Найти в Дзене
Живописные истории

Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрён «Графиня Дюбарри в соломенной шляпе», ок. 1781 г.

В своих «Souvenirs» французская художница Мари-Элизабет-Луизы Виже-Лебрён (1755–1842) следующим образом описывает встречу с Жанной Бекю, мадам Дюбарри (1743–1793), которая, выйдя из самых низших слоев общества, в конечном итоге прошла через королевский дворец на пути к гильотине: В 1786 году я впервые отправилась в Лувесьенн, где обещала написать портрет мадам Дюбарри. Мне было чрезвычайно любопытно увидеть фаворитку, о которой я так много слышала. Мадам Дюбарри, вероятно, было около сорока пяти лет. Она была высокого роста, но не слишком высокая; полная, с довольно большой, но очень красивой грудью; лицо её всё ещё было очаровательным, черты лица правильные и изящные; волосы пепельно-серые и кудрявые, как у ребёнка; только цвет лица начинал бледнеть. Она приняла меня с большой любезностью и показалась мне очень учтивой; но я обнаружила, что в её остроумии было больше естественности, чем в манерах. Помимо того, что у неё был взгляд кокетки, её удлинённые глаза никогда не открывались по

В своих «Souvenirs» французская художница Мари-Элизабет-Луизы Виже-Лебрён (1755–1842) следующим образом описывает встречу с Жанной Бекю, мадам Дюбарри (1743–1793), которая, выйдя из самых низших слоев общества, в конечном итоге прошла через королевский дворец на пути к гильотине:

В 1786 году я впервые отправилась в Лувесьенн, где обещала написать портрет мадам Дюбарри. Мне было чрезвычайно любопытно увидеть фаворитку, о которой я так много слышала. Мадам Дюбарри, вероятно, было около сорока пяти лет. Она была высокого роста, но не слишком высокая; полная, с довольно большой, но очень красивой грудью; лицо её всё ещё было очаровательным, черты лица правильные и изящные; волосы пепельно-серые и кудрявые, как у ребёнка; только цвет лица начинал бледнеть. Она приняла меня с большой любезностью и показалась мне очень учтивой; но я обнаружила, что в её остроумии было больше естественности, чем в манерах. Помимо того, что у неё был взгляд кокетки, её удлинённые глаза никогда не открывались полностью, в её произношении было что-то детское, что уже не соответствовало её возрасту… Летом и зимой мадам Дюбарри носила только платья-рубашки из белого перкаля или муслина, и каждый день, независимо от погоды, она гуляла по своим владениям или за их пределами без каких-либо последствий, поскольку время, проведённое в деревне, дало ей такое крепкое здоровье. Она больше не поддерживала никаких отношений со многими членами двора, которые так долго её окружали… Я написала три портрета мадам Дюбарри. На первом я изобразила её по пояс, почти в три четверти профиля, в пеньюаре и соломенной шляпе; на втором она одета в белый атлас и держит в одной руке венок, а другая рука опирается на пьедестал. Я написала эту картину с величайшей тщательностью; как и первая, она предназначалась для герцога де Бриссака, и недавно я снова её видела. Старый генерал, которому она принадлежит, несомненно, переписал голову, потому что это не та, которую написала я; на этой картине румяна нанесены до самых глаз, а мадам Дюбарри никогда не пользовалась румянами. Поэтому я отказываюсь от этой головы, она не моя; вся остальная часть картины цела и хорошо сохранилась... Третий портрет мадам Дюбарри находится у меня дома. Я начала его примерно в середине сентября 1789 года.

В списке работ, написанных до 1789 года (помимо копии, которую она написала в 1778 году, возможно, по работе Франсуа Юбера Друэ), художница упоминает первый портрет графини 1781 года, а не 1786 года, и два других портрета 1787 года: один изображает модель в полный рост, а другой — "в пеньюаре".

Поскольку списки и воспоминания художницы не всегда совпадают, любую подобную информацию необходимо сопоставлять с сохранившимися работами.

Судя по видимому возрасту модели, настоящий портрет, вероятно, датируется 1781 годом.

В этом году Виже-Лебрён также работала для герцога де Бриссака, любовника мадам Дюбарри, который, возможно, и заказал эту картину и в любом случае был её получателем.

Изображение является замечательной данью уважения бывшей фаворитке Людовика XV, подчеркивая её красоту и свободу в одежде, которую многие дамы двора переняли.

Именно поэтому картина была признана вполне удовлетворительной и была повторена художницей, возможно, в 1787 году, и скопирована несколько раз.

Картина находится в частном собрании.

Статьи о творчестве и жизни Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрён:

Виже-Лебрён | Живописные истории | Дзен
P.S. Приглашаем вас посетить наш телеграмм-канал, там много всего интересно. А уж сколько прекрасных картин у нас в вк. Ждем вас с нетерпением!
-2