Найти в Дзене

Потомок немца с русской душой

Хутор Эртель, расположенный в Малоприваловском сельском поселении Верхнехавского района, назван в честь уроженца Воронежской губернии - русского писателя Александра Ивановича Эртеля. В 2025 году исполнилось 170 лет со дня рождения этого самобытного автора. Гений литературы Лев Толстой высоко ценил творчество Эртеля и ставил его в первый ряд современных ему прозаиков. Дед будущего литератора пришёл в Россию вместе с армией Наполеона и был взят в плен под Смоленском. Как очень часто было до и после этого события в истории нашей страны, несостоявшийся захватчик прижился в России, был увезён одним из русских офицеров в воронежскую деревню, женился на крепостной крестьянке и стал управляющим поместьем. Александр Эртель родился 7 (19) июля 1855 года в селе Ксизово Задонского уезда Воронежской губернии, ныне Задонского района Липецкой области. Маленький Саша появился в семье управляющего помещичьим имением Ивана Людвиговича Эртеля и его супруги, «крепостной девушки», которая в действительнос
Оглавление

Хутор Эртель, расположенный в Малоприваловском сельском поселении Верхнехавского района, назван в честь уроженца Воронежской губернии - русского писателя Александра Ивановича Эртеля. В 2025 году исполнилось 170 лет со дня рождения этого самобытного автора. Гений литературы Лев Толстой высоко ценил творчество Эртеля и ставил его в первый ряд современных ему прозаиков.

Потомок прусского завоевателя

Дед будущего литератора пришёл в Россию вместе с армией Наполеона и был взят в плен под Смоленском. Как очень часто было до и после этого события в истории нашей страны, несостоявшийся захватчик прижился в России, был увезён одним из русских офицеров в воронежскую деревню, женился на крепостной крестьянке и стал управляющим поместьем.

Александр Эртель родился 7 (19) июля 1855 года в селе Ксизово Задонского уезда Воронежской губернии, ныне Задонского района Липецкой области. Маленький Саша появился в семье управляющего помещичьим имением Ивана Людвиговича Эртеля и его супруги, «крепостной девушки», которая в действительности была внебрачной дочерью барина.

-2

В своей автобиографии Александр Иванович рассказывал, что читать его обучила мать. «Писать же я выучился сам, сначала копируя с книг печатные буквы. Затем мой крёстный, помещик Савельев, у которого отец долго был управляющим, предложил отцу взять меня к себе в дом. Жена Савельева была француженка, актриса из какого-то бульварного театра в Париже, почти совсем не говорила по-русски, очень скучала и привязалась ко мне, как к игрушке, рядила меня, кормила лакомствами...».

В одном из писем А.П. Чехову в марте 1893 года А.И. Эртель отмечал: «…Все мы, начиная с деда-пруссака, числимся мещанами города Воронежа, хотя горожанами никогда не были: и дед, и отец управляли барскими имениями в Воронежской и Тамбовской губерниях. Во времена своей юности я проходил свой курс на этой же стезе…».

От конторщика до ссыльного

Домашнее обучение, любовь к чтению, а с 13 лет и практика управления сельским хозяйством в какой-то степени предопределили судьбу Александра Эртеля. В 18 лет он устроился конторщиком в имение помещика Охотникова (Усманский уезд Тамбовской губернии). Там он посещал библиотеку купца и библиофила Ивана Васильевича Федотова, где знакомится с его дочерью − Марией Ивановной, заведующей «храмом знаний». По словам Эртеля, девушка «взялась руководить развитием «молодого дикаря» и вскоре завязался «книжный роман», кончившийся свадьбой».

Потеряв должность конторщика, он на деньги жены арендовал землю. Но разорился, чему и сам удивлялся: «Я, считавшийся дельным хозяином в чужом богатом имении, оказался никуда не годным в своём маленьком».

После неудачного хозяйствования начинающий провинциальный беллетрист Александр Эртель в конце 1870-х годов с помощью писателя-народника Засодимского переехал в Петербург. Работу он нашёл, стал заведующим библиотекой для учащейся молодёжи, которую часто использовали для своих
встреч народовольцы. Жилось ему легко и весело, однако общение с последними привело к аресту, заключению в Петропавловскую крепость и
ссылку в Тверь.

«Гарденины» - тираж 2 миллиона

Первый рассказ Александра Эртеля «Переселенцы» вышел в 1878 году в газете «Русское обозрение», а чуть позже очерк «Письма из Усманского уезда» наделал много шума.

Вернувшись в родные ему степные места Воронежской губернии, Александр Иванович занялся земледелием, но продолжил писать. В 1883 году в «Вестнике Европы» появились 22 рассказа под общим названием «Записки степняка», основанные на образах из жизни воронежских крестьян.

В своих произведениях Эртель детально описывал быт, культуру и язык крестьян. С особым вниманием он рассматривал отношение к ним представителей интеллигенции и помещиков. Как говорил сам автор, народные характеры, отражённые в его произведениях, написаны с натуры.

Сенсацию среди читателей произвёл выход в 1889 году романа-эпопеи «Гарденины, их дворня, приверженцы и враги» в журнале «Русская мысль», вскоре после которого появился ещё один большой роман − «Смена».

Лев Толстой так отзывался о романе «Гарденины»: «…Начав читать эту книгу, не мог оторваться, пока не прочёл её всю и не перечёл некоторых мест по несколько раз».

Роман публиковался различными московскими издательствами пять раз общим тиражом более двух миллионов экземпляров.

Столовые, школы, хутор

В середине 90-х годов XIX века Александр Эртель отошёл от литературы и работал управляющим в помещичьих имениях Воронежской и Тамбовской губерний. В письме к дочери он писал: «Что касается писания повестей и рассказов, то, во-первых, этих штук и без меня множество пишут – и многие пишут так, как мне не написать. Во-вторых, я не совсем уверен, что такие штуки очень нужны, раз есть Достоевские, Толстые, Тургеневы, Чеховы. В-третьих, свойство и  характер моего писательского дарования всегда были «антицензурны».

-3

Во время эпидемии холеры Александр Эртель помогал крестьянам, истратив на них не менее 10 000 рублей. В 1891 году многие губернии России охватил страшный голод. Александр Иванович вслед за Л.Н. Толстым, А.П. Чеховым и В.Г. Короленко принимал участие в сборе средств для голодающих — организовывал столовые, лечение, искал крестьянам работу. В селе Макарье по инициативе писателя была построена школа, где обучалось 120 детей. Ещё одна школа была построена в Александровке — там стала преподавать вторая жена Эртеля, Мария Васильевна Огаркова.

В последние годы Эртель жил в Москве. А вот переехать из первопристольной в присмотренное ранее поместье, ныне известное как хутор Эртель Верхнехавского района, писатель так и не успел. Весной 1913 года имение приобрела его вдова Мария Огаркова, куда и переехала на постоянное место жительства из Москвы.

Александр Иванович Эртель умер 7 (20) февраля 1908 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

В советские времена в бывшем имении Эртелей гостили известные литераторы Михаил Пришвин, Константин Паустовский, Юрий Гончаров.

Подготовила Анна Гаврик

Фото - архив РИА «Воронеж»

Дата публикации оригинала: 2025-12-22