Найти в Дзене
Автодрайв

Последний вздох классики: как ВАЗ Priora стала лучше, но время её ушло

В истории российского автопрома найдётся немного машин с такой же сложной судьбой, как у LADA Priora. Её появление ждали как откровения, но встретили с прохладцей: слишком уж сырой и противоречивой она вышла в 2007 году. Однако настоящий, завершённый образ, за который её в итоге полюбили (или приняли) некоторые водители, Priora обрела лишь под самый закат — после рестайлинга 2013 года. Это была уже не та нервная и капризная машина первых выпусков, а спокойный, основательно доработанный автомобиль. Он вышел на рынок в странное время: эра классических седанов ВАЗа доживала последние дни, но именно эта «последняя из могикан» сумела показать, на что ещё способна старая добрая платформа. Давайте вспомним, какой была финальная Priora, что в ней наконец-то получилось, а что так и осталось непреодолимым наследием прошлого. Внешность и салон: взросление по-тольяттински Когда в 2013 году показали обновлённую Priora, многие ждали революции. Но революции не случилось. Вместо этого дизайнеры прове

В истории российского автопрома найдётся немного машин с такой же сложной судьбой, как у LADA Priora. Её появление ждали как откровения, но встретили с прохладцей: слишком уж сырой и противоречивой она вышла в 2007 году. Однако настоящий, завершённый образ, за который её в итоге полюбили (или приняли) некоторые водители, Priora обрела лишь под самый закат — после рестайлинга 2013 года. Это была уже не та нервная и капризная машина первых выпусков, а спокойный, основательно доработанный автомобиль. Он вышел на рынок в странное время: эра классических седанов ВАЗа доживала последние дни, но именно эта «последняя из могикан» сумела показать, на что ещё способна старая добрая платформа. Давайте вспомним, какой была финальная Priora, что в ней наконец-то получилось, а что так и осталось непреодолимым наследием прошлого.

Внешность и салон: взросление по-тольяттински

Когда в 2013 году показали обновлённую Priora, многие ждали революции. Но революции не случилось. Вместо этого дизайнеры провели тонкую, почти ювелирную операцию по «взрослению» лица автомобиля. Самой заметной деталью стали новые фары головного света. Ушли угловатые, немного наивные блоки, их место заняли более строгие, вытянутые формы с хитрой светодиодной полоской дневных ходовых огней. Эта полоска, кстати, стала визитной карточкой — машину в потоке узнавали сразу. Решётка радиатора, та самая «птица», немного утопили в бампер, сделав облик солиднее. Сзади тоже поработали над световодами в фонарях — вечером Priora теперь выглядела не как дешёвый игрушечный огонёк, а как солидный автомобиль. Как тогда писали в журнале «За рулём», эти изменения помогли модели «наконец-то избавиться от налёта кустарности и визуально соответствовать второму десятилетию XXI века».

Внутри перемены ощущались кожей и руками. Самое большое нововведение — совершенно новая приборная панель от LADA Granta. Для пуристов это было предательством идеалов, ведь родная панель от «десятки» считалась культовой. Но практика победила эмоции. Новая панель была куда логичнее: крупные, хорошо читаемые шкалы спидометра и тахометра, понятная индикация. Исчезли вечные спутники старой Priora — скрипы и прогибы. Пластик, конечно, не стал мягким на ощупь, но он перестал быть откровенно «мыльничным», сборка щитка стала чёткой, без щелей. На руль высших комплектаций наконец-то поставили кнопки управления аудиосистемой — мелочь, а приятно. А вместо унылой магнитолы с зелёным дисплеем в центре консоли мог красоваться сенсорный мультимедийный экран с навигацией. Для машины, чья основа родом из 90-х, это был гигантский скачок вперёд в плане комфорта и восприятия.

Но волшебства не случилось. Каркас кузова, его геометрия и акустические свойства остались прежними. Шум двигателя на высоких оборотах по-прежнему назойливо пробивался в салон, а на щебёнке колёса отчётливо перестукивались через подвеску. Пространство сзади для взрослых пассажиров было достаточным, но не щедрым. Как точно подметил один из обозревателей на Auto.ru, «Priora после рестайлинга не стала диваном на колёсах. Она осталась водительской машиной, где комфорт пассажира — не первостепенная задача. Её стихия — уверенное движение по трассе, а не развоз семьи в облаке тишины». И для своего круга поклонников — тех, кто ценил чёткую обратную связь, простоту и понятность — такие условия были нормой. Рестайлинг сделал ежедневное общение с автомобилем цивилизованнее, не лишив его характера.

