Найти в Дзене

«Материалистка»: любовь на рынке компромиссов

Один из самых ожидаемых фильмов 2025 года на нашем канале – американское романтическое драмеди от режиссёра и сценариста Селин Сон, недавний дебют которой – «Прошлые жизни» (2023) – мы признавали одним из лучших зарубежных фильмов прошлого года в российском прокате (и кто скажет после этого, что мы не любим женщин в творческих профессиях?). Тогда «Past Lives» пленил уютностью, нежностью, интимностью рассказанной женщиной-автором истории, основанной на её собственных личных воспоминаниях, переживаниях и выборе между ностальгией и необходимостью идти по жизни только вперёд. На сей же раз, после двух номинаций на Оскар и пришедшего после отличного старта карьеры успеха, Селин должна была сделать не менее ответственный шаг – подтвердить, что отличное начало было не случайностью, и что её звёздочка по крайней мере в американском кинематографе зажглась всерьёз и надолго. А эта задача, как известно, едва ли ни сложнее, чем заявить о себе. Зато теперь перед Сон открылось окно возможностей. Бюд

Один из самых ожидаемых фильмов 2025 года на нашем канале – американское романтическое драмеди от режиссёра и сценариста Селин Сон, недавний дебют которой – «Прошлые жизни» (2023) – мы признавали одним из лучших зарубежных фильмов прошлого года в российском прокате (и кто скажет после этого, что мы не любим женщин в творческих профессиях?). Тогда «Past Lives» пленил уютностью, нежностью, интимностью рассказанной женщиной-автором истории, основанной на её собственных личных воспоминаниях, переживаниях и выборе между ностальгией и необходимостью идти по жизни только вперёд. На сей же раз, после двух номинаций на Оскар и пришедшего после отличного старта карьеры успеха, Селин должна была сделать не менее ответственный шаг – подтвердить, что отличное начало было не случайностью, и что её звёздочка по крайней мере в американском кинематографе зажглась всерьёз и надолго. А эта задача, как известно, едва ли ни сложнее, чем заявить о себе.

Кадр из фильма. Выбор героини непрост: с одной стороны – богач, красавец и в целом мужчина на 10 из 10  (Педро Паскаль)...
Кадр из фильма. Выбор героини непрост: с одной стороны – богач, красавец и в целом мужчина на 10 из 10 (Педро Паскаль)...

Зато теперь перед Сон открылось окно возможностей. Бюджет новинки вырос почти в два раза по сравнению с предшественником, и в её распоряжении оказались не просто какие-то начинающие актёры, а известные громкие имена – Дакота Джонсон, Крис Эванс, Педро Паскаль, за музыкальное сопровождение отвечал один из лучших кино-композиторов современности – Дэниэл Пембертон, а в качестве натуры для сюжета был выбран всё тот же Нью-Йорк; снимай – не хочу! Вот Сон и начала снимать, предварительно написав ещё один личный жизненный и столь актуальный в сегодняшнем мире сценарий (за десять лет до начала съёмок она около полугода работала в брачном агентстве, поэтому знала, о чём говорить), ввиду чего, даже абстрагируясь от полученного результата, можно с уверенностью утверждать, что выбирать правильные, нужные и злободневные темы для большинства современников тридцатисемилетняя уроженка Южной Кореи действительно умеет, при этом не стремясь заполучить как можно больше призов на очередной конъюнктуре по примеру некоторых амбициозных коллег.

Кадр из фильма. ... с другой стороны – красивый и любящий бывший бойфренд, живущий в коммуналке и подрабатывающий чем придётся (Крис Эванс)
Кадр из фильма. ... с другой стороны – красивый и любящий бывший бойфренд, живущий в коммуналке и подрабатывающий чем придётся (Крис Эванс)

Речь в фильме «Материалистка» (в оригинале – «Материалисты») идёт, как не сложно догадаться, о противопоставлении духовного и материального. И всё бы ничего – все мы находимся в осязаемом мире, любим хорошие вещи, и без денег, увы, не проживёшь, – но только в данном случае материальный аспект выходит на первый там, где его, по идее, не должно вообще быть – в отношениях между мужчинами и женщинами, женихами и невестами, жёнами и мужьями. Люси Мейсон в исполнении Дакоты Джонсон – работник брачного агентства, подбирающая людям пару по параметрам, а по-русски – просто сваха (и ещё по роду деятельности – психотерапевт на пол ставки), в какой-то момент сама поставлена перед сложным выбором. С одной стороны – богач, красавец и в целом мужчина на 10 из 10 Гарри Кастильо (Педро Паскаль), который заинтересовался незнакомкой на свадьбе своего брата (которую, кстати, она же и устроила). С другой – её бывший парень, красавчик Джон Финч (Крис Эванс), живущий в коммуналке и подрабатывающий чем придётся, которому кроме своей любви и предложить то особенно нечего.

