Письмо тридцать седьмое.
Сыночек, здравствуй!
Прости , что давно не писала. Каждый раз сажусь, настраиваюсь, и не могу настроиться. Зато твоя фотография всегда у меня на виду. И ты как живой. И нет ощущения, что ты не с нами. Ты знаешь, даже недавно приглашали в библиотеку, как юбиляра -поэта, и попросили прочитать стихи. Стихи у меня, конечно, все о тебе. И я всех предупредила, что они не праздничные. И многих довела до слез. Но потом мне написали, что было ощущение, что ты рядом, ты незримо присутствуешь с нами. Вот такое ощущение не только у меня, а у многих. И я думаю, что здесь нет никакой мистики. Просто тонкий и физический мир сейчас находится за такой тонкой перегородкой, что мы чувствуем друг друга.
Я тебе уже рассказывала, что семьи погибших на СВО ребят объединились. И произошло это стремительно, что говорит о том, что назрело давно. И только нужно было подать сигнал. 9 декабря во дворце культуры «Современник» прошло мероприятие, посвященное Дню Героя. По нашей инициативе, но с поддержкой как самого «Современника», так и органов власти. К этому времени мы успели подготовить три больших баннера с портретами наших героев.
Ты знаешь, сыночек, получилось так, что твое фото оказалось прямо в центре. Все фото мы расположили по алфавиту. Никакой подтасовки…Все эти баннеры на подставках расставили в музыкальном зале.
Здесь же – выставка «Мой герой» с портретами сыновей, отцов, братьев…
Тихая торжественная музыка. У баннеров столик, куда люди кладут живые цветы. По нашей просьбе в зале поставили несколько столиков, на которых мамы и жены героев могли написать письма своим ребятам и отправить их в вечность.
Эти письма станут отдельной главой в нашей будущей книге. На мероприятии были мы с отцом, твои дети – Сергей и Соня, племянники Вероника и Славушка.
Вероника, кстати, упрямая, никому не сдает свои чемпионские позиции по конкуру. Везде первая…Ты бы гордился….
В этот день мы официально создали местное общественное движение «Живая память», куда вошли уже 100 человек. Меня избрали председателем движения. А Надежду Чиркину – родственницу погибшего Кэпа – капитана Аблеева, заместителем. В актив вошли также Надежда Моисеенко, она родом из Павловска, но живет в Питере. Ее сынок Ваня, выпускник Московского военного училища, погиб самым первым в нашем районе. Сестра Игоря Харичкова – Мария – юрист по профессии. Живет в Астрахани. Тоже в нашем активе. И Милена Тимофеева, которая, похоронив погибшего на СВО мужа, оставила свой дом, семью, внуков и отправилась на СВО. Кстати сегодня, ее наградили за сбитый ею беспилотник. Вот такие у нс боевые девчата! Расстояния нам – не помеха. Все вопросы обсуждаем и решаем в общем чате. И книга с историями наших героев потихоньку пишется…
Да! На том мероприятии мы показали видеоролик с вашими, сыночек, фотографиями, где вы – живые, красивые, молодые…Полные жизни, надежд и планов. Ролик получился на целых 32 минуты. Перед мероприятием нам даже предложили укоротить его до пяти минут….Мол, зал столько не выстоит. Выстоял! Все 32 минуты зал стоял с горящими свечами в руках – все, и матери, жены, дети, сестры, глава района и представители органов власти, молодежь из школ и учебных заведений. На одном дыхании...
Мне дали слово сразу после ролика, переживали, что не выдержу, не смогу…Но я перед этим напилась всего … Выдержала, хоть и голос дрожал. Заготовки сделала накануне. Но все мои заготовки полетели в пух и прах, и я сказала не совсем то, что планировала сказать, размышляя долгими бессонными ночами, а выразила, прежде всего, благодарность нашему бывшему телеоператору Леше Мазанову, брату одного из погибших ребят.за ролик. Он делал его больше двух недель,не потому что технически было сложно , в оплакивал каждого бойца . Ведь свое горе - рядом и поблагодарила зал за стойкость
- Они стояли там ценой своей жизни - на фронте, держали его! А мы с уважением к их подвигу и памяти стояли здесь… И эти 32 минуты пролетели как мгновение.
А еще я призналась, сыночек, что СВО – это глубоко личная история. Как мне не страшно это выговорить, но, получается, пока не пришло горе в мой дом, я тоже не понимала, почему в нашем городе нет мемориала, почему не называют улицы в честь героев СВО, почему о вас не пишут и не говорят.
Ты знаешь, сейчас мне часто вспоминают именно эти слава и признают, что – да! Это правда! Пока не коснется каждого, люди живут в своем привычном мире, не понимая, что бой идет не ради славы, а ради жизни на Земле.
Одним словом, после того, как мы объединились, с нами стали считаться. И слава Богу! Завтра нас приглашает на встречу глава района Максим Янцов по поводу будущего мемориала героям СВО. У нас есть конкретные предложения, уже не раз озвученные. И я думаю, нам нужно отстаивать их.
Сыночек твой, Леш, резко повзрослел за это лето. Я смотрю на него и думаю, что ты был бы рад этому. И вы бы поддерживали друг друга. А сейчас он взвалил на свои полечи слишком много, понимая, что главный в семье. И учится, и устроился на работу, и в выходные стремится работать на стройке. И многому уже научился. Ты знаешь, он даже живет сейчас отдельно. И пытается жить на свои деньги…Вчера я его прямо уговаривала принять помощь продуктами, но сказал, что пока справляется. Говорю ему – мы уток вырастили, как раз к Новому Году и Рождеству, и яйца есть, и овощи. Приходи, нам в радость помочь. Сказал, что подумает. Самостоятельный наш… Главное, чтобы не сорвал спину и силы свои прежде времени. А как его трясло на похоронах! Это мне уже недавно рассказали...
Да! Неделю назад меня приглашали на турнир по самбо, посвященный памяти твоего тренера Николая Ивановича Таранова. Прежде всего, встретился со мной ваш тренер Владимир Викторович Хаустов, попросил написать историю вашей секции, спросил про тебя…Все всё, конечно, знают. И напомнили, что я была председателем родительского комитета секции самбо и стояла у самых истоков ее создания. И я вспомнила, сынок. Как вы все трое ходили на секцию. Но лучше всех занимался ты, брал первые места. А я подписывала вам грамоты и вручала их.
И Владимир Васильевич принес мне альбомы с фотографиями, где и как все это происходило. И историю я написала. Но вкратце. И над ней надо еще работать и работать. Приятно было, когда после выступления на турнире, мне подарили цветы – большой букет роз.
А недавно меня приглашали в музей. Теперь баннеры с вашими портретами находятся в нашем краеведческом музее. И там же сделали выставку, посвященную СВО. И во время проведения первой экскурсии, меня пригласили и попросили рассказать о тебе. И благодарили за сына. А я благодарю Бога, сыночек, за тебя! Там я примерила на себя бронежилет и каску и даже гранатомет прихватила...
Одним словом, ситуация в городе и районе изменилась. Из техникума тоже позвонили и попросили написать биографию выпускников, погибших на СВО…
А мы сегодня с отцом купили елку. Традиция. Только устанавливать ее придется отцу. Раньше ты и устанавливал , и гирляндами украшал, и потом убирал елку.
А теперь все без тебя. Впервые в жизни. Без тебя, и без мамы.
Завершается тяжелый 2025 год…
PS/ Ты мне приснился сегодня, сынок! Мы о чем-то спорили с тобой. Я тебе - одно, а ты весело, с юмором - свое! Как всегда! Как же я соскучилась по тебе, сынок...