Многообразие автомобилей сегодня является во многом искусственным по своей природе. Массовый сектор вроде бы пестрит различными предложениями. Дилерские центры так и манят купить все более современный экземпляр. На самом деле, как и в любое время, ассортимент вполне ограниченный, и рамки, в которых он находится, определяются производственными мощностями.
Однако далеко не все заводы штампуют безликий ширпотреб. Есть такие легенды, как УАЗ, который чтит традиции даже в 21 столетии. Не так давно официальные лица компании прокомментировали свое отношение к электомобилям. Суть в том, что сейчас (как и ранее) ульяновцы сконцентрируют свое внимание на сборке внедорожников с бензиновыми (дизельными) двигателями. Консервативный подход? Очень может быть. Но, продукция пользуется устойчивым спросом много лет. Люди плохое брать не станут.
Неужели кто-то ждет электрический джип от UAZ? Скорее нет, чем да. Просто потому что клиенты его придерживаются столь же традиционных взглядов на жизнь. Не стоит ломать, что работает. С другой стороны, у завода есть опыт создания техники на альтернативных источниках питания.
Дело было в далеком 1959 году. Речь идет о перспективном 450-ЭМ. Данный фургон проектировался для выполнения заданий на аэродромах. Планировалось наладить массовую сборку таких ТС. Сегодня бы их назвали коммерческими. Да и еще и зелеными. Логика создателей такой «Буханки» была проста. Почему бы не сэкономить на топливе, когда оно всегда под рукой, да и машины будут ездить на небольшие расстояния. Поэтому в качестве альтернативного источника энергия было выбрано электричество. Силовые установки (2 штуки) суммарной мощностью 27 л.с. обеспечивали пробег на одном заряде батареи до 100 км. Вполне неплохо по тем временам. Больше не требовалось. Ведь в аэропорту площадь вполне ограниченная. Внешне авто не отличался от своего традиционного прародителя. Обычный УАЗик с более массивными бортами, где прятались батареи. Пилотная серия электромобилей получила спецокраску. Кстати, элементы питания заряжались на территории аэродрома от постоянного тока. Решение было не оптимальным, но другого не было. Другими словами, от бытовой розетки такой авто запитать было невозможно. Вроде бы не такой уж большой недостаток для казенного транспорта, но он сыграл свою роль. Несмотря на то, что в общем, УАЗ-450ЭМ получился вполне годным, в серию он так не пошел.
В начале 1970-х годов советские инженеры вернулись к теме электромобилей. Тогда в качестве базы был взять бортовой легкий грузовик УАЗ-451. Первую пробную партию отправили трудиться в 34-й автокомбинат. Новая конструкция была неидеальной. Некоторую площадь грузового отсека забрали батареи. Да и мощность теперь была всего лишь 20 «лошадок», ее категорически не хватало. Масса самого грузовичка была 2.4 т. Конструкторы пошли на хитрость, сделав кузов новинки из алюминия. И это 50 лет тому назад! Аккумуляторы были достаточно тяжелыми, свинцово-кислотными. Еще в «Головастике» была система рекуперации энергии. Одного заряда батареи хватало на 50 км.
Спустя несколько лет, в 1977 было принято решение о запуске в мелкую серию УАЗа-451МИ. Из борта батарейки перетащили в кожух снизу под днищем автомобиля. В общем-то, глобально похожую схему используют и сегодня. Новинка весила 3 т и обладала лаконичным дизайном. Снаружи ее можно было отличить лишь по характерным надписям на бортах, да по глухой фальшрадиаторной решетки.
Внутри почти то же самое, что в обычном УАЗе. Добавили специфичные приборы на переднюю панель, да убрали кочергу МКПП. Все-таки внедорожник теперь электрический, и рудименты ему ни к чему.
Все же, если присмотреться к салону автомобиля, то можно заметить некоторые нюансы. Он выполнен чуть более аккуратно, чем массовые аналоги.
Видно, что кожух, который обычно закрывал пространство над бензиновым двигателем выполнен из другого материала. Дверные карты полностью отделаны винилом.
Словно в гоночном болиде, на торпеде красуется выключатель массы. Нашли свое место и вольтметр, и амперметр на приборном щитке.
Уже в 1978 году показали улучшенную версию «Буханки» - УАЗ 3801. Данный авто мог похвастаться другим центром масс. Электродвигатель теперь располагался посредине, сдвинули и батареи. Улучшили охлаждение элементов питания. Их масса составляла 650 кг.
А заряжался электрический УАЗ от обычной розетки. Кстати, данный авто был показан на профильной выставке в США, где с успехом продемонстрировал свои лучшие качества. Данные грузовички строили в единичных экземплярах вплоть до середины 1980-х годов.
Несколько особняком стоит проект 2020 года UAZ Spartan EV, который разрабатывался вместе с чехами. Это УАЗ «Хантер» электродвигатель (163 л.с.) вкупе с полноприводной трансмиссией. Задний межколесный дифференциал блокируется.
С виду машину легко спутать с обычной, настолько они похожи. Такие джипы выпускались с левым и правым рулем. Список доп. оснащения богатый, ведь продавались внедорожники преимущественно в Европе.
Автоломбард: lombardnv.ru
Хотите узнать, как сэкономить на ремонте авто и всегда быть в курсе последних новостей автомира? Тогда подписывайтесь на Telegram-канал! Вас ждут полезные советы и интересные открытия!