-2

Что пряталось под капотом и как она ехала

Под капотом финальной Priora происходили важные, хоть и не громкие, события. Главным новшеством стал двигатель ВАЗ-21127 объёмом 1.6 литра. Он выдавал уже 106 лошадиных сил вместо прежних 98. Цифры скромные, но суть не только в них. Это был шестнадцатиклапанный мотор с обновлённой системой впрыска и, что важно, с ременным приводом ГРМ вместо цепного. Цепь на старых моторах могла греметь и требовала внимания, ремень же работал тише. Динамика улучшилась не кардинально, но ощутимо, особенно «на верхах». Как отмечали в журнале Autoreview, «двигатель стал более культурным и отзывчивым, он легче раскручивается и не так яростно вопит на предельных оборотах». С ним по-прежнему работала либо пятиступенчатая «механика», либо четырёхступенчатый «автомат» Jatco.

И вот с этой автоматической коробкой передач связана главная техническая грусть Priora. Агрегат был старый, не отличался ни быстротой переключений, ни экономичностью. Он словно «задумчиво» перебирал передачи, съедая часть драгоценных лошадиных сил и добавляя к расходу топлива. Большинство знающих покупателей и экспертов единодушно советовали выбирать механическую коробку — только с ней Priora раскрывала свой нрав предсказуемой и даже азартной машины. «Автомат» же превращал её в спокойного и неспешного семьянина, что шло вразрез с её спортивной, в хорошем смысле, сущностью.

-3

Зато рулевое управление после рестайлинга стало настоящим подарком для водителей. Старый электроусилитель с его неестественным поведением (пусто на прямой, резко тяжело в повороте) заменили на новый, с прогрессивной характеристикой. Руль стал «говорить» с водителем: появился понятный и линейный усилие, информативная обратная связь о том, что делают передние колёса. Это было огромным шагом вперёд. Подвеску также слегка перенастроили, сделав её чуть более податливой к мелким неровностям, но не лишив её знаменитой энергоёмкости на разбитой дороге. В базовой комплектации на всех Priora появилась система ABS — наконец-то! Без неё в гололёд было страшновато. На люксовых версиях предлагались и фронтальные подушки безопасности. Однако, как показывали независимые тесты, каркас безопасности автомобиля оставался наследием 90-х. По словам экспертов, уровень защиты соответствовал устаревшим нормам. Priora стала безопаснее, но не догнала современных стандартов.

Прощание без фанфар: почему её перестали покупать

Выйдя на рынок в 2013 году, обновлённая Priora столкнулась с жестокой реальностью. Её главными конкурентами оказались не столько иномарки, сколько новые модели из дома родного — молодая, недорогая и современная LADA Granta и готовящаяся к выходу флагманская Vesta. Покупательский интерес стремительно смещался. Priora, даже похорошевшая и подтянутая, была автомобилем уходящей философии: крупным трёхобъёмным седаном на старой платформе. Её преимущества — низкая цена, дешёвое обслуживание, понятная для любого гаражного мастера конструкция и хорошая динамика — уже не были решающими для масс.

Цифры продаж говорят красноречиво. По данным «Автостата», в 2014 году разошлось около 85 тысяч Priora во всех кузовах. А к 2017-му — уже менее 25 тысяч. Машина находила своего преданного покупателя: часто это были таксисты, ценившие её выносливость и просторный багажник, или водители, выросшие на «восьмёрках» и «десятках», желавшие знакомого ощущения от дороги. Но для нового поколения покупателей она была уже слишком архаичной. Аналитик Владимир Беспалов тогда отмечал: «Priora выполнила роль „мостика“. Она удерживала консервативную часть аудитории, давая АвтоВАЗу время и ресурсы на создание абсолютно новых автомобилей на альянсовой платформе».

Производство LADA Priora окончательно остановили в мае 2018 года. Не было громких прощальных версий, последних эксклюзивных партий. Она просто, без лишнего шума, сошла с конвейера, освободив место для Vesta. Этот тихий уход очень символичен. Priora стала лебединой песней целой инженерной эпохи — времени, когда из одной удачной платформы десятилетиями выжимали максимум, постепенно шлифуя и улучшая. Рестайлинг 2013 года подарил ей достойный финал, превратив из проблемного подростка в зрелую, предсказуемую и честную машину. Сегодня последние Priora — это уже не просто транспорт, а постепенно превращающийся в предмет ностальгии артефакт. Последний представитель длинной династии, начавшейся с ВАЗ-2110. И в этой долгой истории её последняя глава, пожалуй, оказалась самой гладкой и проработанной. Она умела ехать, не боялась плохих дорог и честно служила до последнего вздоха. В этом была её простая и понятная правда.

-4