Найти в Дзене
Литература_100

Трикстер - герой литературы

Это божество, дух, человек или антропоморфное животное, совершающее противоправные действия или, во всяком случае, не подчиняющееся общим правилам поведения. Как правило, трикстер ставит задачей поменять суть игрового процесса, ситуации и жизни, а не действует по злому умыслу (но в некоторых произведениях их уловки могут иметь очень серьёзные последствия). Не сама игра жизни, а процесс важен для трикстера. В художественных произведениях трикстеры часто выступают в роли антигероев, но могут быть героями или злодеями. (по материалам Википедии) Черты трикстера имеют многие персонажи русской литературы. Самые примечательные - это Чичиков и Остап Бендер, герои детских книг. Плут Чичиков: у Гоголя он описан как человек не толстый и не тонкий, то есть никакой. Не за что ухватиться - трикстер ускользает от описания. Он творец хаоса, вечный, неистребимый авантюрист. Остап Бендер - это обаятельный проходимец, организующий авантюрный сюжет. Трикстерная природа Остапа Бендера не позволяет адекват

Это божество, дух, человек или антропоморфное животное, совершающее противоправные действия или, во всяком случае, не подчиняющееся общим правилам поведения. Как правило, трикстер ставит задачей поменять суть игрового процесса, ситуации и жизни, а не действует по злому умыслу (но в некоторых произведениях их уловки могут иметь очень серьёзные последствия). Не сама игра жизни, а процесс важен для трикстера. В художественных произведениях трикстеры часто выступают в роли антигероев, но могут быть героями или злодеями. (по материалам Википедии)

Черты трикстера имеют многие персонажи русской литературы. Самые примечательные - это Чичиков и Остап Бендер, герои детских книг.

Плут Чичиков: у Гоголя он описан как человек не толстый и не тонкий, то есть никакой. Не за что ухватиться - трикстер ускользает от описания. Он творец хаоса, вечный, неистребимый авантюрист.

Остап Бендер - это обаятельный проходимец, организующий авантюрный сюжет. Трикстерная природа Остапа Бендера не позволяет адекватно воплотить этот образ в кино: у него получается слишком определенный и часто довольно маскулинный облик, а трикстер - текучий, аморфный и юркий. Согласны?

Трикстеров много в детской литературе - это шалуны, нарушители норм, проходящие через трикстерную фазу путь взросления. Вот, допустим, Незнайка. Он шалит, шутит, ошибается, влипает в истории, и его "незнание" - это отказ трикстера от социализации, связи с благополучной частью общества.

Трикстеры транзитом проходят через сюжет, чтобы разорвать рутину и переворошить сложившиеся связи. Когда сюжет окончен, пространство выталкивает трикстера за борт.