На съёмках. Режиссёр и сценарист Селин Сон (слева) в компании главных актёров
На съёмках. Режиссёр и сценарист Селин Сон (слева) в компании главных актёров

Таков наш циничный материальный мир. Романтика, раздавленная практичностью. Навязанное капитализмом мещанское мировоззрение. Брак стал обычной сделкой, отношения превратились в торг сродни покупке телевизора – предложение цены и поиск лучшего варианта на рынке. В критериях выбора спутника по жизни не личностные качества – доброта, ответственность, духовность, родственность души, – а толстый кошелёк, большая зарплата, положение в обществе, стереотипные внешние данные (высокий рост, стройна фигура, утончённые черты и т.д.). Один свайп вправо, сто свайпов влево в попытке найти идеальный вариант, а если не повезёт – нарваться на маньяка или садиста, как это случилось с одной из женщин в фильме. Кто пользовался хоть раз сайтами знакомств, тот знает принцип отбора. Конечно, материальная сущность была в человеке всегда – предисловие «Материалистки» прямо говорит об этом, демонстрируя эпизод из первобытного строя. Однако сравните нынешнюю концепцию знакомств с той же советской лентой «Одиноким предоставляется общежитие» (1983), где героиня Натальи Гундаревой тоже занималась сводничеством, знакомя подруг с мужчинами по переписке (правда, делала это безвозмездно), и, что называется, почувствуйте разницу между двумя, казалось бы, близкими друг к другу эпохами: каких-то 40 лет назад всё было гораздо проще, и людьми двигали иные ценности.

Любовь – это последняя религия, последняя страна, последняя выжившая идеология. А во что же ещё нам остаётся верить? На своём пути вы будете порой сбиваться. Такова жизнь. Но когда собьётесь, совет будет прост – иди туда, где любовь.

Цитата из фильма.

Кадр из фильма. Дакота Джонсон справляется со своей ролью неплохо, но, по большому счёту, сыграть брачного агента Люси Мейсон мог кто угодно из голливудского перечня звёзд
Кадр из фильма. Дакота Джонсон справляется со своей ролью неплохо, но, по большому счёту, сыграть брачного агента Люси Мейсон мог кто угодно из голливудского перечня звёзд

И в этом смысле Селин Сон, надо отдать ей должное, по протоптанной тропе идти не захотела. Она словно пытается докричаться до каждого: осмотритесь вокруг, любовь не умерла, романтика ещё здесь, среди нас! Ну, а поскольку годами вдалбливаемые в мозги стереотипы мышления и поведения изменить одним фильмом невозможно, в ответ – насмешливые комментарии в сети о том, что Дакота Джонсон выбрала бомжа вместо крутого парня, или критические стрелы от прагматиков, мол, хватит рассказывать сказки, так в реальности не бывает. Другое дело, что вторая работа Селин объективно получилась слабее дебюта, и тут уж никуда не денешься – приходится признавать. Постановка в целом вышла далёкой от идеала, скучноватой, не настолько тонкой и душевной, как «Прошлые жизни». Фильму явственно не хватает событийности, из-за чего, например, сравнения с «Правила съёма: Метод Хитча» двадцатилетней давности будет не в пользу новинки. Недостаточно глубоко раскрыта мотивация главной героини. Не понятно, какие именно ситуации повлияли на её решение и подтолкнули к неочевидному выбору. Также неприятно удивило излишнее количество сцен с курящими и употребляющими алкоголь актёрами, что как-то не вяжется с выбранным лёгким тоном повествования.

Кадр из фильма. Неприятно удивило излишнее количество сцен с курящими и употребляющими алкоголь актёрами, что как-то не вяжется с выбранным лёгким тоном повествования
Кадр из фильма. Неприятно удивило излишнее количество сцен с курящими и употребляющими алкоголь актёрами, что как-то не вяжется с выбранным лёгким тоном повествования

Кому-то может показаться, что мораль «Материалистки» слишком проста и банальна для сложного прогрессивного мира. Однако от этого она не менее важна и своевременна – идеальных вариантов в личных отношениях нет и быть не может. Гораздо лучше найти спутника по жизни самому, без посредников (желательно делая это по любви), чем покупать других или продавать себя по каким-то меркантильным параметрам, счастье которые всё равно не принесут (правда, с оговоркой самого автора, что если у кого-то всё-таки не сложатся «мэтчи» в диктующем свои правила 21 веке, то знающие специалисты обязательно придут на помощь). И пусть, как уже говорилось выше, фильм не оправдал всех ожиданий, ниже определённой планки Селин Сон не опустилась; она всё такая же молодая и перспективная, как и несколько лет назад, и всё так же у нас на карандаше. А, значит, продолжаем следить за ней и ждать её следующих работ. Сейчас же говорим спасибо уже хотя бы за то, что возродила надежду: деньги и материальные ценности – это не главное!

«Материалистка» (2025, Materialists)
-7

______________________________

Настоящая статья продублирована в блоге автора на сайте Кинориум.ру