и читателю в Токио.

-11
-12

68 побед и дипломов на международных конкурсах — это вам не шутки. Его работы висят в галереях Швеции, Голландии и даже в коллекции ООН. Кажется, дипломаты понимают, что иногда одна карикатура может разрядить обстановку лучше, чем час переговоров.

-13

Хоть физик, хоть лирик

Обычно люди делятся на «технарей» и «гуманитариев», но Умяров смеется над этим делением. Он может сшить рубашку на швейной машинке «Зингер» (еще один неожиданный скилл в копилку), сделать ювелирное украшение, вырезать фигуру из дерева, а потом сесть и нарисовать карикатуру, которая попадет на выставку.

-14

Видимо, жизнь в Магадане, куда он уехал с мамой в детстве, и самостоятельное возвращение в Москву в 16 лет научили его главному: умей делать всё, и нигде не пропадешь.

-15

Этот жизненный опыт делает его юмор «земным», настоящим. Он не витает в облаках, он твердо стоит на ногах и иронично подмечает абсурдность окружающего мира.

-16
-17

В 2006 году произошел интересный поворот. Человеку, нарисовавшему десятки тысяч сюжетов, вдруг стало тесно в рамках листа бумаги. Александр Умяров начал писать прозу.

-18
-19

Сейчас на его счету более 2600 текстов. Это и рассказы, и заметки, и блоги. Видимо, накопилось столько наблюдений, которые невозможно передать одной лишь линией, что пришлось браться за слово.

-20

Это логичное продолжение его пути. И показатель разносторонне развитого ума. Посудите сами, он перешел от создания формы (токарь, скульптор) к образу (художник) и, наконец, к смыслу (писатель).

-22

Творчество Умярова учит нас одной важной вещи: не бойтесь пробовать. Можно быть суровым моряком Северного флота (да, и это было в его биографии) и при этом обладать тонким художественным вкусом. Можно работать на заводе и выставляться в Европе. Главное — делать своё дело качественно и с душой.

-23

А вы знакомы с карикатурами старой школы из «Крокодила» или «Труда»? Или вам ближе современные веб-комиксы? Давайте обсудим в комментариях, есть ли разница в юморе тогда и сейчас!

-24

Источник изображений: Александр Умяров

Больше интересного: