Найти в Дзене
Старпер

О нашей ориентации

Государство у нас социально ориентированное. Оно всегда было таким. В прежние века находилось в России немало хозяев разного ранга и толка, которые нещадно драли крепостных мужиков. От этого барин пользовался в их среде непоколебимым уважением. Очень не желали люди видеть в хозяине тютю, мямлю и размазню. А как иначе? Если подумать: что нужно русскому человеку от хозяина? Да ничего особенно не нужно - лишь бы проявлял по отношению к нему обязательные строгость, степенность и основательность, лишь бы не давал никому никакого спуску и вообще чинил бы всяческую острастку. Не просто же так Бог сделал этого избранника законным господином, владельцем не манькиных ухватов, а серьезного хозяйства. Иное поведение барина было бы противно природе и укладу жизни, завещанному пращурами. Вот на такой исконности и непоколебимой простоте настаивалась в России нутряная, почвенная, не заемная справедливость. Внутренняя политика откликалась на волю социума, а значит, была социально ориентированной. По

Государство у нас социально ориентированное. Оно всегда было таким. В прежние века находилось в России немало хозяев разного ранга и толка, которые нещадно драли крепостных мужиков. От этого барин пользовался в их среде непоколебимым уважением. Очень не желали люди видеть в хозяине тютю, мямлю и размазню.

А как иначе? Если подумать: что нужно русскому человеку от хозяина? Да ничего особенно не нужно - лишь бы проявлял по отношению к нему обязательные строгость, степенность и основательность, лишь бы не давал никому никакого спуску и вообще чинил бы всяческую острастку. Не просто же так Бог сделал этого избранника законным господином, владельцем не манькиных ухватов, а серьезного хозяйства. Иное поведение барина было бы противно природе и укладу жизни, завещанному пращурами.

Вот на такой исконности и непоколебимой простоте настаивалась в России нутряная, почвенная, не заемная справедливость. Внутренняя политика откликалась на волю социума, а значит, была социально ориентированной. По всему поэтому существовал в любимой Богом и избранной им России один из множества свойственных ей парадоксов. Была она ещё с петровских времён империей, но обычных для империализма вывихов в её внутренней жизни ни на ижицу не было.

А потом наползли тучей разные происки и расчеты на разрушение нашей внутренней гармонии. Конечно, это были замыслы внешних и внутренних врагов, и опирались они на тьму имевшихся в стране разных иноагентов. Новые законные правители России из породы большевиков только притворились, что начнут всё переворачивать.

Трудно спорить: напереворачивали они немало, не обошлось в стране без некоторого тарарама и битья горшков – например, кромешного избиения той же церкви. Но главное было сохранено: социальная ориентированность уцелела, вместе с её основой - национальной идентичностью.

Хотя и здесь возник новый парадокс: народная традиция сохранилась, а сам народ превратился в другой, в советский. Да ещё из набора старых китов, на которых держалось государство, выдернули православие. Зато товарищ Сталин легко дал бы фору любому из прежних в следовании стереотипам традиционной, испытанной веками истории ориентации на социум.

Товарищу Сталину не следовало умирать. А он умер. Вот и пришли на его место те, что оказались в главном отношении заметно плоше, чем он. Ладно хоть империализм эти новые удерживали в невыгодном для того положении снизу, под кузькиной матерью. В 1968 году одноименная мама также была показана братским чехам. Подумать только, чтО те братья себе напридумывали: социализм с человеческим лицом!

Плохо же они изучили главную в семье братских народов русскую литературу. А в ней одна молодая дама в своих мыслях точно так же приделывала к кандидатам в мужья разные лица. Ни с чем осталась та дама. Как и неграмотные чехи. Да плохо они изучали даже классиков марксизма-ленинизма. Социализм силен не лицами, а массами. Укатали чешско-социалистическое лицо наши танки. Нет, не способно человеческое лицо противостоять танкам.

Чего греха таить: в какой-то момент подустала советская страна держать не опуская социалистическую социальную ориентированность. Решила немного отдохнуть от непосильной тяжести. Так вот те на: пришли люди, которым жизнь была не в жизнь без того, чтобы построить на этот раз уже капитализм, но не просто капитализм, а с человеческим лицом. Как будто раньше человеческое лицо не утюжили советские танки.

Ну. И как в таком случае было не появиться этим танкам? Появились. В 1991 году. Правда, укатывать физиономию молодого капитализма они на этот раз не стали. И то: действие происходило не в зачуханной Праге, а в столице нашей Родины городе Москве. Танкисты любят этот город за вкусную водку, которой удается разжиться в магазинах при подготовке к многочисленным столичным парадам.

Так в итоге и вышло: отстояло государство милое его сердцу социально ориентированное капиталистическое лицо. Сильно помогло в этом сколь парадоксальное, столь и традиционное самоотречение народа в готовности принять любые начинания и переварить любые невзгоды от действий любой власти. «Лишь бы не война», - отзвуки пережитого в прежние годы властно управляли напуганным людским сознанием.

Между тем, в конце 70-х годов экономическая ситуация в стране стала совсем аховой. Планы катастрофически не выполнялись, пшеницу закупали в Штатах, электрички всё больше заполнялись любящими колбасу людьми из немосковских областей. Оснащенные вместительными рюкзаками экспедиционеры ехали в столицу для штурма этой единственной в стране колбасной твердыни. Для выправления нутриционного перекоса четверг был объявлен во всей стране Днем рыбоеда.

К тому моменту одна нога харизматичного Генерального секретаря уже была занесена над его будущей могилой, и этот руководитель оценивал всё происходившее весьма нестандартно. При всём при том он свято верил в долготерпение народа и в одном разговоре с академиком Ю. Арбатовым высказался о надежности данного народного качества словами: «Он у нас не голодный». Надо вспомнить, что тогда руководство дополнительно было обеспокоено происходившим в Польше с укрепившейся в ней «Солидарностью» и с неуемным Лехом Валенсой. Так что вопрос пропитания собственного населения приобретал ещё большую стратегическую важность.

Шло время, многое менялось. Да взять ту же рыбу. Давно уже не существует рыбного дня, некогда недооцененного народом праздника. При этом даже сам Христос в свое время не погнушался накормить тысячи людей не чем иным, а именно рыбами, присовокупленными к обычному и само собой разумеющемуся хлебу. Сейчас Христа днем с огнем не сыщешь, и вот так запросто прибиться к рыбной халяве – держи карман шире.

Более того, в потреблении рыбы я постепенно скатился до уровня наваги. Не скажу чтобы я из-за этого потерял сон и аппетит. Навага - совершенно удобоваримая, очень даже неплохая рыба. Продавец, давно выделивший меня из среды граждан, берущих товар с разбега, даже подсказал в последний раз, что самые вкусные экземпляры данного вида – это те, что поменьше размером. Плохо одно: если на неё, аналогично другой рыбе, резко повысят цены, из нашего с дочерью рациона данный продукт будет полностью вычеркнут. А мы с ней рыбу любим, в отличие от жены, которая нам её готовит, а сама даже не пробует.

Я сейчас немного поёжился от страха: вдруг да вы сбегаете куда-то к начальству и шепнете о начальнической недоработке в отношении низкой стоимости наваги («слышь, начальник, оказывается, вполне съедобная рыба»).

В детстве и юности я сам ловил навагу на донку рядом с мостом, соединяющим в дельте Северной Двины основную территорию Северодвинска с островом Ягры. Кроме этой наиболее часто попадавшейся на крючок рыбки удавалось вытаскивать снастью камбалу и корюшку. Некоторым счастливчикам случалось заполучить сказочного по своему вкусу, но запрещенного к ловле сига. Меня такая удача обошла.

Кстати, мне совсем непонятен ажиотаж, царящий в Петербурге вокруг корюшки в недели её весенней путины. Не кажется мне её вкус отличающимся от той, северодвинской. Хотя некоторым моим знакомым такое мнится. Но я отношу это к влиянию рекламы и группового психоза. А ту корюшку моего детства я абсолютно никак среди прочей рыбы не выделял. Как бы то ни было, цена питерской поднята сегодня до небес. Я бы ещё понял, если бы она умела выполнять людские желания. Но и без этого умения и по этим ценам её всё равно покупают.

Сегодняшняя ситуация такова, что, как сообщают авторитетные источники, рост цен на рыбу обгоняет мясо, особенно в бюджетном сегменте. Росстат и эксперты отмечают значительное подорожание: например, в 2025 году рыба подорожала на 46% за два года, а отдельные виды, такие как сельдь и скумбрия, показали рост цен до 28-38%.

В самом конце октября руководитель Росрыболовства Илья Шестаков на совещании президента РФ Владимира Путина с правительством сообщил, что вылов водных биологических ресурсов в России по итогам 2025 года составит порядка 4,7 млн тонн. Этого, по его словам, будет достаточно как для обеспечения внутренних потребностей страны, так и для экспортных поставок. Он ещё отметил, что начиная с 2018 года рыбохозяйственный комплекс Российской Федерации характеризуется устойчивым ежегодным выловом в объеме около 5 млн тонн.

Ну что сказать? Любой начальник видит положение дел со своей колокольни, а мы, потребители, со своего шестка. Меня, если честно, сильно удивили на только что состоявшейся пресс-конференции Путина президентские слова о недостаточной обеспеченности россиян рыбой и рыбными продуктами! Небывалое дело. Значит голоса с шестка слились уж в очень сильный вой, раз даже достигли ушей президента, более расположенных к словам одобренного им самим рыбного начальника.

Важным козырем для Шестакова является (действительно реальный) факт роста экспорта российской рыбы. Меня это явление совсем не радует. Даже – наоборот. Проблема «экспорт/внутреннее потребление» аналогична теме постоянно обсуждаемого вопроса о ставке Центробанка. И тема экспорта связана для меня ещё и с тем, куда пойдут вырученные деньги. Скажем, для оперирования на Украине давно объявлена полундра по всем трюмам и сусекам.

В разговорах с друзьями я всегда рассматриваю вопрос ставки Центробанка с позиции того, как она отразится на пенсиях, являющихся сейчас единственными источниками дохода моей семьи. Некоторые из моих товарищей предлагают посмотреть на проблему поширше: дескать, можно остаться и вовсе без пенсий, если высокими ставками будет подорвано всяческое производство.

Можно. Можно в наше время остаться без средств. Кому-то – без самоё жизни. Но такой порядок несправедлив. И молчаливо и безостановочно соглашаться с ним, лишь озаботясь постоянным выбором наименее худшего среди плохого, равносильно медленному отпиливанию одного своего органа за другим. Благодаря такой позиции власть убеждается в полезности для неё самой втюхивать нам на потребу все самое худшее – пусть де выбирают из этого, что поглянется. С другой стороны, в нас при этом воспитывается полезная для неё привычка. Если тебя обокрадут один или даже два раза, ты непременно на это как-то отреагируешь, а если обкрадывают постоянно, появляется привычка и ощущение законности своего статуса обкрадываемого.

Рыба рыбой… А хотя – давайте-ка вернемся к родному капитализму с человеческим лицом. Олигарх – он тоже человек. Правда, ясно, что навагу он есть не будет. Но что-то же будет! И за свою дорогую ненавагу, он, не пересчитывая, отвалит любые положенные деньги. Он этой траты не заметит. Да и вообще в его миллионных делах думать о таких глупостях попросту вредно, т.к. это отвлекает от действительно важного и грозит потерей средств.

