Один из самых ожидаемых фильмов 2025 года на нашем канале – американское романтическое драмеди от режиссёра и сценариста Селин Сон, недавний дебют которой – «Прошлые жизни» (2023) – мы признавали одним из лучших зарубежных фильмов прошлого года в российском прокате (и кто скажет после этого, что мы не любим женщин в творческих профессиях?). Тогда «Past Lives» пленил уютностью, нежностью, интимностью рассказанной женщиной-автором истории, основанной на её собственных личных воспоминаниях, переживаниях и выборе между ностальгией и необходимостью идти по жизни только вперёд. На сей же раз, после двух номинаций на Оскар и пришедшего после отличного старта карьеры успеха, Селин должна была сделать не менее ответственный шаг – подтвердить, что отличное начало было не случайностью, и что её звёздочка по крайней мере в американском кинематографе зажглась всерьёз и надолго. А эта задача, как известно, едва ли ни сложнее, чем заявить о себе.
Зато теперь перед Сон открылось окно возможностей. Бюджет новинки вырос почти в два раза по сравнению с предшественником, и в её распоряжении оказались не просто какие-то начинающие актёры, а известные громкие имена – Дакота Джонсон, Крис Эванс, Педро Паскаль, за музыкальное сопровождение отвечал один из лучших кино-композиторов современности – Дэниэл Пембертон, а в качестве натуры для сюжета был выбран всё тот же Нью-Йорк; снимай – не хочу! Вот Сон и начала снимать, предварительно написав ещё один личный жизненный и столь актуальный в сегодняшнем мире сценарий (за десять лет до начала съёмок она около полугода работала в брачном агентстве, поэтому знала, о чём говорить), ввиду чего, даже абстрагируясь от полученного результата, можно с уверенностью утверждать, что выбирать правильные, нужные и злободневные темы для большинства современников тридцатисемилетняя уроженка Южной Кореи действительно умеет, при этом не стремясь заполучить как можно больше призов на очередной конъюнктуре по примеру некоторых амбициозных коллег.
Речь в фильме «Материалистка» (в оригинале – «Материалисты») идёт, как не сложно догадаться, о противопоставлении духовного и материального. И всё бы ничего – все мы находимся в осязаемом мире, любим хорошие вещи, и без денег, увы, не проживёшь, – но только в данном случае материальный аспект выходит на первый там, где его, по идее, не должно вообще быть – в отношениях между мужчинами и женщинами, женихами и невестами, жёнами и мужьями. Люси Мейсон в исполнении Дакоты Джонсон – работник брачного агентства, подбирающая людям пару по параметрам, а по-русски – просто сваха (и ещё по роду деятельности – психотерапевт на пол ставки), в какой-то момент сама поставлена перед сложным выбором. С одной стороны – богач, красавец и в целом мужчина на 10 из 10 Гарри Кастильо (Педро Паскаль), который заинтересовался незнакомкой на свадьбе своего брата (которую, кстати, она же и устроила). С другой – её бывший парень, красавчик Джон Финч (Крис Эванс), живущий в коммуналке и подрабатывающий чем придётся, которому кроме своей любви и предложить то особенно нечего.
Таков наш циничный материальный мир. Романтика, раздавленная практичностью. Навязанное капитализмом мещанское мировоззрение. Брак стал обычной сделкой, отношения превратились в торг сродни покупке телевизора – предложение цены и поиск лучшего варианта на рынке. В критериях выбора спутника по жизни не личностные качества – доброта, ответственность, духовность, родственность души, – а толстый кошелёк, большая зарплата, положение в обществе, стереотипные внешние данные (высокий рост, стройна фигура, утончённые черты и т.д.). Один свайп вправо, сто свайпов влево в попытке найти идеальный вариант, а если не повезёт – нарваться на маньяка или садиста, как это случилось с одной из женщин в фильме. Кто пользовался хоть раз сайтами знакомств, тот знает принцип отбора. Конечно, материальная сущность была в человеке всегда – предисловие «Материалистки» прямо говорит об этом, демонстрируя эпизод из первобытного строя. Однако сравните нынешнюю концепцию знакомств с той же советской лентой «Одиноким предоставляется общежитие» (1983), где героиня Натальи Гундаревой тоже занималась сводничеством, знакомя подруг с мужчинами по переписке (правда, делала это безвозмездно), и, что называется, почувствуйте разницу между двумя, казалось бы, близкими друг к другу эпохами: каких-то 40 лет назад всё было гораздо проще, и людьми двигали иные ценности.
Любовь – это последняя религия, последняя страна, последняя выжившая идеология. А во что же ещё нам остаётся верить? На своём пути вы будете порой сбиваться. Такова жизнь. Но когда собьётесь, совет будет прост – иди туда, где любовь.
Цитата из фильма.
И в этом смысле Селин Сон, надо отдать ей должное, по протоптанной тропе идти не захотела. Она словно пытается докричаться до каждого: осмотритесь вокруг, любовь не умерла, романтика ещё здесь, среди нас! Ну, а поскольку годами вдалбливаемые в мозги стереотипы мышления и поведения изменить одним фильмом невозможно, в ответ – насмешливые комментарии в сети о том, что Дакота Джонсон выбрала бомжа вместо крутого парня, или критические стрелы от прагматиков, мол, хватит рассказывать сказки, так в реальности не бывает. Другое дело, что вторая работа Селин объективно получилась слабее дебюта, и тут уж никуда не денешься – приходится признавать. Постановка в целом вышла далёкой от идеала, скучноватой, не настолько тонкой и душевной, как «Прошлые жизни». Фильму явственно не хватает событийности, из-за чего, например, сравнения с «Правила съёма: Метод Хитча» двадцатилетней давности будет не в пользу новинки. Недостаточно глубоко раскрыта мотивация главной героини. Не понятно, какие именно ситуации повлияли на её решение и подтолкнули к неочевидному выбору. Также неприятно удивило излишнее количество сцен с курящими и употребляющими алкоголь актёрами, что как-то не вяжется с выбранным лёгким тоном повествования.
Кому-то может показаться, что мораль «Материалистки» слишком проста и банальна для сложного прогрессивного мира. Однако от этого она не менее важна и своевременна – идеальных вариантов в личных отношениях нет и быть не может. Гораздо лучше найти спутника по жизни самому, без посредников (желательно делая это по любви), чем покупать других или продавать себя по каким-то меркантильным параметрам, счастье которые всё равно не принесут (правда, с оговоркой самого автора, что если у кого-то всё-таки не сложатся «мэтчи» в диктующем свои правила 21 веке, то знающие специалисты обязательно придут на помощь). И пусть, как уже говорилось выше, фильм не оправдал всех ожиданий, ниже определённой планки Селин Сон не опустилась; она всё такая же молодая и перспективная, как и несколько лет назад, и всё так же у нас на карандаше. А, значит, продолжаем следить за ней и ждать её следующих работ. Сейчас же говорим спасибо уже хотя бы за то, что возродила надежду: деньги и материальные ценности – это не главное!
______________________________
Настоящая статья продублирована в блоге автора на сайте Кинориум.ру