Найти в Дзене
Авто-маньяк

Верховный суд поставил точку в деле с водителем, которому запретили управлять атомобилем с МКПП. Решение суда

Верховный суд РФ поставил точку в, казалось бы, необычном, но принципиально важном споре, напрямую касающемся допуска граждан к управлению автомобилями с механической коробкой передач. Поводом стало обращение жителя Красноярского края, которому по медицинским показаниям запретили управлять автомобилем с МКПП, разрешив вождение только машин с автоматической трансмиссией. Мужчина попытался оспорить этот запрет в высшей судебной инстанции, считая его чрезмерным и не учитывающим индивидуальные возможности конкретного водителя. Суть спора заключалась в следующем. При прохождении обязательной медицинской комиссии водителю отказали в допуске к управлению автомобилем с механической коробкой передач из-за отсутствия двух фаланг большого пальца кисти. Именно этот анатомический дефект, по мнению врачей, не позволял безопасно пользоваться рычагом переключения передач и органами управления автомобилем с МКПП. Водителю выдали медицинское заключение с ограничением: разрешено управление транспортными

Верховный суд РФ поставил точку в, казалось бы, необычном, но принципиально важном споре, напрямую касающемся допуска граждан к управлению автомобилями с механической коробкой передач. Поводом стало обращение жителя Красноярского края, которому по медицинским показаниям запретили управлять автомобилем с МКПП, разрешив вождение только машин с автоматической трансмиссией.

Мужчина попытался оспорить этот запрет в высшей судебной инстанции, считая его чрезмерным и не учитывающим индивидуальные возможности конкретного водителя.

Суть спора заключалась в следующем. При прохождении обязательной медицинской комиссии водителю отказали в допуске к управлению автомобилем с механической коробкой передач из-за отсутствия двух фаланг большого пальца кисти. Именно этот анатомический дефект, по мнению врачей, не позволял безопасно пользоваться рычагом переключения передач и органами управления автомобилем с МКПП.

Водителю выдали медицинское заключение с ограничением: разрешено управление транспортными средствами только с автоматической коробкой передач. С таким решением он не согласился и обратился в Верховный суд РФ, указав, что спорная норма не учитывает фактическую способность человека управлять автомобилем, а опирается исключительно на формальные признаки.

В своём иске заявитель настаивал, что способен безопасно управлять «Нивой» с механической коробкой, а само ограничение нарушает его право на свободу передвижения. Однако Верховный суд занял иную позицию.

Суд указал, что перечень медицинских противопоказаний и ограничений утверждён в целях обеспечения безопасности дорожного движения, а не для оценки индивидуальных навыков конкретного водителя. В решении прямо отмечено, что такие нормы направлены на предотвращение потенциальных рисков, а не на экспериментальную проверку возможностей человека в реальных дорожных условиях.

Правовая основа решения опирается сразу на несколько нормативных актов. В частности:

  • Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», который прямо устанавливает обязанность учитывать медицинские противопоказания при допуске к управлению транспортом;
  • Постановление Правительства РФ № 1604, утвердившее перечень медицинских противопоказаний, показаний и ограничений к управлению транспортными средствами;
  • Приказ Минздрава РФ № 344н, регламентирующий порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей.

Эти документы не оставляют пространства для расширительного толкования: если медицинским заключением управление автомобилем с МКПП запрещено, водитель обязан соблюдать это ограничение.

В итоге Верховный суд отказал в удовлетворении иска. Это означает, что в подобной ситуации у водителя есть лишь два законных варианта: переоборудовать автомобиль под автоматическую трансмиссию либо пересесть на машину с «автоматом». Управление автомобилем с МКПП вопреки медицинским ограничениям будет считаться нарушением закона и повлечёт ответственность.

Данное решение стало важным разъяснением: в вопросах допуска к управлению транспортом приоритет всегда остаётся за формальной медицинской оценкой, а не субъективной уверенностью водителя в собственных возможностях.