В цене ненаваги после Нового года он точно так же не заметит влияния недавно принятого решения о повышении НДС на два процента. Похоже, именно на него ориентировался министр Антон Силуанов, когда утверждал, что «мы и не заметим повышения». А мне хотелось бы, чтобы министр ориентировался на меня. Потому что это я, праздный пенсионер, а не государственный чиновник Силуанов и не занятый бизнес-делами олигарх, регулярно и скрупулезно изучаю магазинные ценники на очень ограниченный круг доступных мне продуктов.

И я заметил. Уже сейчас заметил. Магазинным сетям тоже надо выживать, и, например, в молочке они успели сделать спасительный для них и огорчительный для меня шажок в поднятии цены.

По-человечески поступает тот же Силуанов и иже с ним? Да, от принимаемых им мер человечность человеческого лица нашего капитализма не ухудшается. Раз это капитализм, то и интересуются наши силуановы мнением и самочувствием самих капиталистов. У них - да и у Силуанова тоже - лицо, наверное, стало ещё краше, чем было. То ли еще будет… А о моей роже – давайте лучше помолчим. Хотя кто знает: в зеркало я гляжусь, только когда бреюсь, бреюсь редко… Вдруг да моя навага (не выдавайте мой секрет начальнику!) поспешествовала улучшению тургора, несколько подупавшего в моём лике!

Наш главный по фамилии Путин заявил о более высокой в 2026 году индексации пенсий, чем ожидаемая в нем инфляция. Бабушка это сказала или дедушка – Путину лучше всех известно. Но то, что было это сказано ею или им в разговорной графе «надвое», понятно даже мне. Не буду дискутировать о будущем проценте инфляции – оставим это бабушке (дедушка со своим богатством пусть постоит, а если немощен – посидит, в сторонке).

Но главное иезуитство слов президента кроется в озвученном им сопоставлении величин, совершенно не однородных по внутреннему составу. С одной стороны, ни для кого не секрет огромная разница в пенсии человека, служившего опорой государства, а значит, и самого Путина, при сравнении с моей. При том, что я все годы активной работы имел зарплату заметно выше средней и все налоговые и членские платежи выплачивал по высшей отметке. Сейчас моя пенсия 26 с половиной тысяч. Что говорить о людях, получавших меньше или не наработавших моего стажа!

С другой стороны – сама методика расчета будущей инфляции. Вновь это та же самая знаменитая температура в среднем по больнице. На величину моей личной инфляции никак не влияют цены на драгоценности, автомобили (любые), катера и яхты, говядину и практически на все сыры и виды рыбы… Данный список при оглядке на мое текущее финансовое положение огромен. На неё сильнейшим образом влияют цены на конкретные продукты питания и ЖК расходы. А их процентный рост даже превышает увеличение стоимости прочих товаров и услуг. Такова – у кого-то чуть в плюс, у кого-то – в минус – картина жизни большинства пенсионеров.

Но вернемся всё же к тому, с чего начали. Не имею точных цифр, но интуиция подсказывает, что по степени ощущаемых населением счастья и реализованности россияне занимают твердое место в середине таблицы государств мира. Среднерусский гражданин с младых ногтей знает, что богатым ему не жить. Да он и не рвется в богачи. Конечно, он бы не отказался от богатства и не раздал бы его бомжам, свались на него такое счастье. Но пока не свалилось, ему важнее, чтобы его самого и его страну уважали. А уважение без боязни, как уха без перца. То есть ему надо, чтобы это было в неразъемной паре – чтобы боялись и уважали. Вот и бьется он в первую очередь за бойцовское денежное вспомоществование, которое не сделает его олигархом, но всё же вытянет из бедности, а во вторую, раз подвернулась возможность её осуществить – чтобы боялись и уважали.

ДО НАСТУПЛЕНИЯ 2030 ГОДА ОСТАЕТСЯ 1471 ДЕНЬ. ПОЧЕМУ Я ВЕДУ ЭТОТ ОТСЧЕТ, СМ. В "ЧЕГО НАМ НЕ ХВАТАЛО ДЛЯ РЫВКА"